Государственный бюджет и государственный долг
Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета:
· перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);
· стабилизация общественного воспроизводства, экономики;
· осуществление государственной социальной политики.
Доходные статьи бюджета:налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству; поступления от выпуска и продажи государственные ценных бумаг).
Расходные статьи бюджета:
– финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение);
– мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, выдача предприятиям различного вида дотаций – возмещения разницы в ценах, помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.);
– расходы на оборону (закупка вооружений и военной техники, финансирование научно-технических разработок в области вооружения, военное строительство; на содержание армии в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов;
– содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск);
– государственное управление;
– обслуживание государственного долга.
Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета (профицит – превышение доходов над расходами). Причины бюджетного дефицита:
· осуществление крупных государственных программ развития экономики;
· рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;
· милитаризация, рост военных расходов государства;
· военные и стихийные бедствия;
· экономические кризисы.
Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.
Уровень дефицита государственного бюджета – отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).
Варианты финансирования дефицита государственного бюджета:
– увеличение налогов (рост государственных налогов);
– эмиссия нужного количества денег;
– выпуск государственных займов;
– привлечение внешних займов;
– продажа государственной собственности (в переходный период).
Существуют различные подходы (концепции) балансирования дефицита государственного бюджета:
– Ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку).
– Экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы и рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит.
– Функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.
Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга. Государственный долг – сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).
Внутренний долг – задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства. Проблемы внутреннего долга:
– выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);
– для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;
– выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;
– большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.
Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (не должно превышать 25 %). Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.