Раздел 1. теоретические основы экономической географии и регионоведения
АННОТАЦИЯ
Дисциплина относится к вариативной части дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Экономика и управление» и входит в состав дисциплин Профессионального модуля М5 (Б1.В.ОД.1.).
Целями освоения дисциплины являются: формирование основы географической компетентности, обеспечение адекватности профессионального развития экономистов окружающей географической среде, освоение территориального пространственного подхода к оценке социально-экономических процессов в масштабах страны, регионов, территорий.
Задачи дисциплины: овладеть методами территориального анализа регионального развития, современными инновационными методами пространственной организации общественного производства, маркетинговыми методами, позволяющими не только определить позицию региона в российском пространстве, но и выработать конкретные предложения по повышению и упрочению имиджа региона в стране и за ее пределами.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОП ВО:
В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионоведение» студент должен:
Знать:
состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов России и отдельных отраслей экономики;
краткое содержание основных теорий размещения производительных сил;
основы экономической оценки природноресурсного и демографического фактора размещения производительных сил;
основные понятия, категории и инструменты региональной экономической политики;
основные инновационные формы территориальной пространственной организации производительных сил.
Уметь:
анализировать основные тенденции развития отраслей экономики и регионов России;
оценивать экономическую эффективность размещения и анализировать технологические, экономические и социальные связи хозяйственных объектов;
осуществлять поиск информации по полученному заданию на основе работы с картографическими, статистическими и другими источниками;
изучать и оценивать современный механизм управления экономикой регионов и территорий;
обосновывать приоритетные направления перспективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Владеть:
понятийным аппаратом в области экономической географии и регионоведения;
основными подходами к оценке эконом-географического положения регионов;
навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение производительных сил региона;
современными методами сбора, обработки, анализа и прогнозирования экономико-географической информации;
методами разработки комплексных региональных и территориальных программ.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачётные единицы).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины 8
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 8
3. Результаты освоения дисциплины 10
4. Структура и содержание дисциплины 12
5. Образовательные технологии 21
6. Учебно-методические материалы 22
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение 42
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 48
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются: формирование основы географической компетентности, обеспечение адекватности профессионального развития экономистов окружающей географической среде, освоение территориального пространственного подхода к оценке социально-экономических процессов в масштабах страны, регионов, территорий.
Задачи дисциплины: овладеть методами территориального анализа регионального развития, современными инновационными методами пространственной организации общественного производства, маркетинговыми методами, позволяющими не только определить позицию региона в российском пространстве, но и выработать конкретные предложения по повышению и упрочению имиджа региона в стране и за ее пределами.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина относится к вариативной части дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Экономика и управление» и входит в состав дисциплин Профессионального модуля М5 (Б1.В.ОД.1.).
Изучение дисциплины осуществляется на первом курсе обучения и в этом заключается сложность ее преподавания, Большинство учебников по экономической географии носит описательный характер, в результате чего экономическое мировоззрение будущих специалистов формируется без влияния территориального пространственного аспекта. Вследствие этого особое место в данной рабочей программе отведено вопросам моделирования и прогнозирования региональных экономик, современным методам пространственной организации производительных сил.
Изучение дисциплины предполагает наличие знаний на основе пройденных студентами дисциплин из школьной программы: «География», «История», «Обществознание», «Основы экономики».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Основы экономики»:
Знания: Все виды экономической деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни.
Умения: Изучать и оценивать отраслевую и территориальную структуру региональных экономик. Осуществлять сбор и анализ данных.
Владения: Простейшим понятийным аппаратом в области региональной экономики, Навыками экономического анализа и оценки.
2.2. Из курса «История» и «Обществознание»:
Знания: методологические основы научного познания; законы исторического и общественного развития.
Умения: последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли.
Владения: историко-аналитическим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
2.3. Из курса «География»:
Знания: обеспеченность России природными ресурсами и полезными ископаемыми; размещение производительных сил России.
Умения: анализировать картографические и статистические данные, сопоставлять полученные данные.
Владения: анализировать особенности размещения производительных сил в регионах и территориях.
Изучение «Экономической географии и регионоведения» логически связано с дисциплинами «Экономическая теория», «Экономика предприятия», в связи с рассмотрением различных размещенческо-отраслевых теорий и экономических моделей развитых государств Европы, Азии и США. Использование цивилизационного подхода и сравнительного метода в оценке социально-экономических процессов позволит развить аналитическое мышление, широкий кругозор, приобрести знания по специфике социально-экономического развития России.
