Модуль 1. введение в историю экономики
Памятка
для студентов групп Эк-21,22,23,Эк(и)-21
по изучению дисциплины «История экономики»
Лекции - 17 час
Семинары -17 час
СРС - 38 час.
Зачет
Составил
Бессонов Е.Н.
к.э.н., доцент
Утверждаю
Зав. кафедрой ЭТиП
________________
24мая 2012 года
1 Цели курса и требования к результатам его усвоения
Целью освоения дисциплины «История экономики» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного экономического мышления, приобретение системных знаний по всемирной истории хозяйства и экономических механизмов и выработка умения пользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
В результате изучения курса «История экономики» обучающийся должен:
знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основные закономерности развития производительных сил и смены способов производства;
- логику фундаментальных экономических процессов в странах Европы, Азии, США;
- общие закономерности современного этапа мирового экономического развития;
- особенности хозяйственной деятельности народов различных стран, тенденции в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения;
- особенности историко-экономического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире
- уметь:
- использовать понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;
- воспринимать, обобщать, анализировать историко-экономическую информацию, самостоятельно ставить цель и выбирать пути ее достижения;
- понимать и анализировать мировоззренческие, социально-экономические, исторические и философские проблемы; теории, элементы экономического анализа при решении социально-значимых и профессиональных задач;
- объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне)
- владеть:
-культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке цели выбору путей ее достижения;
современными методами, способами и средствами получения, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально-экономические проблемы общества;
- навыками анализа закономерностей исторического процесса, событий и процессов экономической истории.
2 Содержание дисциплины
В процессе изучения дисциплины «История экономики» будут рассмотрены следующие темы.
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ
Тема 1. Введение в историю экономики(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, коллоквиум – 1)
Предмет курса «История экономики». Методы, используемые при изучении истории экономики. Задачи и функции истории экономики. Взаимосвязь задач и функций истории экономики и предмета ее исследования. Практическое значение истории экономики. Периодизация истории экономики. Общие и отличительные черты формационного и цивилизационного подходов в истории экономики. Периоды истории экономики. Связь истории экономики с другими науками. Источники и историография истории экономики Пространственное взаимодействие экономики. Основные признаки макрорегиональной структуры (МРС). Особенности МРС России. Факторы, определяющие тип хозяйства и особенности его развития.
Модуль 4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Литература и учебно-методические материалы
(более полный список – у преподавателя)
1.Буфетова Л.П. История экономики зарубежных стран (история рынка и рыночных институтов): [учебник] / Л.П. Буфетова; отв. ред. Г.М.Мкртчян; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, Нац. фонд подгот. кадров. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006 – 319 с. – 69 экз.
2. Толмачева Р.П. Экономическая история: учебник: [для вузов по направлению «Экономика» и экон. специальностям] / Р.П. Толмачева. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 463 с. – 25 экз.
3. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 664 с. – 11 экз.
4.Конотопов М.В. История экономики зарубежных стран: учеб. для вузов:[по экон. специальностям и направлениям] / М.В.Конотопов, С.И.Сметанин . – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС,2006. – 319 с. - 3 экз.
5. Повалихина Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений: [учеб.пособие] / Т.И.Повалихина. – Минск: Соврем.шк.,2007. – 256 с. – 1 экз.
6. Страгис Ю.П. История экономики: учебник / Ю.П. Страгис. – М.: Проспект: Велби, 2007. – 525 с. – 1 экз.
7. Кудров В.М. Национальная экономика России:учебник / В.М. Кудров. – [2-е изд., испр. и доп.]. – М.: ДЕЛО, 2007. – 543 с. – 1 экз.
8. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время: [монография: в 2т.] / Г.И. Ханин. – Новосибирск: НГТУ, 2008 - 2010. – 1 экз.
9. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XX век / Р. Белоусов. – М.:ИздАТ, 1999 – 2006.- Кн. 5: Драматический кризис в конце столетия. – 2006. – 464 с. – 5 экз.
10. Бродель, Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. В 2 т.: пер. с фр. / ФернанБродель; вступ. ст. и ред.Ю.Н. Афанасьева. М.: – Весь Мир, 2011. – 1 экз.
4 График контроля(38 часов)
Тема | Контрольное испытание | Время проведения | Вес в итоговом рейтинге |
Вводное занятие | - | 1 неделя | - |
Коллоквиум* | 3 неделя | 0,08 | |
Контрольная работа** | 5 неделя | 0,08 | |
Контрольная работа | 7 неделя | 0,08 | |
Контрольная работа | 9 неделя | 0,08 | |
Контрольная работа | 11 неделя | 0,08 | |
Коллоквиум | 13 неделя | 0,1 | |
Зачет*** | 17 неделя | 0,5 |
Примечания:
*Коллоквиум представляет собой устное собеседование преподавателя с каждым студентом по заданной теме.
** Все контрольные работы проводятся в течение 45 мин., как правило, они включают 10 заданий на выбор верного ответа.
***На зачете в течение 60 минут каждый студент выполняет по 10 заданий, аналогичных заданиям, включенным в тесты текущего контроля.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по контрольным точкам. «Автоматы» по истории экономики выставляются студентам, успешно выполнившим все контрольные точки учебного плана и набравшим не менее 60 баллов.
Памятка
для студентов групп Эк-21,22,23,Эк(и)-21
по изучению дисциплины «История экономики»
Лекции - 17 час
Семинары -17 час
СРС - 38 час.
Зачет
Составил
Бессонов Е.Н.
к.э.н., доцент
Утверждаю
Зав. кафедрой ЭТиП
________________
24мая 2012 года
1 Цели курса и требования к результатам его усвоения
Целью освоения дисциплины «История экономики» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного экономического мышления, приобретение системных знаний по всемирной истории хозяйства и экономических механизмов и выработка умения пользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
В результате изучения курса «История экономики» обучающийся должен:
знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основные закономерности развития производительных сил и смены способов производства;
- логику фундаментальных экономических процессов в странах Европы, Азии, США;
- общие закономерности современного этапа мирового экономического развития;
- особенности хозяйственной деятельности народов различных стран, тенденции в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения;
- особенности историко-экономического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире
- уметь:
- использовать понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;
- воспринимать, обобщать, анализировать историко-экономическую информацию, самостоятельно ставить цель и выбирать пути ее достижения;
- понимать и анализировать мировоззренческие, социально-экономические, исторические и философские проблемы; теории, элементы экономического анализа при решении социально-значимых и профессиональных задач;
- объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне)
- владеть:
-культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке цели выбору путей ее достижения;
современными методами, способами и средствами получения, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально-экономические проблемы общества;
- навыками анализа закономерностей исторического процесса, событий и процессов экономической истории.
2 Содержание дисциплины
В процессе изучения дисциплины «История экономики» будут рассмотрены следующие темы.
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ
Тема 1. Введение в историю экономики(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, коллоквиум – 1)
Предмет курса «История экономики». Методы, используемые при изучении истории экономики. Задачи и функции истории экономики. Взаимосвязь задач и функций истории экономики и предмета ее исследования. Практическое значение истории экономики. Периодизация истории экономики. Общие и отличительные черты формационного и цивилизационного подходов в истории экономики. Периоды истории экономики. Связь истории экономики с другими науками. Источники и историография истории экономики Пространственное взаимодействие экономики. Основные признаки макрорегиональной структуры (МРС). Особенности МРС России. Факторы, определяющие тип хозяйства и особенности его развития.