Современный российский и зарубежный опыт противодействия теневой экономике как фактор повышения ЭБ.
Согласно классификации ООН из видов деятельности, относимых к теневой экономике, наибольшую угрозу несет законодательно запрещенная деятельность (криминальная и иная противоправная) [59]. Основным спектром противодействия теневым экономическим отношениям является в первую очередь противодействие незаконной экономике, охватывающей производство товаров и услуг, запрещенных законом (производство и продажа наркотиков, подпольное производство алкоголя и табачных изделий, работорговля, контрабанда, фальшивомонетничество, незаконная торговля оружием и т.д.). Данные виды деятельности составляют одну из основ экономической преступности или преступности в сфере экономической деятельности и коррупции. Основным подразделением органов внутренних дел, которое непосредственно занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений в сфере экономики, является Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД РФ и его структурные подразделения, созданные в 2011 году на базе Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ.
Вследствие продолжающего процесса совершенствования законодательной базы в целом, частого изменения отдельных законов нестабильности в конце ХХ начале ХХI века политической и экономической систем, опыт противодействия правоохранительных органов теневой экономике в России в новых современных условиях продолжает активно систематизироваться и обобщаться. Особенностью современной России сегодня продолжает быть то, что теневые экономические структуры, сформированные из предпринимателей и чиновников и контролируемые российскими организованными преступными группами (ОПГ), приобрели характер холдинговых корпораций. Их главным отличием от других видов противоправной деятельности является использование для теневой экономической деятельности легального экономического механизма [101].
Российские ОПГ по организационной структуре схожи с зарубежными наркокартелями в части необходимости на определенном этапе развития осуществлять преступную деятельность по типу корпорации (картеля, синдиката). Но российские ОПГ имеют и отличие от зарубежных наркокартелей, которым усиленно противодействуют государственные и правоохранительные органы.
Деятельность ОПГ, созданных как криминализованные холдинговые корпорации, осуществляется вне активного противоборства и противопоставления российским государственным и правоохранительным органам, в большинстве своем латентна и одновременно экономически интегрирована в механизм легальной экономики. Одной из особенностей современного этапа развития российских ОПГ, сформированных как криминализованные холдинговые корпорации, является завуалированность криминальности правовых и экономических связей с наиболее крупными и значимыми организациями, другими объектами экономики. На этом фоне в последнее время в России сложилась ситуация, когда российские олигархи, которые не всегда законно приобретали свои капиталы, нарушали и продолжают нарушать законы, получают возможность находиться за границей.
В апреле 2012 г. исполнилось двадцать лет с момента начала борьбы с коррупцией в России первым президентом - о начале «фронтального наступления на преступность, взяточничество и коррупцию» [41].
Президентский указ от 4 апреля 1992 года предписывал запретить предпринимательство госслужащим, представлять декларации о доходах. Но в течение этих двадцати лет формирования новых политической и экономической систем коррупция стала феноменом долголетия. За этот период было принято и отменено множество нормативно – правовых актов, направленных на борьбу с данной проблемой, проведено множество научных исследований, указывавших причины процветания этого явления, предлагались меры по их искоренению. Однако только к концу первого, началу второго десятилетия XXI века на уровне федерального законодательства начали приниматься давно назревшие и неоднократно ранее предлагавшиеся меры.
Крупномасштабные операции по отмыванию денег основываются на опыте различных стран. Вследствие того, что проблема отмывания денег имеет международный масштаб, взаимодействия различных стран по данному аспекту и на разных уровнях имеет большую значимость.
В России также создана структура по борьбе с отмыванием денег –Росфинмониторинг, где на учете состоит около двух десятков тысяч организаций. Под надзор службы попали все финансовые операции организаций, предприятий и граждан на сумму более 600 тысяч рублей. Основную часть необходимой информации службе представляют финансово–кредитные учреждения и налоговые органы [35].
Если сравнивать Россию с государствами, с которыми мы хотели бы стоять на одной ступени, – США, страны Западной Европы, – то уровень российской коррупции и теневых экономических отношений запредельно высок. Многие исследователи, которые занимаются изучением не только уровня коррупции в государственных закупках, но и ее феномена в общем, сходятся во мнении, что чрезмерно высокий уровень коррупции является непосредственным барьером в экономическом развитии.
Заметим, что уровень коррупции в Америке уже долгое время остается низким, потому что любой чиновник боится, что человек, который предлагает ему взятку, сдаст его полиции, также важнейшим фактором, препятствующим коррупции в Америке, является деятельность независимых СМИ.
Кроме того, федеральным законодательством США установлены процедуры, в рамках которых при соблюдении процессуальных условий правоприменительные органы получают доступ к финансовым документам легальных предприятий и к персональным финансовым документам. Закон обязывает банки особо фиксировать финансовые операции, связанные с оборотом наличных денежных средств. Законодательство разрешает соответствующим органам исполнительной власти прослеживать финансовые операции, связанные с перемещением крупных и вызывающих подозрение денежных сумм, особенно при вывозе американской валюты в другие страны [37].