Курс «Экономической географии и регионоведение» предполагает изучение закономерностей и особенностей размещения производительных сил страны, её социально-экономического развития во взаимосвязи с анализом экономических и географических теорий, что позволяет значительно расширить кругозор бакалавров экономики.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Региональная экономика и управление».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионоведение» студент должен обладать следующими компетенциями:
способностью использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3).
В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионоведение» студент должен:
Знать:
состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов России и отдельных отраслей экономики;
краткое содержание основных теорий размещения производительных сил;
основы экономической оценки природноресурсного и демографического фактора размещения производительных сил;
основные понятия, категории и инструменты региональной экономической политики;
основные инновационные формы территориальной пространственной организации производительных сил.
Уметь:
анализировать основные тенденции развития отраслей экономики и регионов России;
оценивать экономическую эффективность размещения и анализировать технологические, экономические и социальные связи хозяйственных объектов;
осуществлять поиск информации по полученному заданию на основе работы с картографическими, статистическими и другими источниками;
изучать и оценивать современный механизм управления экономикой регионов и территорий;
обосновывать приоритетные направления перспективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Владеть:
понятийным аппаратом в области экономической географии и регионоведения;
основными подходами к оценке эконом-географического положения регионов;
навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение производительных сил региона;
современными методами сбора, обработки, анализа и прогнозирования экономико-географической информации;
методами разработки комплексных региональных и территориальных программ.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачётные единицы), из них 50 часов аудиторных.
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения | |
Очная форма обучения | Заочная форма | |
Семестр | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) |
Аудиторные занятия, из них: | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
др. виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
реферат | ||
контрольная работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к зачету | ||
Вид промежуточного контроля | Зачет | Зачет |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Всего,час | Виды учебной деятель-ности и трудоемкость (в часах) | Самостоятельная работа , час | Формы текущего кон-троля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточ-ной аттестации (по семестрам) | ||
Лекции | Практические занятия | |||||||
Раздел 1. Теоретические основы курса | ||||||||
1. м | Предмет, содержание и методология курса. Теории РПС. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. | Собеседование, доклады | ||||||
2. | Региональные различия и пространственное развитие России | Практическая работа | ||||||
Раздел 2. Экономико-географическая характеристика потенциала России | ||||||||
3. | Природно-ресурсный по-тенциал России и её регионов | Собеседование, доклады | ||||||
4. | Демографические факторы развития экономики России | Собеседование, доклад | ||||||
5. | Особенности развития и размещения отраслей экономики России | Доклады, проект размещения (домашнее задание) | ||||||
6. | Экономико-географическая характеристика федеральных округов России | Доклады, контрольный тест по 1 и 2 разделам | ||||||
Раздел 3. Управление территориальным развитием | ||||||||
7. | Государственное регулирование регионального развития и экономическая политика оегионов | Собеседование, письменная контрольная работа. | ||||||
8. | Формирование конкурентоспособности территорий | Собеседование, доклады с презентацией, домашнее задание | ||||||
9. | Написание реферата | - | ||||||
10. | Подготовка к зачету | - | - | Консультация. Зачёт | ||||
11. | Всего | |||||||
Практические занятия
Таблица3
№ темы | Наименование практических работ | Кол-во часов |
Собеседование по теме. Доклады по отдельным теориям размещения производительных сил. | ||
Собеседование по теме. Практическая самостоятельная работа по теме. | ||
Собеседование по теме. Доклады по природноресурсному потенциалу России (отдельные виды) | ||
Собеседование по теме. Доклад по балансу трудовых ресурсов региона | ||
Доклады по теме. Обсуждение проектов размещения (домашнего задания) | ||
Доклады по теме. Контрольный тест по 1-6 темам | ||
Собеседование по теме. Контрольная работа (ответы на дискуссионные вопросы) | ||
Собеседование по теме. Доклады по теме. Обсуждение домашнего задания |
4.3Содержание разделов (тем) дисциплины
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием, как традиционных форм обучения, так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков студентов, развитие способности критического взгляда по наиболее актуальным социально-экономическим проблемам. К ним можно отнести собеседование, групповые дискуссии по различным вопросам социально-экономического развития страны, самостоятельный анализ статистической информации, расчётные работы по некоторым темам дисциплины. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания, подготовка докладов с презентацией, рефератов, специальных заданий.
