Инфляция спроса и предложения: причины, механизм, последствия

Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спросавозникает при полной занятости экономических ресурсов общества, когда производственные возможности данного периода исчерпаны. Увеличение спроса приводит к росту уровня цен. Мы отмечали такую возможность, рассматривая изменение макроэкономического равновесия из-за роста совокупного спроса в модели AD - AS на классическом участке кривой совокупного предложения.

Инфляция спроса и предложения: причины, механизм, последствия - student2.ru

Рисунок 1.Инфляция спроса. Рост совокупного спроса (AD1 ® AD2) приводит к чистому росту цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Инфляция спроса - это проявление несоответствия денежного спроса и товарной массы. Что может причиной внезапного и резкого увеличения совокупного спроса?

· чрезмерные потребительские расходы, связанные с высокими инфляционными ожиданиями;

· опережающий рост заработной платы по отношению к росту производительности труда;

· установление государственных цен ниже равновесных;

· избыточные инвестиции, обусловленные необоснованными оптимистическими ожиданиями;

· непомерные государственные расходы, не обусловленные ростом государственных доходов;

· дополнительная денежная эмиссия;

· внешнеэкономические факторы (удешевление рубля относительно других национальных валют).

Инфляция спроса самовоспроизводится, часто порождая ажиотажный спрос.

Возможно возникновение инфляции со стороны совокупного предложения. Резкий рост издержек производства рождает инфляцию предложения. Инфляцию предложения может вызвать:

· внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);

· активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;

· введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.

Инфляция спроса и предложения: причины, механизм, последствия - student2.ru

Рисунок 2. Инфляция предложения. Шоковое сокращение совокупного предложения (AS1 ® AS2) приводит к росту уровня цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

  1. Антиинфляционная политика.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Наши рекомендации