Северо-казахстанский государственный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА
Утверждаю
Ректор СКГУ им. М. Козыбаева
___________________С. Омирбаев
«____» _______________2017 г.
МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Специальность: 6М050600 Экономика
Присуждаемая степень:магистр экономических наук по специальности 6М050600 «Экономика»
Направление подготовки:научное и педагогическое
Срок обучения:2 года
Петропавловск, 2017
Модульная образовательная программа специальности 6М050600 «Экономика»утверждена на заседании Учёного совета
протокол №____ от "____"________20 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Учебно-методического совета университета
протокол № ________ "_____" ___________ 20__г.
Председатель УМС
___________________________ А.А. Мухатаев
(подпись) (ФИО)
Учебно-методического совета факультета истории, экономики и права
протокол № ________ "_____" ___________ 20__г.
Председатель УМС факультета истории, экономики и права
_____________________ Кадочникова В.П.
(подпись)
Модульная образовательная программа по специальности 6М050600 Экономикаразработана академическим комитетом по направлению «Социальные науки, экономика и бизнес»:
Фамилия, имя, отчество | Учёная степень/ Учёное звание | Должность | Место работы | Подпись |
Копылова Оксана Васильевна | Кандидат экономических наук | Доцент | СКГУ им. М. Козыбаева кафедра «Экономика и учет» | |
Валиева Майра Мухаметгалиевна | Кандидат экономических наук | Доцент | СКГУ им. М. Козыбаева кафедра «Экономика и учет» | |
Такеев Жанат Мухаметгалиевич | - | Директор | ТОО «Север Логистик» | |
Рахимжанова Нургуль Багытовна | - | Магистрант | СКГУ им. М. Козыбаева группа Э-м-16 |
Согласовано:
протокол № ________ "_____" ___________ 20__г.
Заведующий кафедрой «Экономика и учет»:
_____________________ Легостаева Л.В.
(подпись)
Экспертное заключение
на модульную образовательную программу
По специальности
6М050600 Экономика
(наименование специальности)
СКГУ им.М.Козыбаева
(наименование образовательного учреждения)
1. Оценка модульной образовательной программы (далее - МОП)
А) Образовательная программа по специальности 6М050600 «Экономика» соответствует современным требованиям к профессиональной деятельности магистра
соответствует ли ОП современным требованиям к профессиональной деятельности бакалавра?
Б)
В образовательной программе по специальности 6М050600 «Экономика» предусмотрено изучение современных технологий для успешной организации экономического процесса в организациях и предприятиях
предусмотрено ли изучение современных образовательных технологий, средств обучения?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Насколько вариативная часть программы отвечает актуальным запросам работодателей?
Вариативная часть ОП составлена в соответствие с требованиями работодателей и отвечает их актуальным запросам
3. Ваши предложения по совершенствованию программы с учетом требований квалификационных характеристик специалиста. Что, на Ваш взгляд, следует исключить из изучения МОП, что необходимо добавить?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Выводы:
Модульная образовательная программа по специальности 6М050600 «Экономика»
Соответствует___________________________________________________________________
соответствует не соответствует соответствует рекомендациям и требованиям, предъявляемым к уровню квалификации выпускника (нужное подчеркнуть)
5. Экспертизу провели:
1) Кендюх Иван Гаврилович, д.э.н., профессор
кафедры «Экономика и учет»_ ___________________ _____________ ____________
(ФИО, должность) (подпись) (дата)
2) Дроздецкая Татьяна Георгиевна, финансовый
директор ТОО «Тортуманов и К»___________________ ____________ ____________
(ФИО, должность) (подпись) (дата)
3) Рахимова Айгерим магистрант ОП 6М050600 «Экономика»
_________________________________________________ ______________ ____________
(ФИО, должность) (подпись) (дата)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
1.1. Нормативные документы для разработки модульной образовательной программы | |
1.2.Термины и определения | |
2. ПАСПОРТ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | |
2.1. Цель модульной образовательной программы | |
2.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника | |
2.2.1. Область профессиональной деятельности | |
2.2.2.Перечень профессий | |
2.2.3. Возможные места работы по профессиям. | |
2.2.4.Трудовые функции по профессиям | |
2.3. Срок освоения модульной образовательной программы | |
2.4.Ожидаемые результаты обучения | |
2.5. Формируемые компетенции по модульной образовательной программе | |
3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | |
3.1. Ожидаемые результаты обучения и формируемые компетенции по модулям | |
4. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА, ОТРАЖАЮЩАЯ ОБЪЕМ ОСВОЕННЫХ КРЕДИТОВ В РАЗРЕЗЕ МОДУЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | |
5. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | |
5.1. Реализация образовательной программы | |
5.2. Кадровое обеспечение учебного процесса | |
5.3. Материально-техническая и учебно-лабораторная база | |
5.4. Базы практик | |
5.5. Информационное и учебно-методическое обеспечение | |
5.6 Исследовательская деятельность обучающихся | |
6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 6М050600 «ЭКОНОМИКА» | |
Пререквизиты и постреквизиты для дисциплин и практик |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Модульная образовательная программапо специальности 6М050600 «Экономика» представляет собой единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, оценку результатов обучения.
