Волгоградский кооперативный институт (филиал)
Волгоградский кооперативный институт (филиал)
Кафедра экономики и аудита
О. В. Прокопова
МАкроэкономическое планирование и прогнозирование
Учебно-методический комплекс
для студентов всех форм обучения
направления подготовки - 080100.62 «Экономика»
Волгоград 2013
Рецензент:
Дёмина О.А., канд. эконом. наук, доц. кафедры экономики и аудита Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
Прокопова О.В.
Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения направления подготовки - 080100.62 «Экономика». – Волгоград: Волгоградский кооперативный институт (филиал), 2013. – 49 с.
Цель данного издания сформировать у студентов основные компетенции, разработанные в рабочей программе, по всем темам курса: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». В каждой теме освещаются вопросы для устного опроса, приводятся тестовые задания, задания для решения задач, даны задания для выполнения расчётно-графических работ. Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям.
Рассмотрен и одобрен на заседании
кафедры экономики, бухгалтерского учёта и аудита
протокол № от 2013 г.
Ó Прокопова О.В., 2013
Ó Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2013
Содержание
стр. | |
1. Пояснительная записка | |
2. Трудоёмкость практических занятий в часах | |
3. Общие методические указания для самостоятельной работы студентов 4. Планы практических занятий | |
5. Сборник задач | |
6. Вопросы к экзамену | |
7. Литература |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина " Макроэкономическое планирование и прогнозирование" является базовой дисциплиной в подготовке бакалавра по направлению «Экономика» и призвана обеспечить изучение основных аспектов макроэкономического планирования и прогнозирования в современных условиях.
Курс "макроэкономическое планирование и прогнозирование" разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и относится к базовой части профессионального цикла.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
· общее и особенное в становлении, современном состоянии и перспективах развития национальной экономики;
· объективные экономические, социальные и политические условия жизни нации, их отражение в национальной экономической ментальности и социально-экономических нормах и правилах поведения экономических агентов;
· знать особенности функционирования национальной экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях и механизмы развития отраслевых и территориальных комплексов, систему государственного регулирования национальной экономики, виды макроэкономических стратегий развития национальной экономики.
уметь:
· собирать необходимый материал, анализировать сложившуюся ситуацию, моделировать социально-экономическое развитие регионов, отраслей и всего народнохозяйственного комплекса;
· эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
· анализировать социально-экономические и политические программы с использованием арсенала методов институциональной экономики и теории общественного выбора;
· анализировать, обобщать и систематизировать информацию о взаимосвязях между явлениями и процессами экономического характера на макро-уровне;
· анализировать программы социально-экономического развития национальной экономики на перспективный период с учетом эффективности стратегий субъектов экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.
владеть:
· основными методами разработки прогнозов и целевых программ развития, эффективного использования ресурсного потенциала на макроуровне;
· методами расчета и комплексного анализа основных показателей развития макроэкономики на основе статистической информации;
· владеть навыками составления прогнозов и иметь навыки стратегического и тактического планирования с использованием современных экономико-математических методов.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.
Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к практическим занятиям и лекциям. На практическое занятие выносятся основные вопросы темы, проводится решение задач. Тематический план практического занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам практических занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив планы практических занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана практического занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС, решите задачи. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.
Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.
Однако объем вопросов, выносимых на практическое занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные вопросы, задачи, рефераты, тесты, при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
Практическое занятие 1: Планирование как форма общественной практики
Вопросы для проверки освоения компетенций:
1.В чем заключается сущность прогнозирования?
2.Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.
3. Чем отличается план от прогноза?
4. Каковы основные формы планирования и их сущность?
5.Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.
6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.
7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.
8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.
9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.
10. Охарактеризуйте тактическое планирование.
11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?
12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?
13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.
14.Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.
15.Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?
16.Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.
17.Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.
18.Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.
19.Назовите важнейшие положения марксистской теории.
20.Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?
