Составьте пары из определений и понятий
а | Экономическая теория, отождествляющая богатство с деньгами | А | Кейнсианство |
б | Теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы | Б | Меркантилизм |
в | Теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики | В | Маржинализм |
г | Теория, использующая в своем анализе предельные величины | Г | Монетаризм |
Составьте пары «школа – экономическая политика»
Подберите в таблице к каждой экономической школе краткую характеристику экономической политики.
Марксизм | А | Невмешательство государства в экономику | |
Физиократия | Б | Экспорт больше импорта | |
Меркантилизм | В | Регулирование денежной массы | |
Классическая политэкономия | Г | Развитие земледелия | |
Кейнсианство | Д | Регулирование занятости | |
Монетаризм | Е | Национализация частной собственности |
Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы (2 часа)
Аннотация
В теме обсуждаются процессы формирования предмета экономической теории; дается характеристика основных методов экономической теории; рассматриваются функции экономической теории в современных условиях.
Ключевые слова: политическая экономия, экономикс, микроэкономика, макроэкономика, исторический подход, логический подход, научная абстракция, нормативные утверждения, позитивные утверждения.
Вопросы для обсуждения на семинаре
2.1. Место экономической теории в системе общественных наук
2.2. Предмет экономической теории
2.3. Методы экономической теории
2.4. Функции экономической теории
2.5. Модель человека в экономической теории.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом экономической теории?
2. В чем, по вашему мнению, кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической науки?
3. Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?
4. Чем объясняется, по вашему мнению, появление экономикс( с точки зрения теории и практики)?
5. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикс?
6. Назовите кардинальные различия в методе анализа, которым пользуются политэкономия и экономикс.
7. Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: как, что и для кого производить в современной экономической теории? Какая роль сегодня отводится потреблению?
8. Прокомментируйте слова Г.Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать». О какой функции экономической теории они свидетельствуют?
9. Какова взаимосвязь экономики и политики? Объясните тезис В.И.Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики».
10. Какова связь экономической теории с другими общественными, экономическими, социальными и естественными науками?
11. Какие функции выполняет экономическая теория?
12. Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?
13. Проверьте, как вы усвоили термины: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, субъективное и объективное.
14. В чем проявляется роль человека в экономке?
15. Какие вы знаете моделичеловека в экономической теории?
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение следующих понятий:
1. Политическая экономия. 2. Экономикс. 3. Микроэкономика. 4. Макроэкономика. 5. Исторический подход. 6. Логический подход. 7. Научная абстракция. 8. Нормативные утверждения. 9. Позитивные утверждения.
2. Выберите правильные ответы:
1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о производстве и критериях распределения произведенных благ;
г) это наука о натуральном богатстве;
д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
а) производство в масштабе всей экономики;
б) производство сахара и динамику его цены;
в) общий уровень цен;
г) численность занятых в национальном хозяйстве.
3. Мысленное разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:
а) экономический эксперимент;
б) синтез;
в) анализ;
г) дедукция.
4. К определению предмета экономической теории НЕ имеет отношения:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) редкость блага.
5. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
6. Позитивная экономическая теория изучает:
а) «что есть»;
б) «как должно быть»;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
7. Нормативная экономическая теория изучает:
а) «что есть»;
б) «как должно быть»;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
8. Экономическая модель НЕ является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
б) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора;
в) комплексом экономических принципов;
г) показателем эффективности.
9. К функциям экономической теории НЕ относится:
а) методологическая;
б) контрольная;
в) идеологическая;
г) познавательная;
д) практическая.
11. Сфера исследования экономической теории – это:
а) экономическая среда;
б) экономические явления;
в) поведение субъектов.
12. Экономикс – это:
а) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление;
б) наука, которая большое внимание уделяет социально-классовым отношениям;
в) исследование использования ограниченных ресурсов общества;
г) пособие на тему «как делать деньги».
13. Политэкономия – это:
а) наука, основанная на классической политэкономии;
б) наука, базирующаяся на анализе цены;
в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;
г) социально-нейтральная дисциплина.