Основными пользователями МОП являются: руководство вуза, профессорско-преподавательский состав, обучающиеся, объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
1.1. Нормативные документы для разработки образовательной программы
Нормативную правовую базу разработки МОП выпускников составляют:
-Закон РК от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК Об образовании;
- Национальная рамка квалификации;
- Постановление правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования";
- Приказ МОН РК от 20 апреля 2011 года № 152. Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;
- Приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125. Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- Государственный классификатор занятий Республики Казахстан 01-2005
- Приказ МОН РК от 17 июня 2015 года № 391 "Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им";
- Типовой учебный план специальности 6М050600 Экономика», утвержденный Приказом МОН РК № 343 от 16 августа 2013 года.
1.2 Термины и определения
модульная образовательная программа-программа обучения, включающая совокупностьучебных модулей, направленных на овладение обучающимисяключевых компетенций, необходимых для получения определенной академической степени и/или квалификации;
модуль –автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные приобретаемые обучающимися знания, умения, навыки и компетенции адекватные критерии оценки;
дескрипторы (descriptors) –описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования; дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);
компетенции –способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
уровень квалификации – уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
область профессиональной деятельности– совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения; профессиональный стандарт– стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
компетенция – способность работника применять в профессиональной деятельности знания и умения;
национальная рамка квалификаций– структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда.
постреквизиты -дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;
пререквизиты -дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины.
В настоящей модульной образовательной программе применяются следующие сокращения:
МОП – модульная образовательная программа;
ГАК - государственная аттестационная комиссия;
КЭД- каталог элективных дисциплин;
ИУП- индивидуальный учебный план
ПАСПОРТ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель модульной образовательной программы.
Целью модульной образовательной программыявляется: подготовка высокообразованных конкурентоспособных, компетентных профессиональных кадров в области экономики, способных стать лидерами в избранной области профессиональной деятельности и конкурентоспособными на рынке труда.
Перечень профессий
а)руководитель экономических служб
б) преподаватель в вузах
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название модуля | Цикл | Код | Компоненты модуля | Образовательная траектория | Семестр, форма контроля | Объем учебной работы | |||||||||||||||||
Количество кредитов KZ | Количество кредитов ECTS | Всего, час | |||||||||||||||||||||
Всего | Нечетный сесемтр | Четный семестр | |||||||||||||||||||||
1. Общие модули | |||||||||||||||||||||||
Базовый модуль 1 | БДМ | Ped 5203 | Педагогика | 1 экз | |||||||||||||||||||
БДМ | Psi 5204 | Психология | 1 экз | ||||||||||||||||||||
БДМ | IFN5201 | История философии и науки | 1 экз | ||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Модули специальности | |||||||||||||||||||||||
Профессиональный модуль 1 | БДМ КВ | UF/FM 5206 | Управление финансами/ Финансовый менеджмент | 2 экз | |||||||||||||||||||
БДМ КВ | OPEI/SMI 5208 | Организация и проведение экономических исследований/ Статистические и маркетинговые исследования | 1 экз | ||||||||||||||||||||
ПДМ КВ | VFMP/SABS 5306 | Взаимодействие фискальной и монетарной политики/ Сравнительный анализ банковских систем | 2 экз | ||||||||||||||||||||
БДМ КВ | MONI/MORN 5205 | Методика организации научных исследований/Методика организации работы с научным текстом (на казахском языке) | 1экз | ||||||||||||||||||||
МАГ НИР | Научно-исследовательская работа | 1 экз | |||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Профессиональный модуль 2 | ПДМ КВ | IE/UE 5303 | Институциональная экономика/ Управленческая экономика | 2 экз | |||||||||||||||||||
БДМ КВ | SМ/МРS 5209 | Современный менеджмент/ Маркетинг производственных структур | 2 экз | ||||||||||||||||||||
БДМ КВ | ММА/IPSE 5210 | Микро-макроэкономический анализ/ Интеграционные процессы в современной экономике | 1 экз | ||||||||||||||||||||
МАГ НИР | Научно-исследовательская работа | 2 отчет | |||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Профессиональный модуль 3 | ПДМ КВ | UZDM/MM 5302 | Управление закупочной деятельностью и моделирование цепи поставок/ Международный маркетинг | 2 экз | |||||||||||||||||||
