Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика

ЭКОНОМИКА

Методические указания

к самостоятельной работе студентов

Омск

Издательство ОмГТУ

Составители: А. Д. Косьмин, д-р экон. наук, профессор;

Т. И. Гордиевич, канд. экон. наук, доцент;

В. С. Ефремов, ст. преподаватель;

И. А. Романов, ст. преподаватель;

Е. С. Александрова, ст. преподаватель

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной формы обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского госу­дар­ственного технического университета

 
 
 

Значение и формы СРС

Самостоятельная работа студентов (СРС) является основой кредетно-модульной технологии в образовательном процессе. Это задания, включающие отдельные вопросы темы, не рассматриваемые на аудиторных занятиях и выносимые на самостоятельное изучение. Как правило, это вопросы, которые студент может освоить самостоятельно с использованием учебников и учебных пособий. Формы проведения СРС могут быть различны: выполнение домашних и индивидуальных заданий, подготовка рефератов и докладов, курсовых и контрольных работ. Предполагаются различные формы проведения СРС под руководством преподавателя: решение задач, работа с тестовыми заданиями, работа с первоисточниками и учебными пособиями и т.п.

Самостоятельная работа является важным звеном учебного процесса. Благодаря СРС у обучающихся вырабатываются навыки самостоятельного изучения дисциплины, более глубоко усваиваются положения и выводы, приобретается опыт самостоятельного получения и накопления знаний. Это необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

Главной задачей методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении ими различных видов самостоятельной работы по дисциплине «Экономика». Пособие позволяет студентам заочной формы обучения наиболее эффективно организовать эту работу, что будет способствовать систематизации учебной информации и овладению определёнными интеллектуальными умениями.

Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно изучить дисциплину, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории. Ознакомившись с данными методическими указаниями, обучающийся сможет более конкретно представить требования к выполнению и оформлению самостоятельной работы.

Методические указания рекомендуются для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной формы обучения. В качестве форм СРС предлагаются работы, определённые учебными планами технических и гуманитарных специальностей: рефераты, домашние задания, проработка лекционного курса по дисциплине.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студен­тов. Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов связывать тео­рию с практикой, популярно излагать сложные вопросы, пользоваться литературой и статистическими данными. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представ­ляемых на конкурс (Прил. 1. Критерии оценки реферата).

Слово «реферат» имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает крат­кое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи, с другой, доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других ис­точников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова.

Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов:

1) выбор темы на ос­нове тематики, разработанной кафедрой;

2) накопление информационного материала;

3) подготовка и написание реферата;

4) защита реферата.

Студенты представляют реферат на кафедру в течение учебного года согласно учебному плану.

Реферат должен иметь следующую структуру:

– план;

– краткое введение;

– изложе­ние основного содержания темы;

– заключение;

– библиографический список (Прил. 4. Образец содержания).

Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей лите­ратурой. Но прежде, чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план ра­боты с литературой и общий предварительный план реферата. Предварительный план реферата состоит обычно из трех-четырех вопросов, в процессе работы он уточняется и конкретизируется.

План – это логическая основа реферата, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на кон­сультации с преподавателем кафедры экономической теории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, цент­ральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разби­вать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением или краткими выводами, которые представляют обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в реферате.

Имея предварительный план, студент обращается к библиографии. Существен­ную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указа­тели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, кри­тические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов). Определенную помощь могут оказать учебно-ре­гист­­рационные и критико-библиографические журналы.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую теме литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, пуб­ликуемые в журналах: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «США: экономика, политика, идеология» и др. Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы.

Важным моментом является умение записывать информацию. Наиболее распрос­траненными являются две формы записи и хранения материала – конспектирование и ведение электронной картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга. Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по соответ­ствующей теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на электронных карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собствен­ные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.

Основному тексту в реферате предшествует «введение». В нем необходимо пока­зать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, обоснованность причины выбора темы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных ученых-экономистов рассматривается изучаемая проблема, необходимо сформулировать основные задачи, которые ставятся в реферате (Прил. 5. Образец введения).

В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоре­тическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифро­вым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составлен­ным планом. Реферат должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений, про­тиворечий между отдельными положениями.

