Природно-ресурсный потенциал Республики Беларусь
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.
Он зависит от ряда факторов, среди которых: количество имеющихся в стране природных ресурсов; их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); возможность комплексного использования.
Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Для этого применяются: балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энергетические потенциалы. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая, оценка природно-ресурсного потенциала.
Земельные ресурсы.
Это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:
• совершенствование законодательной базы;
• развитие структуры органов государственного управления в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель;
• проведение землеустройства;
• ведение государственного контроля за использованием и охраной земель;
• создание и ведение современного государственного земельного кадастра.
Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства, радикальным улучшением результативности использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики.
Водные ресурсы.
Они включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны.
Беларуси присуща значительная дифференциация водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства.
В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики — водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства — обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.
Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП. В масштабах экономики страны в целом она может рассчитываться по следующей формуле:
где W — водоемкость валового внутреннего продукта, м3/р.; R1 — годовое потребление свежей воды, м3; R2 — годовой объем оборотного водоснабжения, м3; V — стоимость годового валового внутреннего продукта, р.
Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности их использования. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по межотраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и предприятиям.
Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями. К этому следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за плохого состояния водопроводных систем и в быту.
Лесные ресурсы.
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые, лекарственные растения, и выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции, в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.
Общая площадь лесного фонда, по состоянию на начало 2002 г., составила 9,2 млн га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) — 7,8 млн га.
Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями делят на две группы:
Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
Вторую группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение.
Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — отрасль народного хозяйства
Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. Ее направления:
сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов;
совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;
содействие эффективному использованию всего комплекса товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.