Раздел 2. Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах
Практическое занятие 1: Опыт макроэкономического планирования в Европейском Союзе
Подготовка рефератов на темы:
- Опыт макроэкономического планирования в Германии
- Опыт макроэкономического планирования в Италии
- Опыт макроэкономического планирования в Великобритании
- Опыт макроэкономического планирования в Швеции
- Опыт макроэкономического планирования во Франции
- Опыт макроэкономического планирования в Испании
- Опыт макроэкономического планирования в Бельгии
- Опыт макроэкономического планирования в Ирландии
- Опыт макроэкономического планирования в Нидерландах
- Опыт макроэкономического планирования в Австрии
и других странах
Раздел 3. Прогнозирование и планирование социального развития общества
Практическое занятие 1: Прогнозирование и планирование благосостояния общества
Вопросы для проверки освоения компетенций:
1. Оцените по результатам принимаемых планов проводимую сегодня Правительством РФ социальную политику. Как сказались на Вас, Ваших близких и знакомых достигнутый уровень социальной политики и существующий уровень социальной защиты со стороны государства и бизнеса?
2. Последствия каких демографических сдвигов и процессов проявляются сегодня в российской экономике? Поможет ли их преодолению современная демографическая политика государства, в частности программа «материнский капитал»? Свой ответ обоснуйте.
3. Что такое уровень жизни населения?
4. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?
5. Какой показатель уровня жизни населения используется в международных сравнениях?
6. Что является основой для расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)?
7. Что представляет собой минимальный потребительский бюджет и на основе чего он формируется?
8. Какова роль минимального потребительского бюджета в экономике страны?
9. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его роль?
10. Какой экономический смысл минимальной заработной платы?
11. Как прогнозируется оплата труда?
12. На основе чего прогнозируются социальные трансферты?
13. Выберите правильный ответ. Обязательные платежи населения прогнозируются: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.
14. Выберите правильный ответ. Изменение размеров вкладов населения в банках, приобретение ценных бумаг, валюты прогнозируется: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.
Практическое занятие 2: Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости
Вопросы для проверки освоения компетенций
1.Что такое трудовые ресурсы?
2.Кто входит в состав трудовых ресурсов?
3.Что является основой формирования трудовых ресурсов?
4.Как влияет миграция населения (внешняя и внутренняя) на количество и распределение трудовых ресурсов?
5.Выберите правильный ответ. К экономически активному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.
6.Выберите правильный ответ. К экономически неактивному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.
7.Что такое безработица?
8.По каким направлениям осуществляется анализ и прогноз трудовых ресурсов?
9.Как рассчитать перспективную численность населения?
10.Какова методика расчета коэффициента рождаемости и смертности?
11.В чем сущность метода передвижки возрастов?
12.Как прогнозируется численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте?
13.Выберите правильный ответ. Как определяется численность занятых в отраслях материального производства в прогнозном периоде: а) по количеству рабочих мест; б) на основе данных прошлых лет; в) исходя из прогнозируемого объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда; г) по нормам обслуживания; д) все ответы верны.
14.Выберите правильный ответ. Какие методы применяются для расчета численности занятых в отраслях материального производства на начальных этапах краткосрочного прогнозирования: а) нормативный метод; б) многофакторные модели; в) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; г) методы оптимизации; д) все ответы верны.
15.Каким образом прогнозируется численность занятых в непроизводственной сфере?
16.Объясните, почему повышение минимальной заработной платы может привести к увеличению занятости женщин в возрасте 25–55 лет и снизит занятость среди подростков?
17.Какова методика определения количества безработных в прогнозном периоде?
18.Как рассчитывается уровень безработицы?
19.Какие отрасли включает сфера обслуживания населения?
20.Какие показатели прогнозируются по образованию?
21.Какие показатели определяются в процессе прогнозных расчетов по здравоохранению?
22.Выберите правильный ответ. Какой метод широко используется при прогнозировании показателей развития здравоохранения: а) балансовый; б) нормативный; в) программно-целевой; г) экономико-математические методы; д) все ответы верны.
23.Что прогнозируется по жилищно-коммунальному хозяйству?
24.Выберите правильный ответ. Какие методы используются при прогнозировании спроса на бытовые услуги: а) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; б) нормативный метод; в) факторные модели; г) балансовый метод; д) программно-целевой метод; е) все ответы верны.