Необходимой формой являются консультации студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов, сообщений, рефератов.
Задания и методические указания по выполнению. контрольной работы
Учебно-методическое обеспечение контрольной работы студентов- заочников включает перечень из 3 заданий.
В процессе самостоятельной работы студенты изучают учебную и научную литературу, осуществляют выборку данных статистических сборников, в том числе размещённых в интернет-источниках, поисковых системах и др. для подготовки по соответствующим темам учебного курса.
Целью контрольной работы по учебному курсу является самостоятельное творческое изложение содержания выбранных заданий.
Примерный объем контрольной работы 20 страниц набранного на компьютере текста, формат А-4. Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала экзаменационной сессии не менее чем за 10 дней. Без зачтённой контрольной работы студент к экзаменационной сессии не допускается.
На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, институт, факультет, курс, группа, Имя, Отчество и Фамилия студента.
Контрольная работа состоит из заданий, которые оформляются в оглавлении работы. После содержания следует непосредственное выполнение выбранных по варианту заданий.
В конце работы приводится список использованной литературы, который должен содержать не менее 5 источников. Работы авторов следуют в алфавитном порядке, с точным названием книги или статьи, места и года издания, издательства или номера журнала, страницы. Работа иллюстрируется наглядностью в виде таблиц и рисунков (графики, диаграммы, схемы). Наглядность размещается в тексте по ходу изложения материала с обязательной ссылкой внизу страницы на источники информации с указанием страницы.
Задание 1 – дать определение одного из теоретических понятий учебной дисциплины и кратко раскрыть его сущность (Приложение 1). Выбор теоретического понятия осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки. Объём ответа на вопрос составляет 1-2 страницы печатного текста.
Задание 2 – рассчитать отрасли промышленной специализации одного из 11-ти экономических районов (из таблицы в Приложении 3). Экономический район для расчета специализации выбирается по Приложению 2 соответственно списку группы в алфавитном порядке (или назначается преподавателем).
Расчеты проводятся по следующей формуле: Ил = Р1/Р0,
где Ил –индекс локализации,
Р1 – удельный вес отрасли в промышленном производстве района;
Р0 –удельный вес отрасли в промышленном производстве страны (РФ).
При подсчётах Ил может иметь значение > 1, = 1, < 1.
Правило отнесения рассчитанных показателей отраслей к специализации района: если получившееся значение Ил > или = 1, то такой показатель позволяет относить данную отрасль к специализирующейся на выпуске данной продукции. Если Ил меньше единицы, то данная отрасль имеет в основном внутрирайонное значение. Расчёт выполнить по 2000-му и 2010-му году и проанализировать динамику изменения отраслевой структуры экономического района..
Далее в задании необходимо дать обоснование сложившимся отраслям специализации в выбранном районе. Под обоснованием специализации района понимается оценка факторов развития промышленного производства района, т.е. оценка возможностей и условий развития отраслей специализации в районе. Объём выполнения работы по заданию № 2 составляет 3-4 страницы печатного текста.
Задание 3 – написать реферат. Выбор темы реферата осуществляется осуществляется студентом самостоятельно или определяется преподавателем. Темы рефератов приведены в п.6.3 (см. ниже). Не допускается повтора темы студентами. Объем реферата не менее 15 страниц печатного текста. Рефераты пишут также студенты очного отделения.
Содержание реферата состоит из введения, где определена актуальность темы, основной части, в которой раскрывается содержание реферата, и заключения – обобщение изложенного материала, подведение итогов по исследованной теме и выводы. Приветствуется высказывание личного мнения по исследованной теме.
Реферат должен быть дополнен картосхемами, рисунками, таблицами, графиками и т.п. в качестве дополнений и подтверждений содержания исследуемой темы, а также для визуализации, наглядности представленных фактов и событий. В тексте реферата должны быть представлены статистические данные, взятые из различных источников с обязательной ссылкой на них в тексте.
Для всех заданий контрольной работы необходимо выполнять ссылки на использованные источники. Список использованных источников прилагать в конце каждого задания.
Приложение 1
Некоторые теоретические понятия учебной дисциплины
«Экономическая география и регионоведение»
1. Поведенческий подход к экономической географии.
