Маржинализм и неоклассическое направление экономической мысли.
Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота, рост объемов и номенклатуры производства, рынок продавца сменился рынком покупателя, ужесточилась конкуренция; кризис 70-80-х гг. XIX в.
Имена:
Первый этап 70-80-е гг. XIX в: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
Второй этап середина 80-х — конец 90-х гг. XIX в.: А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето
Идеи: В центре внимания — потребительский выбор.
Чем определяется спрос?
Что такое полезность?
Как ее измерить?
Первый этап. Маржиналисты первого этапа сохранили понятие стоимости как исходной категории. Но изменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась не трудовыми затратами (как у классиков), а предельной полезностью товара.
Предметом исследования стало не производство (предложение), а потребление (спрос).
Второй этап. Отказ от «стоимости» как исходной категории. Осталось понятие цены, определяемой (в равной степени) спросом и предложением. Теперь в основе экономической системы не принцип исходной категории, а принцип равновесия — взаимосвязанности всех элеме»н ов экономики.
Отказывавшись от понятия «стоимости», неоклассики фактически объединяют две теории ценности (стоимость обусловливается полезностью и затратами).
1. Маржинализм (от слова marginal, которое означает «предел») базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В классической же политической экономии авторы довольствовались характеристикой сущности экономического явления, выраженной в средней или суммарной величине. Например, по классической концепции, в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменяется потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого блага.
Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).
Неоклассическое направление экономической науки
В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.
Американский экономист Э.Х. Чемберлин и английский ученый Джоан В. Робинсон заложили основы неоклассической методологии исследования, направленной на изучение внутренних, а не внешних причин нарушения равновесия в связи с феноменом монополистической или несовершенной конкуренции, что дает основание относить обоих ученых к неоклассической школе.
Вопрос№11
Классификация методов экономических исследований.
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из таких общенаучных методов для сферы экономики являются следующие.
Методы экономических исследований:
- наблюдение и сбор фактов;
- эксперимент;
- моделирование;
- метод научных абстракций;
- анализ и синтез;
- системный подход;
- индукция и дедукция;
- исторический и логический;
- графический.
Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности. К примеру, именно благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.
В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан-ные и контролируемые условия. Скажем, для проверки эффективности повой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.
Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия. Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности понятие). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других не существенных в данном случае характеристик предметов, предлагаемых в магазинах, и в то же время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи — продукты труда, предназначенные для продажи.
Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт — это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Украины — синтез.
Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что, по существу, весь окружающий человека мир состоит из множества больших и малых систем.
Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы. К примеру, ученые детально исследовали конкретный ход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соцстранах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т. д.
Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам исследования обеспечиваются компактность (сжатость) и наглядность в изложении теоретического материала. Так, скажем, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.
Вопрос№12