Согласно закону 1986 года о контролировании отмывания денег (MoneyLaunderingControlof 1986), незаконным считается участие в финансовых операциях, направленных на содействие конкретной незаконной деятельности. В частности к этому относится торговля наркотиками, сокрытие некоторых аспектов пользования фондами, связанными с незаконной деятельностью, невыполнение требований закона докладывать обо всех денежных операциях на сумму более 10 тыс. долл. и более и др.
США ужесточили контроль над перетеканием финансовых средств богатых граждан в «особые» зоны. Компаниям, уличенным в использовании оффшорных схем, грозит штраф на всю сумму прибыли. Таким образом казна США вернула миллионы долларов. До марта 2012 г. всем американским финансистам предписано раскрыть информацию обо всех операциях, проводимых через оффшоры.
В настоящее время в ходе разработки законодательства по борьбе с организованной преступностью интересным для нас являются федеральные законы США «RIKO», принятые еще во второй половине прошлого столетия, которые направлены на расследование, контроль и преследование организованной преступности и представляют собой целостную правовую систему борьбы с ней. В них четко определяются понятия, устанавливающие ответственность участников ОПГ и организованных преступников как за конкретные преступления, так и за организацию, участие, координацию и руководство преступной деятельностью. Но главное – законы «RIKO» акцентируют свое внимание на организованных группах в целом и отделяют или проводят границу между преступлением, совершаемым преступной организацией, от обычного преступления. Основная цель закона «RIKO» – полное искоренение преступной организации и создание условий, не совместимых с ее дальнейшим существованием.
Представляет интерес и ст. 27 Закона Великобритании 1986 г., которой предусматривается издание судьей приказов с целью получения материалов для проведения расследования по делам, связанным, например, с теневым оборотом наркотиков. Для того, чтобы такой приказ был издан, агент сыскной полиции обращается с письмом к судье с просьбой издать приказ. На основании такого документа лицо или организация, имеющие такой материал, например банк, должны обеспечить должностному лицу доступ к такой информации. В том случае, если доступ к такой информации является по каким – то причинам затруднительным, судья может издать приказ, разрешающий полиции войти в помещение соответствующей организации и конфисковать материалы, представляющие интерес для следствия.
Наиболее радикально и жестко обходятся с теневыми дельцами и коррупционерами в странах Восточной Азии. Так, по приговору китайского суда к смертной казни можно привлечь по 68 статьям – это самый внушительный список среди всех стан мира. В 2009 году в Китае казнили больше людей, чем во всем остальном мире. В стране ведется полномасштабная борьба с экономическими преступлениями. За последние десять лет в Китае расстреляли около десяти тысяч чиновников. За последние три года к смертной казни приговорено около 40 мэров провинциальных городов Китая за взятки размером от 500 тыс. до 50 млн. долл [37].
В Гонконге самым главным в борьбе со взятками является тотальное наблюдение за чиновниками и за членами их семей, а также за их друзьями и знакомыми. По закону работникам министерств разрешено брать от близких подарки на сумму не больше 500 долларов, и то лишь на свадьбу или день рождения. Принимать презенты от незнакомых запрещается. При поступлении на службу чиновник обязан предоставить подробный список родственников и друзей и письменно объяснить, как долго он с ними знаком. Банковские счета этих людей подвергаются регулярным проверкам, и в случае появления там крупной суммы начинается расследование.
Рассматриваемые в настоящее время в Китае изменения в законодательстве по сокращению «расстрельных статей» направлены на уменьшение числа выносимых смертных приговоров, снисхождение к старикам, но зато поправки в законы предусматривают более строгое наказание рецидивистов. В законопроектах рассматривается и повышение максимального непожизненного срока заключения до 25 лет, а также отказ от сокращения срока за сотрудничество со следствием. Китайские власти ищут компромисс между постепенной гуманизацией политико-правовой системы и желанием удержать чиновников с коммерсантами от соблазнов, порождаемых быстрым ростом экономики, инвестиций и государственных антикризисных вливаний [37].
Особое внимание в Китае придается обеспечению противодействия сращиванию организованной преступности с властями разных уровней, судами, правоохранителями, законодателями. Моментальной огласке подвергаются все случаи контактов между властными и мафиозными структурами или их представителями, когда они пытаются повлиять на ход какого-либо расследования или договариваются об обмене информацией в целях прикрытия лидеров преступных сообществ.
Согласно рейтингу стран мира по уровню восприятия коррупции в 2010 году, Китай находился на 78 месте, в 2011 году на 75 позиции, т.е. в середине рейтинга. Таким образом, только жесткие меры не всегда дают быстрые и эффективные результаты в борьбе с криминальными проявлениями в экономике.
