Раздел VI. Россия и мир в ХХ веке
ЗАДАНИЕ № 13
Уровень 1
Соотнесите даты с конкретными событиями:
1. Нападение Германии на Польшу | а) 1936 |
2. Аншлюс Австрии со стороны Германии | б) 1933 |
3. Фашистский мятеж в Испании | в) 1938 |
4. Приход фашистов к власти в Германии | г) 1939 |
Уровень 2
Определите основные тенденции развития России в 1900-1914 гг.:
• резкое увеличение темпов экономического развития
• замедление темпов экономического развития
• сохранение прежних темпов экономического развития
• выход на первое место в мире по темпам развития ряда отраслей промышленности
• усиление концентрации и степени монополизации российской промышленности
• превращение крупнейших русских монополий в тресты
• введение антитрестовского законодательства
• проведение аграрной реформы, направленной на развитиечастной крестьянской собственности на землю
• укрепление общинного землевладения
• рост сельскохозяйственного производства в основном за счет подъема продуктивности сельского хозяйства
• привлечение иностранных капиталов в русскую экономику
• превращение российского рубля в конвертируемый
• введение системы единого обеспечения рубля золотом
• жесткое упорядочение денежной эмиссии
• распространение на французском, бельгийском, британском, немецком рынках государственных облигационных займов
• ограничение иностранных капиталовложений в русскую экономику
• снижение налогообложения населения за счет ликвидации косвенных налогов
• введение государственной винной монополии
• запрет на вывоз из страны необработанного сырья
• начало ликвидации общинного землевладения
• политические репрессии, имевшие целью предотвратить революционный взрыв 1905 г.
• введение военно-полевых судов
• подготовка документа, который ввел в России гражданские свободы и выборный законодательный орган
Уровень 3
Логическое задание (эссе, не более 40 строк):
• Определите место СССР в мире во второй половине 1950-х начале 1960-х гг.?
ЗАДАНИЕ № 14
Уровень 1
Раскройте смысл понятий:Умиротворение агрессора; Движение Сопротивления
Уровень 2
Какие события и мероприятия характерны для периода «перестройки»:
а) во внутренней политике | Созыв съезда народных депутатов СССР, избранных на альтернативной основе |
б) в экономике | Деидеологизация внешней политики – отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей |
в) в национальных отношениях | Роспуск Организации Варшавского Договора |
г) во внешней политике | Усиление дефицита товаров, повсеместное введение талонно-карточной системы |
Перенос бюджетных ассигнований в машиностроение как основу для перевооружения промышленности | |
Признание баланса интересов стран универсальным средством решения международных проблем | |
Развитие гласности и политического плюрализма | |
Принятие по итогам референдума решения 70% населения о сохранении СССР как обновленной Федерации суверенных республик | |
«Парад суверенитетов» – провозглашение суверенитета республик, выборы в них президентов и новых властных органов, не подчиняющихся общесоюзным | |
Отказ от идеи противостояния двух общественно-политических систем | |
Ликвидация политической монополии КПСС, формирование многопартийности | |
Распад социалистических системы и роспуск Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) | |
«Война законов» – принятие в республиках законов, получивших верховенство над общесоюзными | |
Принятие закона «О кооперации в СССР», поощрявшего различные формы производственной и сбытовой кооперации | |
Усиление межнациональных конфликтов (Сумгаит, Нагорный Карабах, Ошская область и т.п.) | |
Принятие закона «О государственном предприятии (объединении)» – самостоятельном звене рыночного сектора экономики, наделенном широкими правами и действующем на основе хозрасчета, наделенном широкими правами и действующем на основе хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования | |
Введение «госзаказа» – производственного задания, обязательного для выполнения предприятиями | |
Окончание «холодной войны» | |
Отказ от силовых методов решения международных проблем | |
Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» - предоставление возможности формироваться частного сектора в экономике | |
Введение «госприемки» - вневедомственного контроля за качеством произведенной продукции | |
Формирование президентской власти в СССР – избрание М.С. Горбачева президентом СССР на III съезде народных депутатов СССР | |
«Новоогаревский процесс» – попытки создать обновленный союз под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) | |
Вывод советских войск из Афганистана | |
Отмена 6-ой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС | |
Подписание СССР и США Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) |
Уровень 3
Логическое задание (эссе, не более 40 строк):
• Докажите, что Первая мировая война была неизбежна.
ЗАДАНИЕ № 15
Уровень 1
Пронумеруйте в хронологической последовательности следующие исторические события:
• Ясско-Кишиневская боевая операция
• боевая операция «Уран»
• боевая операция «Багратион»
• Корсунь-Шевченковская боевая операция
Уровень 2
Определите основные черты экономических реформ А.Н. Косыгина:
• Ликвидация систем совнархозов
• Замена отраслевых министерств системой совнархозов
• Сокращение числа плановых показателей
• Ликвидация Госплана СССР, отказ от пятилетнего планирования
• Попытка перехода к оценке выполнения плана в объеме реализованной продукции, а не валовых показателей
• Создание на предприятиях фондов материального поощрения
• Повсеместное внедрение кооперации в промышленности
• Повышение закупочных цен в сельском хозяйстве
• Введение фиксированного продналога и права колхозов реализовать свою продукцию на рынке по свободным ценам
• Введение стабильных денежных окладов в колхозах
• Продажа мелких предприятий в частные руки
• Сокращение сферы товарно-денежного обращения, введение прямого товаро- и продуктообмена
• Снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников
• Ужесточение ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников
• Освоение целинных земель
• Введение пятилетних планов закупки продукции колхозов вместо ежегодных
• Акционирование крупных предприятий
• Предоставление руководству предприятий большей свободы в распоряжение прибылью
• Широкомасштабное привлечение иностранного капитала
• Увеличение государственных капиталовложений в сельское хозяйство
• Предоставление концессий иностранным компаниям на добычи полезных ископаемых
Уровень 3
Логическое задание (эссе, не более 40 строк):
• Объясните, в чем суть мирового экономического кризиса 1920 – 1930х гг. Как мировые державы (США, Англия, Германия и др.) выходили из него?
ЗАДАНИЕ № 16
Уровень 1
Раскройте смысл понятий:ОВД, Карибский кризис, Теневая экономика
Уровень 2
Определите итоги развития СССР к концу 1930-х гг.:
• сокращение производства зерна
• двукратное увеличение производства зерна
• преодоление технологической отсталости страны в тяжелой и оборонной промышленности
• ликвидация аграрного перенаселения
• создание широкого слоя квалифицированных индустриальных рабочих
• сохранение и усиление диспропорций в экономике
• ликвидация диспропорций в экономике
• резкий рост производства в тяжелой промышленности
• резкий рост производства товаров народного потребления
• умеренное ограничение действий рыночных механизмов
• почти полная ликвидация рыночных отношений
• ликвидация безработицы
• создание системы материального стимулирования производительности труда
• рост доли маргинального населения
• сверхцентрализация экономической жизни
• сосредоточение государственной власти в руках узкого круга партийной элиты
• введение широких демократических начал в политической жизни после принятия Конституции 1936 г.
• унификация и идеологизация культуры
• формирование тоталитарного режима
• жесткое централизированное планирование и применение мер внеэкономического принуждения
• централизованное планирование с сохранением и развитием инициативы на местах
Уровень 3
Логическое задание (эссе, не более 40 строк):
•Историческая оценка советско-германского пакта о ненападении. Объясните, что такое «пакт Молотова-Риббентропа», и каковы результаты его подписания.