25.Какие показатели характеризуют развитие учреждений культуры и каким образом они определяются в прогнозном периоде?
Раздел 4 Прогнозирование и планирование природопользования
Практическое занятие 2: Планирование развития науки и техники
Вопросы для проверки освоения компетенций
1.Что представляет собой научно-технический прогресс?
2.Что понимается под инновациями?
3.Выберите правильный ответ. Каковы источники инновационных идей: а) исследования и разработки страны; б) достижения мировой науки и технологий; в) «ноу-хау»; г) реклама; д) прикладные НИР; е) все ответы верны.
4.Что понимается под инновационной деятельностью?
5.Обозначьте специфику прогнозирования развития фундаментальных исследований?
6.Выберите правильный ответ. Какие методы применяются при прогнозировании фундаментальных исследований: а) написание сценариев; б) построение «дерева целей»; в) морфологического анализа; г) интервью; д) все ответы верны.
7.В чем суть прогнозирования развития прикладных исследований?
8.Какие методы применяются при прогнозировании прикладных исследований?
9.На основе чего разрабатываются научно-технические программы?
10.Какое место в программно-целевой технологии планирования НТП занимает государственный заказ?
11.В чем сущность комплексной оценки мероприятий, направленных на ускорение НТП?
12.Как рассчитывается экономический эффект мероприятий НТП?
13.Каким образом определяются социальный и экологический результата осуществления мероприятий НТП?
14.Какие методы прогнозирования потребности в ресурсах целесообразно использовать на начальных этапах при разработке краткосрочных прогнозов?
15.Выберите правильный ответ. Какой метод широко применяется в действующей практике для прогнозирования потребности в материально-технических ресурсах: а) программно-целевой; б) метод подбора функций; в) нормативный; г) балансовый; д) все ответы верны.
16.В чем заключается сущность метода укрупненных нормативов?
17.Выберите правильный ответ. Какие нормы расхода материальных ресурсов применяются на мезо-уровне: а) индивидуальные; б) групповые; в) среднеотраслевые; г) специфические; д) все ответы верны.
18.Как называется на микро-уровне нормативный метод определения потребности в ресурсах? В чем его суть?
19.В каких случаях применяется метод определения потребности в материальных ресурсах по аналогии (по типовым представителям)?
20.В чем сущность и достоинства индексного метода определения потребности в материально-технических ресурсах?
21.В каких отраслях экономики используется метод рецептурного состава? В чем его суть?
22.В чем заключается сущность инвестиционной деятельности?
23.Какую роль в сфере управления капиталом играет ставка процента?
24.Выберите правильный ответ. Реальная ставка процента: а) процентная ставка в денежном выражении с поправкой на инфляцию; б) номинальная процентная ставка, уменьшенная на процент инфляции; в) все ответы верны.
25.Выберите правильный ответ. Может ли процентная ставка быть отрицательной: а) да; б) нет.
26.Выберите правильный ответ. Если Вы поместили в банк 1 000 руб., а через год получили 1500 руб. при уровне инфляции 40 %, то реальная процентная ставка составит: а) 10 %; б) 20 %; в) 30 %.
27.Выберите правильный ответ. Если годовая процентная ставка составит 25 %, а ожидаемая норма прибыли 20 %, при этих условиях фирма: а) будет привлекать заемные средства для инвестиций; б) не будет использовать заемные средства для инвестиций; в) не может принимать решения на основе имеющейся информации.
28.Что предполагает прогнозирование инвестиций?
29.На какие этапы можно подразделить процесс прогнозирования инвестиций?
30.Какова методика определения возможных инвестиционных потоков?
31.Выберите правильный ответ. Какие методы используются в мировой практике для прогнозирования потребности в инвестициях: а) экспертные оценки; б) динамическая модель межотраслевого баланса; в) многофакторные модели; г) исходя из структурных сдвигов в экономике; д) все ответы верны.
32.С помощью каких показателей определяется эффективность инвестиций?
33.Как рассчитывается чистый дисконтированный доход?
34.Как определяется срок окупаемости инвестиций?
35.В каком случае инвестиционный проект следует считать эффективным?
