Механизм политики детенезации экономики
Динамика теневой экономики России за последние годы весьма неоднозначна. Ощущение позитивных сдвигов обеспечивается, прежде всего, ослаблением наиболее криминальной («черной») составляющей теневой экономики, да и ранее едва ли не тотальное уклонение от налогов также начало сокращаться. С другой стороны, отмечены тенденции усиления некоторых «обыденных» форм теневой экономической деятельности – коррупции, неформальной занятости, нелегальной миграции.
Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводят к выводу о том, что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.
Во второй главе учебного пособия говорилось о минимально допустимом уровне, так что ориентировочным параметром и может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП [4]. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых,практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика развития именно в 90-е годы.
Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия [17].
Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежаших к вынужденной иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).
С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.
Реализация поставленных задач потребует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно выделить прежде всего следующие:
- оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов;
- установление эффективного госконтроля в экономической сфере;
- административную реформу корпуса госчиновников и т.п.
Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в государстве здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами [17].
Так как теневую экономическую деятельность можно условно разделить на скрытую и неформальную, то хотелось бы, чтобы и государственная политика была ориентирована на легализацию теневой экономики (неформальной) и полную ликвидацию криминальной деятельности (т.е. черной теневой экономики). Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, постановлениях Правительства РФ.
«Учет масштабов и динамики теневой экономики, кᴏᴛᴏᴩая составляет сегодня неотъемлемую часть реальной экономики, дает возможность проводить более обоснованную экономическую политику и формировать нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование экономической системы государства»…. «Отметим, что теневая экономика реализует в обществе роль канала обратной связи, сигнализируя об имеющихся недостатках в экономике и указывая на необходимость изменений в общественных институтах, прежде всего, правовых и политических…» [7].в условиях рыночного хозяйства, эффективная борьба с теневой экономикой во многом зависит от понимания места и роли государства.
Изложенное с достаточной убедительностью свидетельствует о необходимости разработки дополнительных мер; еще более повышающих эффективность противодействия тенезации как одного из направлений политики обеспечения экономической безопасности государства. В обязательном порядке следует разработать и реализовать кардинальные меры в этой области, определить долгосрочные цели и этапы детенизации, принять федеральную и региональные государственные целевые программы. Теневые операции должны стать для субъектов рыночной экономики просто экономически невыгодными. Требуется разработка и реализация стратегии социально-экономического развития страны для того, чтобы сформировать национальную хозяйственную модель, в которой масштабы теневой экономики были бы, насколько это возможно, минимальными. Возможно в стратегии развития России политика обеспечения экономической безопасности посредствам детенезации должна занять особое место о нескольким причинам. Начнем с того, что «российская экономика должна быть конкурентоспособной, а это означает принципиально иные параметры ее теневой составляющей.»… «Во-вторых, как показал анализ, Россия входит в пятерку наиболее коррумпированных стран и как следствие не может занять должного места в мировом сообществе»…[100]. Кроме того, криминальная экономика является финансовой базой терроризма, а значит, несет в себе угрозу национальной безопасности страны.
На рисунке 13 автором систематизированы некоторые направления по сокращению доли теневой экономики в интересах обеспечения экономической безопасности страны.
Совершенствование трудового законодательства |
Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров |
Направления |
Совершенствование налогового законодательства |
Способы |
Продуманная социально-экономическая политика |
Жесткие силовые административныерычаги |
Принятие правовых норм |
Различного рода запреты, |
Усиление наказаний |
Совершенствование системы социальной защиты |
Налаживания равно-правных отношений государства и предпринимателей |
Ограничение административных, силовых вмешательств со стороны госорганов |
Недопущении принудительного привлечения средств предприятий во всевозможные фонды |
Рис. 13. Направления сокращения теневой экономики в интересах обеспечения экономической безопасности страны
Государство должно стремиться к минимизации теневой экономики в результате продуманной социально-экономической политики, суть которой – ликвидировать противостояние государства и экономического субъекта, так как оно несет полную ответственность за масштабы теневого бизнеса [100]. Причем следует отметить, что именно меры косвенного, а не репрессивного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной защиты и т.п.) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (различного рода запреты, усиление наказаний и т.п.).
Следует внести изменение в действующее законодательство учитывая собственный и международный опыт. При этом было бы не плохо, если бы проводилась независимая научная экспертиза принимаемых законодательных актов [100].
Начало этому положено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г, в котором предусмотрены широкие возможности для минимизации теневой деятельности посредствам облегчения налогового бремени, в частности решение на ближайшие четыре года предоставить двухлетних «налоговых каникул» малым предприятиям, которые регистрируются впервые [100].
Целесообразно в кратчайшие сроки развернуть реализацию намеченных в послании президента мер, прежде всего, с целью повышения экономической безопасности посредствам максимальной легализации теневой экономики в стране и регионах.
Что касается деятельности граждан, носящей ярко выраженный криминальный и антисоциальный характер, представляющая серьезную проблему, то здесь возможности государства более ограниченны. Едва ли всю ответственность за существование высокодоходных криминальных производств (наркотики, оружие, проституция и т.п.) следует возлагать на государство, которое напрямую не порождает эти виды деятельности. Оно, тем не менее, должно активно бороться с ними, не допуская вседозволенности, здесь нельзя снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность. Очевидно, прямая ответственность лежит на государстве и в плане борьбы с коррупцией госаппарата, встает вопрос дальнейшего качественного изменения и совершенствования законодательства об ответственности за корыстные должностные преступления. Необходимы как принятие правовых норм, сокращающих возможности вымогательства и подкупа, так и жесткие административные рычаги по борьбе с их проявлениями.