Реферат должен быть написан логически. Приводимые в тексте цитаты из эко­номической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, тома, страницы.

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте реферата документе. При цитировании в работе должны быть соблюдены следующие правила: цитирование должно быть точным; цитата обязательно должна заключаться в кавычки; если цитата приводится в сокращённом виде, то на месте пропущенных слов следует ставить многоточие.

Ссылаясь на какого-либо автора, следует указать сначала его инициалы, а затем фамилию. Например: «Как указывает В.М. Савицкий … », «По мнению Е.Е. Ерешова …», «Следует согласится с точкой зрения В.М. Савицкого …» и т.д.

При использовании в тексте положений из монографий, учебников в первый раз в сноске приводятся все исходные данные о ней – фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год, страница.

Для связи основного текста реферата с описанием источника используется порядковый номер библиографического списка, в основном тексте этот номер берётся в квадратные скобки. Например: [2, с. 44], что означает: 2-ой источник из библиографического списка, 44-я страница. Сноски могут помещаться внизу страницы под текстом. В этом случае они помещаются под сплошной линией и нумеруются.

В заключении реферата отмечаются выводы по рассмотренной теме (Прил. 6. Образец заключения).

После заключения помещается библиографический список. Библиографический список в реферате – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при его написании. Именно по нему можно судить о степени осведомлённости студента в имеющейся литературе по рассматриваемой проблеме. Библиография содержит библиографическое описание использованных источников и помещается после заключения. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей без пропусков или каких-либо сокращений. Следует помнить, что полное описание издания приводится на его обратном листе.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Пример оформления учебника:

История экономических учений: (современный этап): учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 733 с.

Пример оформления статьи:

Андрианов, В. Инфляция: основные виды и методы регулирования / В. Ан­дрианов // Экономист. – 2006. – № 6. – С. 34–42.

Все приведённые знаки пунктуации должны сохранятся.

В реферате целесообразно использовать следующие способы построения списков библиографии: по характеру содержания описанных в нём источников; по алфавиту; по видам изданий (Прил. 7. Оформление библиографии).

1. Порядок расположения основных групп записей при составлении библиографических списков по характеру содержания описанных в нём источников таков:

– сначала вписываются основополагающие работы, размещаемые по хронологии от новейших к ранее опубликовавшимся, например учебники и учебные пособия по экономической теории, монографии;

– затем источники более частные в экономической теории, например, нормативно-правовая и справочная литература;

– в конце – источники конкретного характера, например, научные статьи экономических журналов, информация ИНТЕРНЕТ.

2. Составление списков библиографии по алфавиту является наиболее простой и удобной формой оформления использованной при написании реферата литературы.

3. При составлении библиографических списков по видам изданий обычно выделяются такие группы изданий:

– официальные материалы – нормативно-правовые акты, официальные документы – располагаются в соответствии с иерархией, т.е. по юридической силе;

– остальные использованные в реферате источники – в алфавитном порядке фа­милий авторов.

Большое значение имеет правильное оформление реферата. На титульном листе необходимо указать название вуза, факультета, реферата, группу, свою фами­лию и инициалы, фамилию научного руководителя. На следующем листе приво­дится план реферата с указанием страниц соответствующих разделов (Прил. 2. Требования к оформлению реферата; Прил. 3. Образец титульного листа).

Подготовленный реферат, как правило, защищается студентами на семинарском занятии. Целесообразно приготовить презентацию основных положений реферата, тезисы выступления, а точнее – обозначение разделов и подразделов реферата. Сокращенное изложение основного материала (определение важ­нейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения.

Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, по­лезно прочитать весь его текст «для себя». Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст), либо свести обращения к нему до минимума.

После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавате­лем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для напи­сания конкурсной работы. Студенты на представленный реферат должны получить рецензию преподавателя кафедры, общую оценку работы – «зачтено», «не зачтено». Если реферат не засчитывается, то, с учетом замечаний, он должен быть перерабо­тан. Студенты, не представившие реферат или не получившие зачета по нему, к экза­менам не допускаются.