ПДМ | EBF 5301 | Экономическая безопасность фирмы | 1 экз | ||||||||||||||||||||
ПДМ КВ | MSPI/VP 5304 | Методы социологических и прикладных исследований/ Внутрифирменное планирование | 2 экз | ||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Профессиональный модуль 4 | ПДМ КВ | ВРIР/MMUI 6305 | Бизнес-планирование инновационных проектов/ Математические модели в управлении и исследовании операций | 3 экз | |||||||||||||||||||
ПДМ КВ | UIP/TPEP 6308 | Управление инвестиционными проектами/ Теории переходных экономичексих процессов | 3 экз | ||||||||||||||||||||
МАГ ПСП | Педагогическая практика | 3 отчет | |||||||||||||||||||||
МАГ НИР | Научно-исследовательская работа | 3 отчет | |||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Профессиональный модуль 5 | БДМ КВ | SMSA/SM 6207 | Современные методы стратегического анализа/ Стратегический менеджмент | 3 экз | |||||||||||||||||||
ПДМ КВ | SR/EPT 6307 | Современная регионалистика/ Экономика предпринимательского типа | 3 экз | ||||||||||||||||||||
МАГ ИП | Исследовательская практика | 4 отчет | |||||||||||||||||||||
МАГ НИР | Научно-исследовательская работа | 4 отчет | |||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Модуль итоговой аттестации | МАГ ИА | Комплексный экзамен | 4 оц | ||||||||||||||||||||
МАГ ИА | Оформление и защита магистерской диссертации | 4 оц | |||||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Дополнительные модули, выходящие за рамки квалификации | |||||||||||||||||||||||
Дополнительный модуль 1 | БДМ | Iya 5202 | Иностранный язык (профессиональный) | 1экз | |||||||||||||||||||
ИТОГО по модулю | |||||||||||||||||||||||
Цикл | ВСЕГО | 1 курс | 2 курс | ||||||||||||||||||||
БД | |||||||||||||||||||||||
БД КВ | |||||||||||||||||||||||
ПД | |||||||||||||||||||||||
ПД КВ | |||||||||||||||||||||||
МАГ ИП | |||||||||||||||||||||||
МАГ НИР | |||||||||||||||||||||||
МАГ ПСП | |||||||||||||||||||||||
МАГ ИА | |||||||||||||||||||||||
ИТОГО кредитов KZ | |||||||||||||||||||||||
ИТОГО часов | |||||||||||||||||||||||
ИТОГО кредитов ECTS | |||||||||||||||||||||||
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА, ОТРАЖАЮЩАЯ ОБЪЕМ ОСВОЕННЫХ КРЕДИТОВ В РАЗРЕЗЕ МОДУЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс обучения | Семестр | Количество изучаемых дисциплин | Количество кредитов KZ | Всего часов | ECTS | Количество экзаменов | ||||||
ОК | ВК | Теоретическое обучение | Производственная/педагогическая практика | Исследовательская практика | Научно -исследовательская/экспериментально-исследовательская работа | Итоговая аттестация | Всего | |||||
ИТОГО |
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Методы и способы реализации образовательной программы.
Учебный процесс организуется в соответствии с правилами кредитной технологии обучения.
Кредитная технология обучения включает:
1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
2) свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;
3) свободу выбора обучающимися преподавателя;
4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
5) использование интерактивных методов обучения;
6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
7) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;
8) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;
9) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;
10) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
Базы практик
Магистранты специальности ежегодно выполняют план профессиональных практик.
Для проведения профессиональных практик заключены Договора с организациями и предприятиями города Петропавловска и области.
Так, для проведения производственной практики заключены договора со следующими организациями: РГУ «Департамент статистики СКО», ТОО «Тортуманов и К», ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО», Палата предпринимателей СКО, ГУ «Аппарат Акима п.Киевка Нуринского района Карагандинской области», Управление сельского хозяйства Северо-Казахстанской области.
Число баз практик с каждым годом увеличивается.
5.5. Информационное и учебно-методическое обеспечение
На специальности имеется в наличии вся учебно-методическая документация: Государственный общеобязательный стандарт образования РК №1080 от 23.08.2012 г., УМКД, рабочие учебные планы специальности; сборники типовых программ по дисциплинам, по которым ведется подготовка в вузе; разработаны и утверждены рабочие учебные программы и силлабусы по всем дисциплинам специальности.
Все базовые экономические дисциплины специальности полностью (100%) обеспечены учебно-методическими комплексами дисциплин – УМКД. УМКД отличаются содержательностью, наличием в них методических разработок и рекомендаций по видам учебной деятельности студентов (лекционный курс, планы семинарских занятий, задания для СРО и СРОП, методические рекомендации по их выполнению, сведения о распределении рейтинговых баллов, материалы по контролю знаний, списки основной и дополнительной литературы и т.п.).
