Финансирование краткосрочного дефицита бюджета
В связи с долговым финансированием краткосрочного дефицита бюджета возникают две проблемы: проблема стимулирования совокупного спроса и проблема процентной ставки. Что касается стимулирования совокупного спроса, то предположим ситуацию, когда краткосрочный дефицит вызван временным снижением налогов. Это, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса. Допустим, что дефицит финансируется путем продажи денных бумаг частным лицам. Через некоторое время снижение налогов прекращается. Результатом этих действий правительства является то, что генерирование государственного долга прекращается, совокупный спрос больше не стимулируется, а на руках у публики находится определенное количество облигаций, представляющих краткосрочный долг государства. Спрашивается, влияют ли находящиеся у населения облигации на совокупный спрос? Вот здесь и возникает теоретическая проблема. Одни экономисты утверждают, что возросшее в виде купленных облигаций богатство увеличивает совокупный спрос. А значит политика долгового финансирования дефицита бюджета вызывает рост национального дохода. Другие, наоборот, отрицают наличие связи между покупкой правительственных ценных бумаг и стимуляцией спроса.
Что касается проблем связанных со ставкой процента, то долговое финансирование, в отличие от денежного, не увеличивает количество денег в обращении. Следовательно, вызывает рост ставки процента и сокращения частных инвестиции.
Финансирование бюджета в долгосрочном периоде
В долгосрочном плане проблемы финансирования дефицита за счет государственного долга вытекают из того, имеется или не имеется экономический рост. Ведь по долгу государство должно платить проценты. Если экономика растет, то проценты выплачиваются из прироста национального продукта. Если роста нет, то проценты можно платить только за счет средств, которые взяты в долг дополнительно. В результате возникает порочный круг, выливающийся в эскалацию государственного долга и в конечном счете - инфляция.
Подводя некоторый итог изложенному выше, представим количественную взаимосвязь между бюджетным дефицитом и государственным долгом:
РВD=∆Вf+∆Вp+Е∆Вv=∆H+∆В'P+∆А+ Е∆Вv, (7.25)
где Р - уровень цен; ВD- реальная величина дефицита государственного бюджета; ∆Вf - объем продаж государственных бумаг Центральному банку; ∆Вp - объем продаж государственных ценных бумаг частному сектору; ∆В'P - объем продаж государственных ценных бумаг не связанных с распродажей государственных активов; Е -.обменный курс, выраженный в единицах отечественной валюты за единицу иностранной; ∆Вv - изменение объема валютных резервов, связанное с финансированием дефицита бюджета; ∆А - объем проданных активов государства.
Если оставить в стороне внешнюю задолженность, то количественная связь между бюджетным дефицитом и государственным долгом выражена величиной ∆В'P.
До сих пор в наших рассуждениях дефицит государственного бюджета выступал, как некое недифференцированное понятие. Между тем экономическая наука выделяет разные виды дефицита.
Виды дефицита
Исходным следует считать общий дефицит. Общий дефицит складывается из первичных выплат и процентных выплат по государственному долгу. Соответственно первичный дефицит представляет собой правительственные платежи, за вычетом государственных доходов.
Кроме общего и первичного различают структурный и циклический дефицит. Циклический дефицит зависит от фазы обычного экономического цикла. В период подъема доходы бюджета в виде налогов растут, а расходы снижаются (прежде всего из за сокращения числа пособий по безработице). Следовательно, значение дефицита снижается. В период спада идут обратные процессы.
Структурный дефицит - это дефицит, присутствующий в экономике даже при полной занятости, то есть не рассасывающийся даже, когда экономический цикл проходит фазу бума.
Следует иметь в виду также различие между реальным и номинальным дефицитом. Реальный дефицит рассматривается в неизменных ценах, номинальный - в текущих. Различие между реальным и номинальным дефицитом становится заметным в период инфляции, когда, с одной стороны, обесценивается сумма государственного долга, с другой - растет ставка процента.
Введя различие между общим и первичным дефицитом, следует еще раз обратить внимание на механизм роста государственной задолженности. Допустим возник некоторый дефицит бюджета. При наличии этого первичного дефицита общий дефицит начинает возрастать. Это происходит потому, что надо выплачивать проценты по долгу, который был образован для покрытия первичного дефицита. Если средств для выплаты процентов нет (нет экономического роста или "он недостаточен), то эти средства снова берутся взаймы и по ним тоже надо платить проценты. Так возникает самогенерирующий механизм роста государственной задолженности.