Реферат выбирается в соответствие с номером списка студентов, составленным по алфавиту (Прил. 8. Выбор рефератов). В каждом семестре требуется выполнение одного реферата.

Если студенты изучают дисциплину в течение 2-х семестров, то выполняется два реферата:

– по 1-ому разделу дисциплины «Экономика» (Введение в экономическую теорию. Микроэкономика);

– по 2-му разделу (Макроэкономика. Переходная экономика).

Если студенты изучают дисциплину в течение семестра, то выполняется один реферат по 2-му разделу дисциплины.

Ниже предлагаются темы рефератов.

Темы рефератов

Тематика Домашних заданий

Критерии оценки реферата

– Отражение во введении актуальности темы, целей и задач;

– Логичность содержания работы;

– Соответствие материала работы содержанию;

– Творческий подход при изложении;

– Наличие обобщений и выводов в конце разделов;

– Самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

– Индивидуальность стиля изложения;

– Отражение теоретических подходов к рассматриваемой проблеме;

– Умение систематизировать материал;

– Отражение истории развития проблемы;

– Навыки к анализу экономической действительности;

– Применение фактического материала;

– Применение статистического материала;

– Использование законодательно-правовой базы;

– Применение графиков, схем и таблиц;

– Наличие ссылок на литературу;

– Полнота охвата научной литературы и источников;

– Новизна научной литературы и источников;

– Полнота и логичность выводов;

– Соблюдение требований к оформлению.

Приложение 2

Требования к оформлению реферата

1. Реферат должен быть отпечатан на одной стороне стандартного листа формата А-4.

2. На титульном листе необходимо указать название вуза, факультета, кафедры, тему, группу, свою фами­лию и инициалы, фамилию и инициалы научного руководителя.

3. На следующей странице приво­дится содержание с указанием страниц соответствующих разделов.

4. Во введении доказывается актуальность темы, указываются цель, задачи, объект, источниковая база и структура работы.

5. Объем реферата должен быть не менее 10 страниц и не более 15 страниц машинописного текста.Межстрочный компьютерный интервал – 1,5. (На странице не должно быть боле 30–31 строк). Работа должна быть отпечатана текстом – шрифт Times New Roman, размер 14.

6. Текст реферата печатается с одной стороны листа с оставлением полей. Оформление полей: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Абзац – 1 см.

7. Страницы долж­ны быть пронумерованы. Нумерация страниц располагается внизу, по центру страницы и начинается со страницы 3. Титульный лист и содержание не нумеруются.

8. Наименование разделов печатаетсястрочными буквами по центру жирным шрифтом. Точки в конце заголовка не ставятся. Перенос слов в заголовках не допускается.

9. Расстояние между заголовком раздела и текстом составляет 1 интервал. Заголовок и текст должны быть на одной странице. Расстояние между текстом и заголовкомсоставляет 1 интервал.

10. Приводимые в тексте цитаты из эко­номической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники.

11. Каждый раздел заканчиваетсянебольшим выводом.

12. В заключении делаются выводы по каждому разделу. Заключение начинается словами: «Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы…».

13. На последней странице приводится библиографический список, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов, либо по другому принципу.

14. Литературных источников должно быть не меньше 5-ти. Литература оформляется в соответствии со стандартами: отмечаются название, автор, издательство, год, количество страниц.

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Основы экономической теории»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика»

на тему: «Инфляционные процессы в России:

Природа и генезис»

Выполнил:

студент (ка) заочного отделения

1-го курса группы ________

ФИО____________________

Проверил:

Учёная степень, должность,

Ф.И.О. преподавателя

Омск

Приложение 4

ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ

Содержание

Введение.................................................................................................. 3

1. Инфляция как многофакторный процесс........................................ 4

2. Противоречия переходной экономики как источник инфляции

3. Денежный механизм и инфляция в переходной экономике......... 5

4. Социально-экономические последствия инфляции....................... 9

Заключение........................................................................................... 12

Библиографический список................................................................ 15

Приложение 5

ОБРАЗЕЦ ВВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из негативных сторон социально-экономического развития практически всех стран с рыночной экономикой является инфляция. Особенно болезненной проблема роста цен становится в экономике, где осуществляется процесс системного преобразования с целью формирования эффективного рыночного хозяйства. Инфляция в странах с переходной экономикой, включая Россию, сосуществовала с целой «гирляндой» проблем, таких, как инвестиционно-структурный кризис, проблемы занятости. Решая двуединую задачу – трансформации и стабилизации экономики, Правительство вынуждено было огромные усилия направлять на её антиинфляционное регулирование.