Впрочем, хочется заметить, что без всесторонней и интенсивной работы по нравственному воспитанию населения решить проблему теневой экономической деятельности законодательными, принудительными и насильственными мерами невозможно. И еще одно важное замечание: государству чтобы уничтожать общественно вредные криминальные проявления в виде теневой экономики нужно создавать все возможные условия для легального развития экономики [100].
Политика государственного воздействия на теневую экономику, должна предусматривать разработку экономических, политических, правовых и социальных мер (рисунок 14).
Политика противодействия теневой экономике |
Разработка и реализа-ция концепции разви-тия среднего класса. Усиление уровня соци-альной защищенности населения |
Нравственное воспитание населения. Проведение широкой идеологической и просветительной компании, разъясняющей значимость и выгоды от снижения уровня теневой экономики |
Придание детенезации приоритетности в системе социально-экономического развития России |
Правовые меры |
Социальные меры |
Политические меры |
· Анализ и экспертиза · Разработка мер и рекомендаций · Контроль |
Аналитически-организационноеобеспечение |
Создание правовых и экономических условий, способствующих развитиюпредпринимательства |
Правовое обеспечение |
· Определение масштабов теневой экономики · Определение основных отраслей теневой экономики |
Мониторинг теневой экономики |
Государственная политика по детенезации экономики |
Экономические меры |
Рис. 14. Механизм политики детенезации экономики
На рисунке 15 более подробно сформулированы и обобщены некоторые меры, которые можно использовать в рамках описанного механизма детенезации экономики.
Способы противодействия теневой экономике |
Проведение эффективнойантимонополь-ной поли-тики в целях нейтра-лизации теневых опера-циймонопо-листов. |
Пересмотр сложившихся традиционных взаимоотношений участников бизнеса и властных структур с помощью идеологии, культуры, религии и др., В какой-то степени следует говорить об изменении социально-культурных норм, достижении доверия к государству. . |
Ускорение научно-технического прогресса и создание современного высокотехнологичного производства, оптимизация финансовой, бюджетной и банковской систем, что в свою очередь должно привести к сдерживанию инфляции, роста цен. Реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. |
Предоставление больших экономических свобод участникам экономики и ликвидация всевозмож-ных ограни-чений со стороны властных структур (отмена запрета некоторых видов деятельности, сокращение налогового бремени и различных видов отчетности |
Совершенствование действующего законодательства, ликвидация пробелов в законодательных актах |
Обеспечение занятости населения в соответ-ствии со структур-нымиизме-нениями в экономике и законода-тельными нормами, предупреж-дениемас-совой без-работицы, расшире-ние про-фессиональнойподго-товки и переподго-товки кадров. |
Рис. 15. Способы противодействия теневой экономике
Разноплановая проблема теневой экономики, оказывающая влияние на широкий спектр социально-экономических явлений, имеет масштабный характер и возрастающую динамику – это общероссийская проблема, и поэтому данная тема должна быть более открытой. Особую остроту для России проблема детенезации и расширения за счет этого налогооблагаемой базы приобретает в связи с резким сокращением доходов федерального бюджета (в 2015 г. — на 2,5 трлн руб.). Нужно создать комплексные программы борьбы с теневой экономикой в результате которых вывод из тени экономической деятельности позволит увеличить размеры бюджетов всех уровней, улучшить социальное положение российского населения, повысит конкурентоспособность нашего государства, а к разработке этих специальных программ должны быть привлечены силы различных научных учреждений, общественных организаций и т.п. Следует не забывать, что теневой сектор на самом деле является одним из главных скрытых ресурсов для обеспечения экономической безопасности.
Таким образом, государство путем управленческого воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему экономики.
Основные понятия
«Коррупциогенные» должности, «налоговые каникулы», «организованная преступность», «отмывание» средств, «прибыль от преступления, детенезация экономики, конкурентоспособность, незаконная банковская деятельность, незаконное предпринимательство,подпольное производство.
Контрольные вопросы
1. Какова роль благоприятного экономического климата в сокращении питательной среды теневой экономики?
2. Объясните, почему теневой сектор в ВВП не должен превышать 10 %.
3. В чем состоят либеральный и либерально-репрессивный подходы к решению проблем теневой экономики?
4. Охарактеризуйте недостатки налоговой системы РФ, которые, на Ваш взгляд, приводят к расширению теневого сектора.
5. Что такое репатриация российских капиталов?
6. Обоснуйте необходимость сотрудничества России с мировым сообществом в борьбе с криминальным бизнесом.
7. Каковы недостатки действующего законодательства, регламентирующего борьбу с экономической преступностью?
8. Приведите примеры организации борьбы с теневой экономикой и коррупцией в зарубежных странах.
9. Раскройте сущность механизма политики детенезации экономики.
Задания для самостоятельной работы
В 2012-2013 гг. одним из самых обсуждаемых вопросов стал вопрос о новом банковском налоге, который должен способствовать созданию «стабилизационного фонда» на случай нового кризиса. Инициатором обсуждения стала Германия, полностью ее позицию разделяют Франция и Великобритания. Новый налог в размере 0,04% от размера активов способен принести до 1,2 млрд. евро Германии, 2 млрд. фунтов стерлингов Великобритании. В Европе все страны разделяют эту точку зрения, кроме Чехии. Противники – Канада, Япония, Россия. США поддерживают Евросоюз.
Задания:
а) Сформулируйте аргументы «за» и «против» введения подобного налога.
б) Какой путь решения проблемы целесообразнее: введение такого налога или коррекция Базельских соглашений в части увеличения обязательных резервов?
в) Предложите альтернативные пути решения проблемы.