В чем причины бюджетной недостаточности большинства регионов РФ?
1. Причиной бюджетной недостаточности большинства регионов РФ является концентрация налоговых платежей на федеральном уровне при общей их ограниченности вследствие добровольного отказа государства от их аккумулирования в государственном бюджете.
2. Экономическая неразвитость, удаленность от центра, отсутствие объективных возможностей производить конкурентоспособную на внутреннем или внешнем рынке продукцию не позволяет формировать полноценные бюджеты большинству регионов современной России.
3. Бюджетная недостаточность многих регионов России является следствием стремления федерального центра усилить экономическую и политическую зависимость региональных властей от федерального центра.
4. Причиной бюджетной недостаточности регионов России является низкая собираемость налогов и нерациональное распределение средств по статьям бюджета.
В чем сущность межбюджетных отношений?
1. Одним из принципов бюджетного федерализма является принцип сглаживания дисбалансов бюджетной обеспеченности посредством системы межбюджетных отношений, осуществляемых по законодательно утвержденным правилам. Главным механизмом сглаживания бюджетных дисбалансов выступают выравнивающие трансферты.
2. Межбюджетные отношения представляют систему экономических и производственных связей между регионами, регионов с центром и органами МСУ.
3. Сущность межбюджетных отношений состоит в распределении налогов между бюджетными уровнями.
4. Под межбюджетными отношениями понимается система финансирования бюджетов МСУ из бюджетов регионов –субъектов федерации.
Какими недостатками страдает действующая в РФ налоговая система и как эти недостатки влияют на экономическое положение регионов?
1. Главным недостатком действующей в РФ налоговой системы является ее преимущественно фискальный характер, особенно в отношении реального сектора экономики.
2. Недостатками действующей в РФ налоговой системы являются: а) присвоение физическими лицами природной ренты;
б) единая для всех налогоплатильщиков ставка подоходного налога;
в) низкий уровень налогов на собственность, финансово- кредитный и страховой сектора, торговлю;
г) чрезмерно высокий налог на реальный сектор экономики;
д) концентрация налоговых доходов на федеральном уровне;
е) нестабильность налогового законодательства;
ж) высокий уровень «теневой» экономики.
3. Недостатками налоговой системы РФ является высокий уровень подоходного налога и налога на собственность.
4. Низкая собираемость налогов из-за коррупции власти.
В каком направлении следовало бы совершенствовать сложившуюся в РФ налоговую систему?
1. Необходимо усилить стабильность, прозрачность, экономическую обоснованность налоговой системы, ответственность государства и налогоплательщиков за её нарушение.
2. Необходимо: вернуть обществу природную ренту; увеличить налоги на собственность, финансово-кредитный сектор экономики, на торговлю и другие отрасли непроизводственной сферы; снизить налоги на прибыль в промышленности и других отраслях реального сектора экономики; вернуть подоходному налогу прогрессивный характер; снизить фискальный и усилить стимулирующий характер налоговой системы; ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов; взимать налоги по месту деятельности, а не регистрации предприятий и фирм.
3. Необходимо принять закон об амнистии задолженности по налогам предприятий реального сектора ( промышленности и сельского хозяйства), снизить ставки налогов на этот сектор экономики или освободить от налогов; исключить из налогов прибыль, направленную на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повышение квалификации работников и социальные мероприятия; стабилизировать закрепление налогов за уровнями управления.
4. Необходимо усилить социальную ориентацию налоговой системы, для чего: расширить полномочия региональных органов и МСУ в налоговой системе (ставки, освобождения, амнистии, местные налоги и пр.); исключать из налогов на прибыль затраты на реконструкцию, модернизацию, автоматизацию, улучшение условий труда и техники безопасности, решение других социальных задач.