Актуальность темы определяется тем, что в последние 18 лет рыночного конструирования инфляция в России превратилась в неотъемлемый спутник зарождающейся рыночной экономики. Необходимо изучать инфляционные процессы в России для выработки эффективной модели антиинфляционного регулирования.

Основная цель работы – исследование инфляционных процессов в переходной экономике на примере российской экономики. В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

– изучить работы основных исследователей по проблеме инфляции;

– изучить механизм и опыт регулирования инфляции в рыночных странах;

– раскрыть характер и особенности инфляции в РФ;

– определить принципы и сущность антиинфляционной стратегии в РФ;

– определить перспективы развития инфляции в России.

Структура работы:

– введение;

– четыре вопроса;

– заключение;

– список литературы;

– приложение.

Приложение 6

ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение

Анализ инфляционных процессов в российской экономике позволил получить определенные выводы.

Инфляция, выступая как всеобщий постоянный рост цен, зависит от движения двух основных макроэкономических сил – спроса и предложения, и имеет два варианта развития – со стороны увеличения спроса и со стороны увеличения издержек производства. Инфляция спроса и инфляция предложения представляют две стороны одной медали, меняясь друг с другом в инфляционном процессе и образуя «инфляционную спираль».

Основными факторами инфляции являются элементы, составляющие цену – материальные затраты или цены факторов производства, заработная плата, налоги, кредиты, дотации, прибыль, то есть те факторы, которые оказывают воздействие на цены и со стороны роста спроса, и со стороны роста предложения и которые выступают и доходами, и расходами хозяйствующих субъектов.

Экономическая политика Российского Правительства играла активную роль в развитии инфляционных процессов в экономике на первых этапах реформ и важное значение в преодолении инфляционных процессов – с 1996 г.

Принципы антиинфляционной политики выражаются в таких общих рекомендациях: антиинфляционная политика должна проводиться параллельно со структурно-инвестиционной политикой, способствующей развитию рыночных отношений и эффективной экономики и уничтожающей саму возможность для роста цен; антиинфляционная политика должна учитывать множественность и противоречивость макроэкономических целей; все формы антиинфляционной политики (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, ценовая, внешнеэкономическая политика) должны быть взаимосвязаны между собой.

Приложение 7

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

Библиографический список

(составленный по характеру содержания

описанных в нём источников)

1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. – 4-е изд., пераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 391 с.

2. Шеденов, У.К. Инфляционные процессы в переходной экономике / У.К. Шеденов, Т.И. Гордиевич. – Алматы: Галым, 1999. – 144 с.

3. Белоусов, Р. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления / Р. Белоусов, А. Белоусов, Д. Белоусов // Экономист. – 1996. – № 4. –
С. 39–46.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

(составленный по алфавиту)

1. Баликоев, В.З. Общая экономичная теория: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев. – 10-ое изд., испр. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – 737 с.

2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 4-е изд., пераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 391 с.

3. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Т.П. Журавлёвой. – 4-ое изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

(составленный по видам изданий)

I. Законы, указы, постановления.

1. Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 2006.

2. Гражданский кодекс. Ч.1, 2 и 3. – М.: Юристъ, 2006.

3. Трудовой кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2006.

II. Книги, монографии, изданные под фамилией автора

1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 4-е изд., пераб. и доп.– М.: Высшее образование, 2007. – 391 с.

III. Книги, указанные по заглавию или под редакцией автора.

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Научн. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040 с.

IV. Статьи в журналах.

1. Ольшевский, В. Теория инфляции в России: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С. 39–49.

V. Статьи в сборниках работ.

1. Цыганкова, И.В. Анализ профессиональной структуры персонала предприятия как элемент менеджмента / И.В. Цыганкова. // Современные проблемы социально-трудовых отношений.: сб. науч. тр. / Под. ред. В.Ф. Потуданской. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – Вып. 2. – С. 40–51.