2. Геоэкосоцсистема.
3. Системный анализ в экономической географии.
4. Агломерация и агломерационный эффект.
5. Геоэкономическое пространство.
6. Географический детерминизм.
7. Имидж территории.
8. Региональный маркетинг территории.
9. Баланс трудовых ресурсов.
0. Отраслевая структура экономики.
Приложение 2
Система экономических районов России
1. Северный
2. Северо-Западный
3. Центральный
4. Волго-Вятский
5. Центрально-Черноземный
6. Поволжский
7. Северо-Кавказский
8. Уральский
9. Западно-Сибирский
10. Восточно-Сибирский
11. Дальневосточный
Приложение 3
Отраслевая структура промышленности России и её экономических районов (в %, по стоимости продукции)
Отрасли | Электро-энергети-ческая | Топливная | Черная метал-лургия | Цветная метал-лургия | Хими-ческая | Машино-строение | Лесная и дерево обрабаты-вающая | Строительных материа-лов | Пищевая | Легкая | ||||||||||
Регионы / Годы | ||||||||||||||||||||
Россия | 13,5 | 17,0 | 16,4 | 15,5 | 9,1 | 7,7 | 6,5 | 7,6 | 7,5 | 7,0 | 17,9 | 18,0 | 5,1 | 3,9 | 4,8 | 3,8 | 14,2 | 15,5 | 2,5 | 1,6 |
Северный | 13,3 | 15,3 | 10,3 | 12,8 | 20,1 | 23,0 | 8,1 | ?,3 | 4,6 | 6,3 | 5,9 | 6,2 | 21,6 | 16,0 | 3,6 | 1,7 | 10,6 | 9,7 | 0,8 | 0,6 |
Северо-западный | 17,7 | 14,8 | 1,7 | 5,2 | 7,5 | 1,9 | 3,5 | 2,7 | 6,9 | 8,5 | 26,2 | 26,3 | 8,6 | 6,6 | 4,5 | 3,3 | 21,8 | 25,0 | 3,9 | 2,2 |
Центральный | 15,6 | 20,6 | 5,2 | 2,4 | 2,7 | 2,7 | 1,5 | 1,0 | 7,0 | 7,1 | 25,2 | 24,8 | 3,9 | 3,4 | 7,4 | 5,8 | 18,9 | 23,3 | 6,6 | 4,5 |
Волго-Вятский | 11,8 | 13,8 | 7,5 | 1,8 | 3,7 | 3,1 | 0,5 | 0,8 | 10,1 | 10,6 | 35,0 | 40,6 | 7,1 | 6,4 | 3,6 | 3,5 | 12,6 | 14,3 | 3,3 | 2,5 |
Центрально-Черноземный | 13,7 | 19,4 | - | - | 34,6 | 29,2 | - | - | 6,7 | 8,4 | 15,8 | 14,4 | 1,3 | 1,5 | 5,8 | 4,8 | 28,6 | 20,3 | 1,7 | 1,0 |
Поволжье | 13,4 | 20,8 | 13,6 | 13,1 | 1,6 | 1,1 | 1,8 | 1,4 | 15,7 | 13,4 | 31,0 | 29,4 | 1,5 | 1,2 | 4,6 | 4,0 | 9,1 | 13,0 | 2,2 | 1,1 |
Северо-Кавказский | 16,1 | 23,8 | 9,3 | 7,9 | 3,2 | 2,1 | 2,7 | 2,2 | 6,5 | 5,1 | 16,9 | 13,2 | 3,2 | 2,9 | 8,2 | 6,2 | 7,8 | 31,7 | 2,9 | 1,7 |
Уральский | 12,4 | 15,5 | 13,6 | 13,3 | 21,6 | 18,0 | 8,1 | 9,4 | 9,1 | 7,5 | 15,8 | 16,7 | 3,1 | 2,6 | 4,3 | 4,1 | 8,8 | 10,4 | 1,3 | 1,1 |
Западная Сибирь | 11,5 | 13,9 | 51,5 | 55,0 | 9,2 | 5,1 | 1,4 | 1,3 | 5,4 | 4,6 | 8,3 | 7,0 | 1,5 | 1,1 | 3,1 | 2,3 | 27,3 | 7,9 | 0,9 | 0,6 |
Восточно-Сибирский | 11,9 | 17,4 | 15,3 | 7,0 | 1,6 | 1,1 | 32,2 | 43,4 | 3,9 | 5,6 | 7,6 | 5,7 | 12,2 | 7,9 | 3,8 | 2,4 | ? | 7,7 | 1,0 | 0,7 |
Дальневосточный | 19,3 | 22,6 | 10,5 | 10,0 | 0,5 | 0,7 | 20,7 | 26,2 | 0,7 | 0,8 | 8,5 | 9,2 | 5,4 | 3,0 | 4,0 | 2,4 | ? | 29,6 | 0,6 | 0,3 |
Ил = Р0/ Р1,
где, Ил – (индекс локализации) степень концентрации отрасли промышленности в районе;
Р0 – удельный вес отрасли хозяйства в районе;
Р1 – удельный вес отрасли в хозяйстве РФ.