Рабочие учебные планы специальности, соответствуют требованиям лицензии по срокам обучения, государственному образовательному стандарту, образовательной программе по содержанию и недельной нагрузке на магистранта.
Учебно-методические комплексы дисциплин и практик ежегодно обновляются, рассматриваются на заседании кафедры, учебно-методическом совете факультета, учебно-методическом совете университета и утверждаются проректором по академическим вопросам (в соответствии с ВНД 39 «Требования и методические рекомендации по оформлению и разработке учебно-методической документации в СКГУ им. М. Козыбаева»),
Качество подготовки рабочих учебных программ (силлабусов), методических указаний и рекомендаций по видам учебной деятельности магистрантов соответствует предъявляемым требованиям. Анализ качества УМКД ежегодно рассматривается на заседаниях методических секций и кафедры.
На специальности большое внимание уделяется методической работе. Ежегодно для ППС кафедры проводятся семинары с целью повышения качества учебного процесса, их тематика связана с внедрением и использованием инновационных методов обучения на учебных занятиях. Среди наиболее интересных тем можно выделить: «Организация образовательного процесса в полиязычных группах», «Применение методов и приемов дистанционного обучения в преподавании бухгалтерского учета», «Проведение занятий в малочисленных группах», «Использование и анализ статистических данных при написании дипломных работ по экономическим специальностям».
Ежегодно составляется и утверждается план издания учебно-методической литературы (УМЛ). За последние три года преподавателями издано более 100 пособий на русском и казахском языках.
В рамках специальности 6М050600 «Экономика» магистранты по научному и педагогическому направлению осваивают 2 вида практики: педагогическая практика (2 курс), исследовательская практика (2 курс).
Все виды практик обеспечены УМКП, включающие рабочие учебные программы, методические указания по прохождению профессиональных практик, формы дневников, договоры. Требования к оформлению отчетов по практике описаны в методических указаниях по профессиональным практикам и представлюют собой текстовый документ, раскрывающий содержание пройденной практики, оформленный в соответстии с установленными требованиями. По окончании практики производится защита отчетов в присутствии утвержденной комисии из числа опытных преподавателей кафедры. Руководителями практик назначаются старшие преподаватели и доценты кафедр.
Качественный состав руководства практиками представлен опытными преподавателями, хорошо знающих специфику профессии и деятельность баз практик и квалификация которых соответствует профилю образовательной программы.
По специальности 6М050600 «Экономика» количество учебной, учебно–методической и научной литературы в расчете на одного студента составляет 147 единицы. Общее количество библиотечного фонда по специальности составляет 3822 единицы.
Подразделения библиотеки размещаются в четырех учебных корпусах университета и занимают площадь 2569 м². Структура библиотечного комплекса включает в себя 7 абонементов и 7 читальных залов на 400 посадочных мест, в том числе 135 компьютеризированных мест. Кроме того, университетом заключен договор с СКФ АО «РНТБ» от 01.09.2008 г., согласно которому студенты вуза имеют возможность пользоваться услугами читальных залов на 450 посадочных мест.
В библиотечном фонде СКГУ имеется достаточно учебников, учебных пособий, методических указаний по профилирующим дисциплинам. По специальности продолжается работа по пополнению библиотечного фонда по дисциплинам специальностей кафедры, в т.ч. на электронных носителях. Cпециальность «Экономика» по всем дисциплинам обеспечена учебно-методическими комплексами, которые размещены на образовательном сайте СКГУ имени М.Козыбаева./www. NKZU.NET.kz./.
Фонд дополнительной литературы по специальности составляет: собрание актов Президента РК и Правительства РК, газеты и журналы, Вестник налоговой службы РК, издания Агентства РК по статистке и Управления статистики СКО.
В СКГУ выпускается газета «Парасат», действует студия «Парасат», выпускающая в эфир телевизионные программы о достижениях университета, о проведении международных и практических конференций.
В свободное от занятий время студенты имеют возможность доступа к компьютерной сети для улучшения своих навыков в пользовании компьютером, а также для работы в сети Интернет.
Информация о деятельности кафедры размещается в разделе электронного портала сайта СКГУ. Сайт разработан на трех языках: казахском, русском, английском.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Контроль знаний, умений, навыков и компетенций магистрантов по специальности 6М050600 «Экономика» осуществляется при проведении итоговой аттестации.
Итоговая аттестация проводится в форме сдачи:
- комплексного экзамена по специальности;
-оформление и защита магистерской диссертации.
Комплексные экзамены проводятся устно, письменно, тестированием (комплексное тестирование) в объеме ихпрофессиональных учебных программ.
Оценивание знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций выпускников проводится ГАК по бально-рейтинговой буквенной системе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА
Утверждаю