VI. Статьи из газет.

1. Почём ныне креативщик?... / Российская газ. – 2004. – 30 ноября.

VII. Материалы из сети ИНТЕРНЕТ.

1. Магор, С. По какой траектории двигаться России? / С. Магор. – Режим доступа: http: // www. rassian globa. com / 23. Magar.

Приложение 8

ВЫБОР рефератов

№ по списку № реферата РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика № реферата РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика. Переходная экономика
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.
5. 5. 5.
6. 6. 6.
7. 7. 7.
8. 8. 8.
9. 9. 9.
10. 10. 10.
11. 11. 11.
12. 12. 12.
13. 13. 13.
14. 14. 14.
15. 15. 15.
16. 16. 16.
17. 17. 17.
18. 18. 18.
19. 19. 19.
20. 20. 20.
21. 21. 21.
22. 22. 22.
23. 23. 23.
24. 24. 24.
25. 25. 25.
26. 26. 26.
27. 27. 27.
28. 28. 28.
29. 29. 29.
30. 30. 30.

Приложение 9

ВЫБОР

вопросов и задач домашнего задания

№ по списку № вопроса РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика № вопроса РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика. Переходная экономика № задач РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика № задач РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика. Переходная экономика  
1. 16. 1. 16. 31. 46 1. 16. 31. 46 1. 16. 31. 46. 61. 76
2. 17. 2. 17. 32. 47 2. 17. 32. 47 2. 17. 32. 47. 62. 77
3. 18. 3. 18. 33. 48 3. 18. 33. 48 3. 18. 33. 48. 63. 78
4. 19. 4. 19. 34. 49 4. 19. 34. 49 4. 19. 34. 49. 64. 79
5. 20. 5. 20. 35. 50 5. 20. 35. 50 5. 20. 35. 50. 65. 80
6. 21. 6. 21. 36. 51 6. 21. 36. 51 6. 21. 36. 51. 66. 81
7. 22. 7. 22. 37. 52 7. 22. 37. 52 7. 22. 37. 52. 67. 82
8. 23. 8. 23. 38. 53 8. 23. 38. 53 8. 23. 38. 53. 68. 83
9. 24. 9. 24. 39. 54 9. 24. 39. 54 9. 24. 39. 54. 69. 84
10. 25. 10. 25. 40. 55 10. 25. 40. 55 10. 25. 40. 55. 70. 85
11. 26. 11. 26. 41. 56 11. 26. 41. 56 11. 26. 41. 56. 71. 86
12. 27. 12. 27. 42. 57 12. 27. 42. 57 12. 27. 42. 57. 72. 87
13. 28. 13. 28. 43. 58 13. 28. 43. 58 13. 28. 43. 58. 73. 88
14. 29. 14. 29. 44. 59 14. 29. 44. 59 14. 29. 44. 59. 74. 89
15. 30. 15. 30. 45. 60 15. 30. 45. 60 15. 30. 45. 60. 75. 90

Содержание

1. Значение и формы СРС........................................................................... 3

2. Методические указания по написанию и оформлению реферата......... 4

3. Темы рефератов....................................................................................... 8

Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика............. 8

Раздел 2. Макроэкономика. Переходная экономика................................. 9

4. Методические указания к самостоятельной работе
студентов по освоению курса лекций................................................ 11

5. Вопросы для проработки лекционного курса..................................... 11

6. Методические указания для выполнения домашних заданий............. 17

7. Тематика домашних заданий................................................................ 20

Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика........... 20

Раздел 2. Макроэкономика. Переходная экономика............................... 22

8. Литература для выполнения домашних заданий
и проработки лекционного курса..................................................... 23

Приложение 1. Критерии оценки реферата............................................. 26

Приложение 2. Требования к оформлению реферата............................. 27

Приложение 3. Образец титульного листа............................................... 28

Приложение 4. Образец содержания........................................................ 29

Приложение 5. Образец введения............................................................. 30

Приложение 6. Образец заключения........................................................ 31

Приложение 7. Оформление библиографии............................................ 32

Приложение 8. Выбор рефератов............................................................. 34

Приложение 9. Выбор вопросов и задач домашнего задания................ 35

Редактор Ю.Ю. Аптрашева

Компьютерная верстка О.Г. Белименко

ИД № 06039 от 12.10.2001

Свод. темплан 2009 г.

