Вопрос №29. Бюджетная система.
В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированныйбюджет,который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы,который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета;
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетовозначает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает в себя составление бюджета на очередной финансовый год перспективного финансового плана.
Перспективный финансовый план формируется в Российской Федерации обычно на 3 года на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, источники поступления средств, источники финансирования государственного долга и т. д.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – это деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и по его утверждению. Регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, денежно-кредитные органы (банки, фонды), органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет 2,5 года.
В бюджетной системе РФ взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием «бюджетный федерализм».
Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования и использования фондов денежных ресурсов.
Государственный бюджет занимает основное место в финансовой системе. За счет средств государственного бюджета содержатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.
Государственный бюджет – денежный фонд для финансирования деятельности государства. Он состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, аккумулируемые государством. В качестве источников бюджета выступают:
1) прямые и косвенные налоги;
2) государственные займы;
3) эмиссия бумажных и кредитных денег;
4) поступления внебюджетных средств.
Бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (оборона, медицинское страхование);
3) экономическую классификацию расходов бюджетов (текущие и капитальные расходы);
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов;
7) классификацию видов государственного внешнего долга;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (сельское хозяйство, медицина).
Государственный бюджет в зависимости от соответствия доходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств международных организаций) и расходной (связана с выполнением функций государства) частей может быть трех видов:
1) профицитный – если государственные доходы превышают расходы, то образуется положительное сальдо, называемое профицитом бюджета;
2) дефицитный – расходы государства больше его доходов; превышение расходов над доходами принято называть дефицитом бюджета; в настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и развитым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита – циклический, вызванный изменениями в промышленном цикле, и структурный, его причина – фискальная политика государства; в основе дефицита государственного бюджета лежит множество причин:
а) спад общего производства;
б) завышенные расходы на реализацию социальных программ;
в) возросшие затраты на оборону;
г) рост теневого сектора экономики;
3) сбалансированный – доходы и расходы государства совпадают.
Дефицит бюджета является основной причиной возникновения государственного долга и представляет собой общую сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.
30. Ограниченные ресурсы и проблема экономического выбора. Альтернативные издержки.
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Все проблемы экономического развития связаны с расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах: потребности общества безграничны; ресурсы общества ограничены или редки.
В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину, т.е. ограничено. Применение практически всех, в особенности первичных, ресурсов (труда, земли, капитала) в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой отрасли.
Из одного и того же сырьевого ресурса также может быть произведена только какая-то одна разновидность экономического блага, но не две, три и т.д., хотя потребность в этом существует.
Ограниченность всех ресурсов вынуждает людей делать экономический выбор: ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить, в каких количествах и в какие периоды времени. Решение указанных вопросов связано с альтернативой, выбором в пользу одних благ и отказа от выпуска других благ.
Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей -экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки — неотделимая часть любого принятия решений.
31. Основные экономические понятия и категории.
Потребность– осознанная нужда в чем-либо, сопровождающаяся стремлением ее ликвидировать. Круг человеческих потребностей очень широк, он включает потребности материальные, социальные и духовные.
Производимые блага (те, которые требуют предварительного создания или обработки) называются экономическими. Создание экономических благ осуществляется в процессе производства. Производство может быть материальным (создаются материальные блага) и нематериальным (создаются нематериальные блага, духовные ценности).
Процесс труда, в свою очередь, может быть разложен на следующие элементы:
Труд– затрата энергетических, физических и умственных сил человека для создания чего-либо.
Предмет труда – объект, на который воздействует человек в процессе труда; им могут быть вещества, впервые используемые в производстве (рыба, шкуры диких зверей, полезные ископаемые и др.), и продукт другого труда, результат предыдущего производства.
Средства труда – все объекты, с помощью которых человек обрабатывает предмет труда; они могут быть разделены на орудия труда, средства труда, предназначенные для хранения предметов труда и продукта труда, и средства труда, обеспечивающие условия для осуществления производства (инфраструктура).
Продукт труда – результат процесса труда.
Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения вещей, в первую очередь средств производства. Данные отношения включают три права: владения, распоряжения и пользования.
Владение – это право, исходящее из признания за данным лицом статуса собственника.
Распоряжение– право свободно использовать объект собственности по усмотрению данного лица, вплоть до продажи.
Пользование – право применить объект собственности для удовлетворения потребностей собственника.
Экономический закон – это наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами.
Экономическая категория — логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономическая категория — абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества — спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.