Составьте пары из определений и понятий

а Экономическая теория, отождествляющая богатство с деньгами А Кейнсианство
б Теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы Б Меркантилизм
в Теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики В Маржинализм
г Теория, использующая в своем анализе предельные величины Г Монетаризм

Составьте пары «школа – экономическая политика»

Подберите в таблице к каждой экономической школе краткую характеристику экономической политики.

Марксизм А Невмешательство государства в экономику
Физиократия Б Экспорт больше импорта
Меркантилизм В Регулирование денежной массы
Классическая политэкономия Г Развитие земледелия
Кейнсианство Д Регулирование занятости
Монетаризм Е Национализация частной собственности

Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы (2 часа)

Аннотация

В теме обсуждаются процессы формирования предмета экономической теории; дается характеристика основных методов экономической теории; рассматриваются функции экономической теории в современных условиях.

Ключевые слова: политическая экономия, экономикс, микроэкономика, макроэкономика, исторический подход, логический подход, научная абстракция, нормативные утверждения, позитивные утверждения.

Вопросы для обсуждения на семинаре

2.1. Место экономической теории в системе общественных наук

2.2. Предмет экономической теории

2.3. Методы экономической теории

2.4. Функции экономической теории

2.5. Модель человека в экономической теории.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом экономической теории?

2. В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической науки?

3. Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?

4. Чем объясняется, по вашему мнению, появление экономикс( с точки зрения теории и практики)?

5. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикс?

6. Назовите кардинальные различия в методе анализа, которым пользуются политэкономия и экономикс.

7. Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: как, что и для кого производить в современной экономической теории? Какая роль сегодня отводится потреблению?

8. Прокомментируйте слова Г.Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать». О какой функции экономической теории они свидетельствуют?

9. Какова взаимосвязь экономики и политики? Объясните тезис В.И.Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики».

10. Какова связь экономической теории с другими общественными, экономическими, социальными и естественными науками?

11. Какие функции выполняет экономическая теория?

12. Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

13. Проверьте, как вы усвоили термины: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, субъективное и объективное.

14. В чем проявляется роль человека в экономке?

15. Какие вы знаете моделичеловека в экономической теории?

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение следующих понятий:

1. Политическая экономия. 2. Экономикс. 3. Микроэкономика. 4. Макроэкономика. 5. Исторический подход. 6. Логический подход. 7. Научная абстракция. 8. Нормативные утверждения. 9. Позитивные утверждения.

2. Выберите правильные ответы:

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения произведенных благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабе всей экономики;

б) производство сахара и динамику его цены;

в) общий уровень цен;

г) численность занятых в национальном хозяйстве.

3. Мысленное разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:

а) экономический эксперимент;

б) синтез;

в) анализ;

г) дедукция.

4. К определению предмета экономической теории НЕ имеет отношения:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость блага.

5. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

6. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) «как должно быть»;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

7. Нормативная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) «как должно быть»;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

8. Экономическая модель НЕ является:

а) инструментом для экономических прогнозов;

б) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора;

в) комплексом экономических принципов;

г) показателем эффективности.

9. К функциям экономической теории НЕ относится:

а) методологическая;

б) контрольная;

в) идеологическая;

г) познавательная;

д) практическая.

11. Сфера исследования экономической теории – это:

а) экономическая среда;

б) экономические явления;

в) поведение субъектов.

12. Экономикс – это:

а) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление;

б) наука, которая большое внимание уделяет социально-классовым отношениям;

в) исследование использования ограниченных ресурсов общества;

г) пособие на тему «как делать деньги».

13. Политэкономия – это:

а) наука, основанная на классической политэкономии;

б) наука, базирующаяся на анализе цены;

в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;

г) социально-нейтральная дисциплина.

Наши рекомендации