Если Ил³1, то данная отрасль является отраслью специализации, если Ил<1, то данная отрасль не является отраслью специализации, а выпуск продукции имеет значение в основном для внутреннего производства.
6.3.Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень вопросов и заданий для подготовки студентов к практическим занятиям. В процессе самостоятельной работы студенты изучают учебную и научную литературу, осуществляют выборку данных статистических сборников, в т.ч. размещённых в интернет-источниках, поисковых системах и др. для подготовки по соответствующим темам учебного курса.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям (семинарам)
Раздел 1. Теоретические основы курса
Тема 1. Предмет, содержание и методология курса. Теории размещения производительных сил. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
Ключевые понятия: размещение производительных сил, территориальная организация производительных сил, закономерности размещения производительных сил, принципы размещения производительных сил, факторы размещения производительных сил
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте предмет и объект исследования экономической географии и регионоведения.
2. Какие методы используются в экономико-географических исследованиях?
3. Какова основная тенденция развития экономической географии как науки? .
4. Опишите основные теории размещения промышленного и сельскохозяйственного производства.
5. Охарактеризуйте основные принципы и факторы размещения производительных сил.
Задания:
1. Подготовка докладов по отдельным теориям размещения производительных сил.
2. Включение вопросов по основному содержанию темы в тестовую контрольную работу.
Темы контрольных рефератов
1. История развития отечественной экономической географии
2. Теории пространственной организации производительных сил и их роль в развитии региональной экономики
3. Геоэкономическое пространство России: проблемы, пути решения
4. Зарубежная школа региональных экономических исследований.
5. Отечественная школа региональных экономических исследований.
6. Современные тенденции региональных экономических исследований.
7. Новая экономическая география: модель «центр-периферия»
8. Особенности современного внутригосударственного устройства и управления России.
9. Природно-ресурсный потенцнал России и его экономическая оценка
10. Демографический фактор устойчивого социально-экономического развития регионов
11. Урбанизация как мировой и пространственный процесс
12. Влияние городских агломераций на экономический роста.
13. Екатеринбургская агломерация: перспективы развития.
14. Баланс трудовых ресурсов и его роль в анализе и прогнозировании региональной экономики
15. Кадровое обеспечение региональной экономики: проблемы, пути решения
16. Тенденции отраслевой структуры современной российской экономики и перспективы ее модернизации
17. Особенности размещения и развития отраслей потребительского сектора России
18. Особенности размещения и развития агропромышленного комплекса России
19. Отраслевая и пространственная транспортная структура России
20. Особенности размещения и развития машиностроительного комплекса России
21. Особенности размещения и развития топливного комплекса России
22. Особенности размещения и развития электроэнергетического комплекса России
23. Особенности размещения и развития черной металлургии России
24. Особенности размещения и развития цветной металлургии России
25. Теория и практика экономического районирования России
26. Новые формы территориальной организации производительных сил в рыночной экономике
27. Внешние экономические связи и их влияние на размещение производительных сил в регионе
28. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа
29. Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа
30. Экономико-географическая характеристика Южного федерального округа
31. Экономико-географическая характеристика Приволжского федерального округа
32. Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа
33. Экономико-географическая характеристика Свердловской области
34. Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского федерального округа
35. Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа
36. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа
37. Типология регионов России
38. Экономическое районирование России.
39. Эволюция региональной экономической политики
40. Депрессивные территории и механизмы содействия их развитию
41. История планирования развития и размещения производительных сил
42. Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов.