Подписано в печать 04.05.09. Формат 60х84 1/16. Отпечатано на дупликаторе.

Бумага офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Уч.-изд. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ 271.

 
  Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика - student2.ru

Издательство ОмГТУ. Омск, пр. Мира, 11. Т. 23-02-12

Типография ОмГТУ

ЭКОНОМИКА

Методические указания

к самостоятельной работе студентов

Омск

Издательство ОмГТУ

Составители: А. Д. Косьмин, д-р экон. наук, профессор;

Т. И. Гордиевич, канд. экон. наук, доцент;

В. С. Ефремов, ст. преподаватель;

И. А. Романов, ст. преподаватель;

Е. С. Александрова, ст. преподаватель

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной формы обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского госу­дар­ственного технического университета

 
 
 

Значение и формы СРС

Самостоятельная работа студентов (СРС) является основой кредетно-модульной технологии в образовательном процессе. Это задания, включающие отдельные вопросы темы, не рассматриваемые на аудиторных занятиях и выносимые на самостоятельное изучение. Как правило, это вопросы, которые студент может освоить самостоятельно с использованием учебников и учебных пособий. Формы проведения СРС могут быть различны: выполнение домашних и индивидуальных заданий, подготовка рефератов и докладов, курсовых и контрольных работ. Предполагаются различные формы проведения СРС под руководством преподавателя: решение задач, работа с тестовыми заданиями, работа с первоисточниками и учебными пособиями и т.п.

Самостоятельная работа является важным звеном учебного процесса. Благодаря СРС у обучающихся вырабатываются навыки самостоятельного изучения дисциплины, более глубоко усваиваются положения и выводы, приобретается опыт самостоятельного получения и накопления знаний. Это необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

Главной задачей методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении ими различных видов самостоятельной работы по дисциплине «Экономика». Пособие позволяет студентам заочной формы обучения наиболее эффективно организовать эту работу, что будет способствовать систематизации учебной информации и овладению определёнными интеллектуальными умениями.

Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно изучить дисциплину, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории. Ознакомившись с данными методическими указаниями, обучающийся сможет более конкретно представить требования к выполнению и оформлению самостоятельной работы.

Методические указания рекомендуются для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной формы обучения. В качестве форм СРС предлагаются работы, определённые учебными планами технических и гуманитарных специальностей: рефераты, домашние задания, проработка лекционного курса по дисциплине.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студен­тов. Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов связывать тео­рию с практикой, популярно излагать сложные вопросы, пользоваться литературой и статистическими данными. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представ­ляемых на конкурс (Прил. 1. Критерии оценки реферата).

Слово «реферат» имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает крат­кое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи, с другой, доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других ис­точников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова.

Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов:

1) выбор темы на ос­нове тематики, разработанной кафедрой;

2) накопление информационного материала;

3) подготовка и написание реферата;

4) защита реферата.

Студенты представляют реферат на кафедру в течение учебного года согласно учебному плану.

Реферат должен иметь следующую структуру:

– план;

– краткое введение;

– изложе­ние основного содержания темы;

– заключение;

– библиографический список (Прил. 4. Образец содержания).

Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей лите­ратурой. Но прежде, чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план ра­боты с литературой и общий предварительный план реферата. Предварительный план реферата состоит обычно из трех-четырех вопросов, в процессе работы он уточняется и конкретизируется.

План – это логическая основа реферата, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на кон­сультации с преподавателем кафедры экономической теории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, цент­ральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разби­вать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением или краткими выводами, которые представляют обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в реферате.

Имея предварительный план, студент обращается к библиографии. Существен­ную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указа­тели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, кри­тические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов). Определенную помощь могут оказать учебно-ре­гист­­рационные и критико-библиографические журналы.

При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую теме литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, п

Наши рекомендации