Экономические воззрения в древневосточном мире
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выполняли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, так как социальные отношения в большой степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.
Предмет и метод
Основными источниками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной сте пени обосновывались существующими традициями и религиозны ми представлениями.
Основные теоретические положения, древневосточных мыслителей можно свести к следующим положениям.
Понятие богатства
Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или его разновидности - выгода, прибыль, полезность). В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уров нях — человека, фирмы, общества.
Древневосточная экономическая мысль рассматривала, прежде всего, богатство государства. Так, в древнеиндийских сочинениях богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайских трактатах считалось необходимым «сделать государство богатым и народ доволь ным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.
Способы увеличения богатства определялись достаточно просто – наиболее полный сбор налогов, п оскольку речь шла, прежде всего, о богатстве государства, пополняемого за счет фискальной политики. Поэтому в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как сделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекоменда ции относились к разным слоям общества, из которых выделялись земледельцы, торговцы и чиновники. На Древнем Востоке крестьяне считались осно вой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщика ми. Одной из наиболее результативных форм управ ления земледельцами восточные мыслители считали «круговую поруку», т.е. взаимную ответ ственность членов крестьянской общины, прежде всего при упла те налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круго вой поруки» на все сферы государственного управления.
Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам, поскольку считалось, что это злостные неплательщики налогов. В качестве контрмеры государство обкладывало купцов самой высокой ставкой налогообложения. Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
Третьи налогоплательщики – чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — то
---------------------------------------------
Следующий шаг в развитии экономической науки ознаменовало появление учения меркантилизма. Учение основано на представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.
В XVIIIв. во Франции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.
Отцом экономики принято считать Адама Смита(1723 – 1790). Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.
Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.
Трудовая теория стоимости - фундамент здания марксистской политической экономии. Обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством труда, который затрачен на их производство.
Социальное общество должно базироваться на собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и «хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия между трудом и капиталом.
КЛАССИЧЕСКАЯ школа политэкономии, направление экономической мысли конца 17 в. - 30-х гг. 19 в. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш.Л. Сисмонди (Швейцария). Классическая школа исходила из того, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются экономическими законами; разработала трудовую теорию стоимости; исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы и др. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической мысли.
Вопрос №7