43. Программно-целевое планирование и управление территориальным развитием: проблемы и перспективы
44. Микроинструменты реализации региональной и местной экономической политик
45. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития.
46. Инвестиции как основа развития потенциала региона
47. Инновационная политика и инновационное развитие: современное состояние, цели, принципы.
48. Российский и зарубежный опыт территориального планирования
49. Современные технологии формирования имиджа территорий
50. Территории с особым экономическим статусом: понятие, виды, специфика
Вопросы для подготовки к зачёту
1. О сущности экономической географии и регионоведения как науки и учебной дисциплины.
2. Этапы развития экономической географии.
3. Структура современной экономической географии.
4. Регионоведение – неотъемлемая часть экономической географии.
5. Системный подход в экономической географии и регионоведении.
6. Теории размещения производительных сил.
7. Современные теории размещения капиталистического производства. «Новая экономическая география» П.Кругмана.
8. Закономерности и принципы размещения производительных сил.
9. Факторы размещения производительных сил: экономические, социально-демографические, природно-ресурсные, технологические.
10. Государственно-территориальное устройство России. Федеральные округа России. Субъекты РФ.
11. Экономическое районирование России. Принципы экономического районирования. Типы экономических районов.
12. Динамика региональных различий по уровню социально-экономического развития.
13. Типологии регионов России и их сравнительная характеристика.
14. Основные формы территориальной организации производительных сил: государственные целевые программы, особые экономические зоны, территории опережающего развития, экономические районы, технопарки, кластеры, агентства развития территорий, корпорации развития территорий.
15. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав, функции.
16. Природные условия России: понятие, взаимосвязь с географической средой, состав, значение для деятельности человека. Географический детерминизм.
17. Экология и экономика: понятие и взаимосвязь. Экологическая безопасность – составная часть концепции национальной безопасности РФ.
18. Оценка природноресурсного потенциала России. Литогенные (минеральные) ресурсы России: состав, оценка запасов, их размещение. Водные ресурсы России: понятие, состав, оценка, размещение. Лесные ресурсы России: понятие, состав, размещение. Территориальные (земельные) ресурсы России: понятие, классификация, оценка.
19. Рациональное использование природных ресурсов. Особенности размещения природно-ресурсного потенциала по регионам страны.
20. География населения и трудовых ресурсов. Основные понятия, показатели, Основные демографические тенденции в мире, России и Свердловской области.
21. Естественное и механическое движение населения: понятие, показатели, динамика. Региональные различия в естественном и механическом движении населения России.
22. Проблемы воспроизводства населения в России и пути их решения. Демографическая и миграционная политика России и Свердловской области.
23. Расселение населения: понятие, основные формы. Основные зоны расселения. Плотность населения. Изменения в системе расселения населения России.
24. Урбанизация в России: понятие, общие и региональные тенденции.
25. Трудовые ресурсы: понятие, состав, особенности формирования и использования в современных условиях.
26. Баланс трудовых ресурсов и его роль в оценке и прогнозировании трудового потенциала региона и территорий.
27. Отраслевая структура экономики России: понятие, основные тенденции, проблемы и пути их решения.
28. Особенности размещения и развития агропромышленного комплекса России.
29. Отраслевая и пространственная транспортная структура России.
30. Особенности размещения и развития топливно-энергетического комплекса России.
31. Особенности развития и размещения черной и цветной металлургии России.
32. Особенности размещения и развития машиностроительного комплекса России.
33. Особенности размещения и развития химико-лесного комплекса России.
34. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа.
35. Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа.
36. Экономико-географическая характеристика Южного федерального округа.
37. Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского федерального округа.
38. Экономико-географическая характеристика Приволжского федерального округа.
39. Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа.
40. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа.
41. Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа.
42. Экономико-географическая характеристика Свердловской области.
43. Сущность государственного регулирования социально-экономического развития регионов. Содержание управления экономикой регионов.
44. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
45. Сущность, формы и задачи региональной политики государства.
46. Инструменты и методы реализации региональной политики.
47. Сущность и особенности инвестиционной политики региона. Инвестиционная привлекательность региона.
48. Инновационная политика и инновационное развитие регионов: современное состояние, принципы, цели.
49. Сущность и особенности регионального маркетинга. Организация маркетинга региона.
50. Стратегическое планирование территориального развития. Система прогнозирования социально-экономического развития регионов и территорий России. Государственные программы как важный элемент р<