Успешным примером в современной истории является организация борьбы с теневой экономикой и коррупцией в Сингапуре. Некоторые эксперты в России полагают, что в изменившихся условиях уже не обойтись без создания отдельного и принципиально нового органа – Федеральной службы по противодействию коррупции по примеру созданного в Сингапуре специального агентства – Бюро по расследованию случаев коррупции. Это правительственное агентство, расследующее экономические преступления и преследующее коррупцию в государственном и частном секторах, было учреждено еще Британским колониальным правительством в 1952 году. А закон о предотвращении коррупции, вступивший в силу в 1960 году, наделил Бюро обширными полномочиями в расследовании [80].
Правительство Сингапура сознавало, что предусмотренные законом устрашающие наказания не будут действенными, если они не опираются на эффективное применение права. Именно поэтому оно сделало Бюро универсальным агентством по борьбе с коррупцией. Несмотря на то, что основной его функцией является расследование фактов коррупции, оно наделено полномочиями вести следствие и по прочим уголовным делам, связанным с коррупцией и другими экономическими преступлениями.
Методы работы Бюро авторитарны. Бюро имеет исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях. Оно может вести расследование не только в отношении подозреваемого, но также его родственников и поручителей, проверять их банковские, долевые и расчетные счета и финансовые записи. Может также вызывать на допрос свидетелей, расследовать любые правонарушения в ходе изучения коррупционного дела.
Бюро вправе привлечь к суду любого гражданина независимо от его статуса, ранга или вероисповедания. Исключений для госслужащих, занимающих высокие должности, как в России, не делается. Особое внимание уделяется работникам правоприменительных органов и служащим, которые по роду своей деятельности занимают потенциально «коррупциогенные» должности.
Для поддержки прозрачности бизнес – среды Бюро расследует факты коррупции и в частном секторе, рассматривает случаи получения ими «отката». Любое лицо предлагающее, дающее или берущее взятку или «премию» за приобретение товара у конкретного поставщика по закону может быть оштрафовано или осуждено. В дополнение к этому суд назначает штраф, эквивалентный полученным взяткам. Любое лицо, предлагающее или берущее взятку от имени другого человека, также подлежит наказанию в том же в объеме, как если бы оно действовало от самого себя. Похожие нормы есть и в российском законодательстве. Отличие состоит в том, что в Сингапуре такого рода бизнес – отношения действительно преследуются, а в России фирмы – поставщики открыто предлагают «откаты» работникам фирм – покупателей. Преследования за эти преступления нет [80].
По делам о фактах коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, предусмотрено в Сингапуре максимальное наказание. Кроме того, чиновник, осужденный за коррупционную деятельность, лишается работы, пенсии и прочих льгот. Кроме того, согласно «Акта о предотвращении коррупции» по закону Сингапура, если чиновник еще не взял взятку, но дал согласие ее принять – это уже считается преступлением.
Именно наличие таких возможностей у контролирующего органа обеспечивает Сингапуру стабильное вхождение в пятерку стран – общепризнанных мировых лидеров по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности и коррупцией. Это способствует и тому, что на протяжении ряда лет Сингапур является одним из мировых лидеров наряду с Гонконгом и Австралией по уровню экономической свободы и благоприятному ведению бизнеса [80].
Довольно эффективный механизм борьбы с криминальными процессами в экономике удалось создать в таких странах, как Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Канада, Израиль. В этих странах криминальные процессы в экономике признаются правительствами как серьезная внешняя и внутренняя угроза национальной безопасности. Усилия по борьбе с криминальными процессами в этих странах обеспечиваются четким взаимодействием различных институтов и имеют хорошие результаты.
В Израиле борьба с криминализацией экономики обеспечивается системой мониторинга возможных криминальных операций. Правительственные организации и специальные подразделения полиции независимы от министерств и государственных ведомств. Получаемая в ходе работы информация в обязательном порядке доводится до общественности [11].
Таким образом, используя имеющийся зарубежный опыт, необходимо применить следующие эффективные меры по противодействию теневой экономике и коррупции в России:
1. Ужесточение законодательства в борьбе с экономической преступностью и коррупцией, законодательное установление обязанностей учреждений кредитно-финансовой сферы особо фиксировать финансовые операции, связанные с оборотом наличных денежных средств, а также финансовые операции по перемещению крупных и вызывающих подозрение денежных сумм.
2. Применение законодательно установленных крупных штрафных санкций к компаниям, уличенным в использовании оффшорных схем.
3. Разработка целостной правовой системы борьбы с организованной (в том числе экономической) преступностью, направленной на ее расследование, контроль и преследование.
4. Создание независимой структуры по борьбе с коррупцией по примеру созданного в Сингапуре специального агентства – Бюро по расследованию случаев коррупции, работа которой сделает наказание для взяткодателей, взяткополучателей и посредников неотвратимым.
5. Одними из основных мер наказания за коррупционное действие установить конфискацию имущества, запрещение работать в государственных организациях и лишение всех социальных льгот, которые представляет государственная служба, например, пенсионного и социального обеспечения