Место информации в современной экономике».
1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.
2) Основные свойства информации как общественного блага:
а) возможность одновременного наличия у множества людей;
б) неуничтожимость при передаче и использовании;
в) сложность деления на отдельные части.
3) Стадии формирования информационной экономики:
а) проникновение информационных технологий в производство;
б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;
в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;
г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.
4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).
5) Ограниченность использования информации во времени.
6) Основные виды информации:
а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);
б) по характеру (техническая, социальная).
7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.
Торговля и обмен ».
1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.
2) Основные звенья торговли:
а) оптовая торговля;
б) розничная торговля.
3) Функции торговли:
а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);
д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
4) Основные виды розничной торговли:
а) независимые розничные торговцы;
б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);
в) специализированные магазины;
г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;
д) розничные торговые сети (ритейл);
е) склады-магазины;
ж) электронные магазины.
5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.
Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».
1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.
2) Цели потребителя:
а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;
б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.
3) Основные источники доходов потребителя:
а) заработная плата;
б) доходы от размещения средств в банках;
в) доходы в форме дивиденда от акций;
г) пособия, пенсии, стипендии;
д) доход от предпринимательской и иной деятельности;
е) доходы, получаемые от собственности.
4) Основные права потребителя:
а) право на получение достоверное информации о товаре;
б) право на безопасное использование товара;
в) право на защиту потребительских прав.
5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.
Раздел «Социология»
1 «Социальная стратификация и ее типы».
1 Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям.
2 Функции социальной стратификации:
а) упорядочение общественной жизни;
б) организация людей в группы;
в) социализация личности и ее поддержка.
3) Типы социальной стратификации:
а) кастовый;
б) сословный;
в) социально-классовый;
г) по стратам.
4) Критерии социальной стратификации:
а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);
б) образование (с начальным, средним, высшим);
в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);
г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);
д) этническая принадлежность и т.д.
5) Особенности социальной стратификации в современном обществе.
2 «Социальные общности и группы».
Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности.
Разновидности социальных общностей:
а) номинальные общности;
б) массовые общности;
в) аудитория;
г) социальные круги.
3) Признаки социальных групп:
а) устойчивость состава;
б) продолжительность существования;
в) определенность состава и границ;
г) общая система ценностей и норм;
д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.
4) Классификация групп:
а) по характеру связей (формальными и неформальными);
б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);
в) по объему (большие и малые);
г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.
5) Групповая сплоченность и дифференциация.
6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.
3 «Молодежь и ее роль в современном обществе».
1 Молодежь – особая социальная группа.
2 Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:
а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;
б) молодежь - от 18 до 24 лет;
в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.
3) Особенности молодежного возраста:
а) стремление к освоению новых социальных ролей;
б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;
в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);
г) позитивное и органичное восприятие инноваций;
д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.
4) Специфика молодежной субкультуры:
а) молодежная мода;
б) молодежная музыка и кино;
в) молодежный сленг;
5) Основные проблемы современной российской молодежи:
а) сокращение численности молодежи в структуре населения;
б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
6) Государственная молодежная политика в РФ.
7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.
4 «Социальный статус и социальная роль».
1 Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.
2 Признаки социального статуса:
а) место жительства;
б) уровень образования и профессия;
в) стиль поведения и одежды и т.д.
3) Основные виды социальных статусов:
а) предписанный (заданный, врожденный);
б) достигаемый (приобретенный).
4) Связь социального статуса и социальной ролью.
5) Структура ролевого набора личности:
а) роли в семье;
б) роли в малом социуме;
в) роли в профессиональной деятельности;
г) роли в гражданской деятельности и т.д.
6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.