36.По каким критериям осуществляется отбор инвестиционных проектов для включения их в инвестиционную программу?
Раздел 6. Прогнозирование и планирование экономического потенциала общества, структуры и темпов роста экономики
Практическое занятие 1: Прогнозирование и планирование развития экономического потенциала общества
Подготовка рефератов на темы:
- Планирование показателей экономических результатов общественного производства в сопоставлении с численностью населения
- Планирование показателей ресурсной эффективности использования экономического потенциала страны
- Европейская модель индикативного планирования
- Азиатская модель индикативного планирования
- Индикативное планирование в развивающихся экономиках
- Индикативное планирование в переходных экономиках
Практическое занятие 2: Прогнозирование и планирование структурной динамики экономики
Подготовка рефератов на темы:
- Планирование и прогнозирование общеэкономических пропорций в экономике
- Планирование и прогнозирование межотраслевых пропорций в экономике
- Планирование и прогнозирование внутриотраслевых пропорций в экономике
- Планирование и прогнозирование внутрипроизводственных пропорций в экономике
- Планирование и прогнозирование структурной политикой государства.
Практическое занятие 3: Прогнозирование и планирование экономического роста
Вопросы для проверки освоения компетенций
1.Охарактеризуйте понятие «экономический рост»?
2.Какие показатели характеризуют экономический рост?
3.Чем характеризуются экстенсивный и интенсивный экономический рост?
4.Какая форма экономического роста преобладает в настоящее время в РФ?
5.Охарактеризуйте особенности экономического роста РФ.
6.Какие основные факторы влияют на экономический рост?
7.Выберите правильный ответ. Основные причины экономического роста в развитых странах – это: а) увеличение объема рабочего времени; б) технологические изменения в производстве; в) увеличение объема применяемого капитала; г) увеличение квалификации рабочей силы; д) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту; е) все ответы верны.
8.В чем сущность и чем отличаются реальный и номинальный ВВП?
9.Выберите правильный ответ. В период инфляции: а) номинальный ВВП больше реального; б) номинальный и реальный ВВП равны; в) номинальный ВВП меньше реального. 10.Выберите правильный ответ. Чистый национальный продукт равен валовой национальный продукт минус: а) амортизационные отчисления; б) зарплата и амортизация; в) налоги; г) все ответы верны.
11.Выберите правильный ответ. Дефлятор ВВП характеризует: а) рост номинального ВВП за год; б) рост реального ВВП по сравнению с базисным годом; в) рост стоимости потребительской корзины за год; г) рост общего уровня цен по сравнению с базисным годом; д) рост реального ВВП на душу населения по сравнению с базисным годом.
12.Какие методы используются в мировой практике для прогнозирования ВВП? Охарактеризуйте их.
13.Прокомментируйте закон Оукена.
14.Выберите правильный ответ. Если реальный ВВП будет снижаться, а индекс цен (дефлятор) ВВП будет расти, то что будет происходить с номинальным ВВП: а) будет увеличиваться; б) будет снижаться; в) может увеличиваться, снижаться или оставаться неизменным.
15.Выберите правильный ответ. Экстремум какого показателя выступает в качестве критерия эффективности функционирования экономики: а) максимум прибыли; б) максимум валовой продукции по народному хозяйству; в) максимум ВВП (ВНП) по отношению к затратам труда в общественном производстве; г) минимум затрат; д) все ответы верны.
16.Выберите правильный ответ. Какие показатели эффективности характеризуют качество экономического роста: а) материалоемкость; б) энергоемкость; в) фондоотдача; г) производительность труда; д) заработная плата; е) все ответы верны.
Раздел 7 Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры народного хозяйства
СБОРНИК ЗАДАЧ
Раздел 3. Прогнозирование и планирование социального развития общества.
Задачи для проверки освоения компетенций:
Задача 1.В базисном периоде численность населения – 10 млн. человек, рождаемость – 15 человек и смертность – 18 человек на 1000 населения. В дальнейшем предполагается ежегодное увеличение рождаемости на 1 % и снижение смертности – на 2,1 %. Определите численность населения на конец 3-летнего прогнозного периода с учетом коэффициентов рождаемости и смертности.
