Раздел VI. Россия и мир в ХХ веке

ЗАДАНИЕ № 13

Уровень 1

Соотнесите даты с конкретными событиями:

1. Нападение Германии на Польшу а) 1936
2. Аншлюс Австрии со стороны Германии б) 1933
3. Фашистский мятеж в Испании в) 1938
4. Приход фашистов к власти в Германии г) 1939

Уровень 2

Определите основные тенденции развития России в 1900-1914 гг.:

• резкое увеличение темпов экономического развития

• замедление темпов экономического развития

• сохранение прежних темпов экономического развития

• выход на первое место в мире по темпам развития ряда отраслей промышленности

• усиление концентрации и степени монополизации российской промышленности

• превращение крупнейших русских монополий в тресты

• введение антитрестовского законодательства

• проведение аграрной реформы, направленной на развитиечастной крестьянской собственности на землю

• укрепление общинного землевладения

• рост сельскохозяйственного производства в основном за счет подъема продуктивности сельского хозяйства

• привлечение иностранных капиталов в русскую экономику

• превращение российского рубля в конвертируемый

• введение системы единого обеспечения рубля золотом

• жесткое упорядочение денежной эмиссии

• распространение на французском, бельгийском, британском, немецком рынках государственных облигационных займов

• ограничение иностранных капиталовложений в русскую экономику

• снижение налогообложения населения за счет ликвидации косвенных налогов

• введение государственной винной монополии

• запрет на вывоз из страны необработанного сырья

• начало ликвидации общинного землевладения

• политические репрессии, имевшие целью предотвратить революционный взрыв 1905 г.

• введение военно-полевых судов

• подготовка документа, который ввел в России гражданские свободы и выборный законодательный орган

Уровень 3

Логическое задание (эссе, не более 40 строк):

• Определите место СССР в мире во второй половине 1950-х начале 1960-х гг.?


ЗАДАНИЕ № 14

Уровень 1

Раскройте смысл понятий:Умиротворение агрессора; Движение Сопротивления

Уровень 2

Какие события и мероприятия характерны для периода «перестройки»:

а) во внутренней политике Созыв съезда народных депутатов СССР, избранных на альтернативной основе
б) в экономике Деидеологизация внешней политики – отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей
в) в национальных отношениях Роспуск Организации Варшавского Договора
г) во внешней политике Усиление дефицита товаров, повсеместное введение талонно-карточной системы
  Перенос бюджетных ассигнований в машиностроение как основу для перевооружения промышленности
  Признание баланса интересов стран универсальным средством решения международных проблем
  Развитие гласности и политического плюрализма
  Принятие по итогам референдума решения 70% населения о сохранении СССР как обновленной Федерации суверенных республик
  «Парад суверенитетов» – провозглашение суверенитета республик, выборы в них президентов и новых властных органов, не подчиняющихся общесоюзным
  Отказ от идеи противостояния двух общественно-политических систем
  Ликвидация политической монополии КПСС, формирование многопартийности
  Распад социалистических системы и роспуск Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
  «Война законов» – принятие в республиках законов, получивших верховенство над общесоюзными
  Принятие закона «О кооперации в СССР», поощрявшего различные формы производственной и сбытовой кооперации
  Усиление межнациональных конфликтов (Сумгаит, Нагорный Карабах, Ошская область и т.п.)
  Принятие закона «О государственном предприятии (объединении)» – самостоятельном звене рыночного сектора экономики, наделенном широкими правами и действующем на основе хозрасчета, наделенном широкими правами и действующем на основе хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования
  Введение «госзаказа» – производственного задания, обязательного для выполнения предприятиями
  Окончание «холодной войны»
  Отказ от силовых методов решения международных проблем
  Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» - предоставление возможности формироваться частного сектора в экономике
  Введение «госприемки» - вневедомственного контроля за качеством произведенной продукции
  Формирование президентской власти в СССР – избрание М.С. Горбачева президентом СССР на III съезде народных депутатов СССР
  «Новоогаревский процесс» – попытки создать обновленный союз под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ)
  Вывод советских войск из Афганистана
  Отмена 6-ой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС
  Подписание СССР и США Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

Уровень 3





Логическое задание (эссе, не более 40 строк):

• Докажите, что Первая мировая война была неизбежна.

ЗАДАНИЕ № 15

Уровень 1

Пронумеруйте в хронологической последовательности следующие исторические события:

• Ясско-Кишиневская боевая операция

• боевая операция «Уран»

• боевая операция «Багратион»

• Корсунь-Шевченковская боевая операция

Уровень 2

Определите основные черты экономических реформ А.Н. Косыгина:

• Ликвидация систем совнархозов

• Замена отраслевых министерств системой совнархозов

• Сокращение числа плановых показателей

• Ликвидация Госплана СССР, отказ от пятилетнего планирования

• Попытка перехода к оценке выполнения плана в объеме реализованной продукции, а не валовых показателей

• Создание на предприятиях фондов материального поощрения

• Повсеместное внедрение кооперации в промышленности

• Повышение закупочных цен в сельском хозяйстве

• Введение фиксированного продналога и права колхозов реализовать свою продукцию на рынке по свободным ценам

• Введение стабильных денежных окладов в колхозах

• Продажа мелких предприятий в частные руки

• Сокращение сферы товарно-денежного обращения, введение прямого товаро- и продуктообмена

• Снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

• Ужесточение ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

• Освоение целинных земель

• Введение пятилетних планов закупки продукции колхозов вместо ежегодных

• Акционирование крупных предприятий

• Предоставление руководству предприятий большей свободы в распоряжение прибылью

• Широкомасштабное привлечение иностранного капитала

• Увеличение государственных капиталовложений в сельское хозяйство

• Предоставление концессий иностранным компаниям на добычи полезных ископаемых

Уровень 3

Логическое задание (эссе, не более 40 строк):

• Объясните, в чем суть мирового экономического кризиса 1920 – 1930х гг. Как мировые державы (США, Англия, Германия и др.) выходили из него?

ЗАДАНИЕ № 16

Уровень 1

Раскройте смысл понятий:ОВД, Карибский кризис, Теневая экономика

Уровень 2

Определите итоги развития СССР к концу 1930-х гг.:

• сокращение производства зерна

• двукратное увеличение производства зерна

• преодоление технологической отсталости страны в тяжелой и оборонной промышленности

• ликвидация аграрного перенаселения

• создание широкого слоя квалифицированных индустриальных рабочих

• сохранение и усиление диспропорций в экономике

• ликвидация диспропорций в экономике

• резкий рост производства в тяжелой промышленности

• резкий рост производства товаров народного потребления

• умеренное ограничение действий рыночных механизмов

• почти полная ликвидация рыночных отношений

• ликвидация безработицы

• создание системы материального стимулирования производительности труда

• рост доли маргинального населения

• сверхцентрализация экономической жизни

• сосредоточение государственной власти в руках узкого круга партийной элиты

• введение широких демократических начал в политической жизни после принятия Конституции 1936 г.

• унификация и идеологизация культуры

• формирование тоталитарного режима

• жесткое централизированное планирование и применение мер внеэкономического принуждения

• централизованное планирование с сохранением и развитием инициативы на местах

Уровень 3

Логическое задание (эссе, не более 40 строк):

•Историческая оценка советско-германского пакта о ненападении. Объясните, что такое «пакт Молотова-Риббентропа», и каковы результаты его подписания.

Наши рекомендации