Понятие нац-ой эконо-ки.Цель,принципы,объект,предмет нац-ой экон-ки.
Понятие нац-ой эконо-ки.Цель,принципы,объект,предмет нац-ой экон-ки.
Нац-ая экон-ка исследует:
*экономический потенциал страны,его размещение,нац-ый рынок,место страны в мировой экономике и т. д.
*специфику проявления общих экон-их причинно-следственных связей.
*степень и формы государственного вмешательства в экономику,создание нац-ого экон-ого порядка.
*традиции и нац-ую психологию,ответственные за поведенческие реакции членов общества.
*особенности решения социальных проблем.
Будущее национального хозяйства многовариантно;траектория его долгосрочного развития формируется,исходя из тех потенциальных возможностей,которыми оно располагает и с учетом того,как глобальные тенденции учитываются при принятии управленческих решений.
Цель нац-ой экономики
На основе объективного научного анализа обосновать стратегию и тактику социально-экономической политики государства(разработать национальную специфическую модель экономики)для повышения уровня и качества жизни в стране в целом и каждого гражданина в отдельности
Принципы национальной экономики.
Учет закономерных объективных тенденций развития,которые сформировались в экономике и устойчиво проявляют себя в жизни государств;
Учет национальных и индивидуальных особенностей той или иной экономической системы.
Объектнациональной экономики-хозяйственная система страны,входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.
Предметнациональной экономики- социально-экономические процессы воспроизводства,проявляющиеся в закономерностях объемов,темпов и пропорций развития.
Типологизация национальных хозяйственных систем.
*по стадиям развития рыночных отношений
*по уровню социально-экономического развития
*по структуре хозяйства
*по размерам государства
Отраслевая структура национальной экономики России.
Определения уровня развития национальной экономики России.
Важнейшие социально-экономические показатели развития нац-ой экономики.
ВВП как важнейший показатель развития национальной экономики.Методы расчеты ВВП.
Методы расчета ВВП
При расчете ВВП используются три основных метода.
Метод добавленной стоимости
Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах.
Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров.
Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм.
Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
Метод расчета ВВП по расходам
Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:
потребительские расходы населения (С);
валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig );
государственные закупки товаров и услуг (G);
чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
ВВП = С + Ig + G + NX.
Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод)
ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т. е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов.
В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других – доходами.
Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.
Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее.
В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами.
В-четвертых, государственные трансферты.
Стабилизационный фонд РФ.
О Стабилизационном фонде РФ
Предназначение Фонда
Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).[1]
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Формирование и использование средств Фонда
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.[2]
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.[3]
В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управление средствами Фонда
Структура управления
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.[4]
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.[5]
Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.[6]
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):[7]
путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правила инвестирования средств Фонда
Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);
долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):
Минимальный срок 0,25
Максимальный срок 3
В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
Доллар США 45 %
Евро 45 %
Фунт стерлингов 10 %
Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.
Отчетность по операциям со средствами Фонда
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.[8]
Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.[9]
Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.[10]
Понятие нац-ой эконо-ки.Цель,принципы,объект,предмет нац-ой экон-ки.
Нац-ая экон-ка исследует:
*экономический потенциал страны,его размещение,нац-ый рынок,место страны в мировой экономике и т. д.
*специфику проявления общих экон-их причинно-следственных связей.
*степень и формы государственного вмешательства в экономику,создание нац-ого экон-ого порядка.
*традиции и нац-ую психологию,ответственные за поведенческие реакции членов общества.
*особенности решения социальных проблем.
Будущее национального хозяйства многовариантно;траектория его долгосрочного развития формируется,исходя из тех потенциальных возможностей,которыми оно располагает и с учетом того,как глобальные тенденции учитываются при принятии управленческих решений.
Цель нац-ой экономики
На основе объективного научного анализа обосновать стратегию и тактику социально-экономической политики государства(разработать национальную специфическую модель экономики)для повышения уровня и качества жизни в стране в целом и каждого гражданина в отдельности