Задача 2.Трудовые ресурсы в базисном периоде – 6054 тыс. чел., в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте 95,3 %, работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет – 4,7 %. В прогнозном периоде численность трудоспособное население в трудоспособном возрасте увеличится на 1 %, численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет снизится на 4 %. Определите трудовые ресурсы и их изменение в прогнозном периоде.
Задача 3.За первое полугодие работающими отработано 150 тыс. чел.-дней, целодневные простои составили 4 тыс. чел.-дней, число неявок по различным причинам – 55 тыс. чел.-дней. В этом полугодии календарный фонд рабочего времени составил 183 дня. Составьте прогноз среднесписочной численности работников.
Задача 4.На следующий год правительство страны планирует следующие показатели по состоянию трудовых ресурсов: все население страны составит – 10 млн. чел.; дети до 16 лет – 1,6 млн. чел.; люди, находящиеся в психиатрических больницах – 20 тыс. чел.; люди, находящиеся в исправительных учреждениях – 400 тыс. чел.; количество безработных предположительно составит – 70 тыс. чел.; 110 тыс. чел выбыло из состава рабочей силы. Определите численность рабочей силы и официальный уровень безработицы.
Задача 5.Разработайте прогнозный сводный баланс трудовых ресурсов, определите количество безработных и уровень безработицы по исходным данным таблицы 3.1.
Таблица 3.1
Показатели | Единицы измерения | Базисный период | Прогнозный период |
Трудовые ресурсы в том числе: | тыс. чел. | ||
-трудоспособное население в трудоспособном возрасте | тыс. чел. | ||
-работающие лица старшего возраста и подростки до 16 лет | тыс. чел. | ||
Занятые в народном хозяйстве | тыс. чел. | ||
Занятые в домашнем хозяйстве | тыс. чел. | ||
Учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства | тыс. чел. | ||
Темпы роста объема производства продукции и услуг в народном хозяйстве | % | ||
Темпы роста производительности труда | % |
Задача 6.В базисном периоде объем реализации бытовых услуг составил 352 млрд. руб., численность населения – 9,8 млн. чел. Наблюдается существенная зависимость объема реализации бытовых услуг от денежных доходов населения и тарифов на услуги. В прогнозном периоде численность населения сократится на 5 %, денежные доходы возрастут на 55 %, тарифы на бытовые услуги увеличатся на 40 %. Определите объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде.
Задача 7.Определите степень обеспеченности населения жильем и необходимый размер ввода в эксплуатацию жилой площади в прогнозном периоде на основе данных таблицы 3.2
Таблица 3.2
Показатели | Базисный период | Прогнозный период |
Жилищный фонд на начало периода, млн. м2 | 139,8 | |
Выбытие жилого фонда, % | ||
Численность населения, млн. чел. | ||
Сокращение численности населения | 2,2 | |
Норма жилой площади, м2 /чел. |
Задача 8.В базисном периоде численность населения равна 9,8 млн. чел., было госпитализировано 0,7 % населения, количество оборотов больничной койки в год составляло 18. Как изменится потребность в коечном фонде в прогнозном периоде, если численность населения уменьшится на 2 %, процент госпитализации возрастет до 0,9 %, количество оборотов больничной койки в год сократится на 3 %?
Задача 9.В базисном периоде выручка за организацию въездного туризма составила 30 млн. дол., численность туристов, посетивших страну – 250 тыс. чел. Как изменится выручка туристского комплекса в прогнозном периоде, если стоимость туристической путевки снизится на 9 %, численность туристов увеличится на 15 %?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
8. Назовите основные этапы становления макроэкономического планирования и прогнозирования.
9. Сущность прогнозирования и макроэкономического планирования.
10. Формы планирования.
11. Цель, предмет, содержание курса «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» и его место в системе экономических наук.
12. Возникновение прогнозирования и планирования.
13. Прогнозирование и планирование в СССР.
14. Прогнозирование и планирование в России на современном этапе.
15. Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.
16. Особенности прогнозирования и макроэкономического планирования в США.
17. Прогнозирование и макроэкономическое планирование в Японии.
18. Общегосударственное планирование в Южной Корее.
19. Развитие макроэкономического планирования во Франции.
20. Прогнозирование и макроэкономическое планирование в странах с моделью переходной экономики.
21. Научные основы методологии прогнозирования и макроэкономического планирования.
22. Методологические принципы прогнозирования и макроэкономического планирования.
23. Система показателей планов-прогнозов.
24. Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения.
25. Объекты и субъекты макроэкономического прогнозирования и планирования.
26. Система методов прогнозирования и макроэкономического планирования.
27. Организация прогнозирования и планирования: основы организации прогнозирования и планирования; органы прогнозирования и планирования, их задачи и функции.
28. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития.
29. Экономический рост. Факторы и проблемы темпов экономического роста.
30. Макроэкономические цели, показатели и счета.
31. Методы прогнозирования макроэкономических показателей.
32. Формирование структуры экономики.
33. Критерии и показатели эффективности производства, методы их прогнозирования и планирования.
34. Межотраслевой баланс в прогнозировании развития экономики.
35. Сущность и виды цен. Ценовая политика.
36. Методы прогнозирования цен: методы экспертных оценок, параметрические модели и методы прогнозирования.
37. Методы прогнозирования цен: модели прогнозирования индексов цен; методы определения цен с ориентацией на издержки, спрос, конкуренцию; индексный метод.
38. Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен.
39. Инфляция, ее виды и измерение.
40. Прогнозирование инфляции.
41. Управление инфляционными процессами.
42. Характеристика финансов, методы их прогнозирования и планирования.
43. Сводный баланс финансовых ресурсов.
44. Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование. Дефицит бюджета и способы его покрытия.
45. Прогнозирование кредитно-денежных отношений.
46. Прогнозирование платежного баланса и валютного курса.
47. Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство.
48. Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования.
49. Планирование занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов.
50. Социальная политика. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата.
51. Прогнозирование и регулирование оплаты труда.
52. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки. Прогнозирование реальных доходов населения.
53. Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов.
54. Прогнозирование спроса на товары народного потребления.
55. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов. Формирование структуры товарооборота.
56. Прогнозирование потребностей в материально-технических ресурсах.
57. Планирование поставок продукции производственно-технического назначения для государственных нужд.
58. Инвестиции, их содержание и состав. Инвестиционная политика.
59. Методы прогнозирования и планирования инвестиций.
60. Оценка эффективности инвестиций.
61. Анализ риска и устойчивости инвестиционного проекта.
62. НТП и инновационная политика.
63. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности.
64. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.
65. Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика.
66. Прогнозирование внешнеэкономических связей.
67. Определение эффективности, планирование и государственное регулирование внешнеэкономических связей.
68. Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры.
69. Региональное прогнозирование и макроэкономическое планирование.
70. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
71. Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Закон РФ от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ / Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 30, ст. 2871 с изменениями и дополнениями.
2. Андреева О.Б. Планирование на предприятии: Учебное пособие.- Кострома: КГТУ, 2004.
3. Бабич Т.Н., Кузьбожаев Э.Н. Планирование на предприятии. –М.: Изд-во Кнорус, 2005.
4. Борисова В.И. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. - М.: Приор-М, 2002.
5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ИГК «Дашков и К°», 2005.
6. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Муис, 2000.
7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. Под редакцией Морозовой Т.Г. Пикулекина А.В. - М.: ЮНИТИ - Дина, 2000.
8. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2012. - 260 с. - (Высшее образование). – базовый учебник
б) дополнительная литература
1. Ильин А.И. Планирование на предприятии.- Мн.: Новое знание, 2002.
2. Ляско В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов.-М.: Экзамен, 2005.
3. Мачабели М.Ш. Социально-экономическое прогнозирование: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения спец. 060800 "Экономика и управление на предприятии» - М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг». МУПК, 2002.
4. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2000.
5. Россия в цифрах: кратк. стат. сб. Госкомстат России. - М.:
Финансы и статистика, 2010.
В) программное обеспечение
· Программные средства офисного назначения: Операционная