В результате реформ 1990-х годов
Элементы советской экономики | Элементы рыночной экономики России в 1990-е годы |
Отказ от частной собственности и частного предпринимательства (национализация). | Наличие частной собственности и предпринимательская активность (приватизация). |
Плановое централизованное хозяйство (директивность). | Регулирование хозяйственной деятельности через гибкую систему налогообложения. |
Материально-техническое снабжение предприятий. | Самостоятельность предприятий в снабжении. |
Ценообразование определяется государством (единая система). | Свободное установление цен на основе спроса и предложения (либерализация). |
Недопущение конкуренции и банкротства предприятий. | Конкурентная борьба на рынке товаров и услуг, которая может приводить к разорению и закрытию производства. |
Отсутствие безработицы и массовых увольнений. | Отсутствие гарантированности работы на частных предприятиях, наличие биржи для трудоустройства безработных, регулирование трудовых отношений в законодательном порядке. |
Обеспечение фонда оплаты труда и централизованное установление заработной платы. | Установление минимального уровня оплаты труда и мер по социальной защите малоимущего населения, отсутствие единой оплаты труда. |
Изъятие у предприятий прибыли. | Частные предприятия самостоятельно распоряжаются своей прибылью при условии уплаты установленных налогов. |
Установление монополии внешней торговли. | Возможность вести внешнеторговую деятельность при наличии специального лицензирования с контролем качества продукции. |
Дефицит продуктов и товаров первой необходимости. | Отсутствие дефицита на продукты и товары. |
Задание №4:Раскрыть содержание экономических реформ Е.Гайдара.
Основная направленность
экономических реформ Е. Гайдара
Направление | Содержание |
Реформа ценообразования | С 1 января 1992 г. отпускались цены на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и предложения. Постепенная адаптация производителей и потребителей к рынку |
Приватизация | Большая часть государственных предприятий перешли в частные руки. Всем гражданам России выдана часть государственной собственности стоимостью 10.000 руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. руб. в ценах 1993 г. |
Монетаризм | Жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий (главный метод). |
Децентрализация | Упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб. Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение. |
Разрушение «железного экономического занавеса» | Появление товаров зарубежного производства, насыщение рынка и повышение конкуренции, в результате которой многие отечественные производители были на грани разорения. Политика либерализации внешней торговли (фритредерства) и насыщение рынка товарами первой необходимости. |
Конвертируемость рубля | Интеграция в мировое хозяйство. Усиление экономической зависимости России от развитых капиталистических стран и МВФ. |
Многообразие форм собственности | Колхозы превращаются в фермерские хозяйства и акционерные общества, соседствуют различные формы собственности. Появляются предприятия и фирмы с различной формой собственности. |
Содержание отчета
1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.
2. Цель работы
3. Задание
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5. Ответы на контрольные вопросы
6. Вывод
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятиям:
Приватизация – форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи –продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки.
Ваучер – ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в государственной собственности, приватизационный чек.
«Шоковая терапия» - экономическая теория, комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории.
2.Назовите проблемы общественного развития России в 1990-е годы
Проблемы общественного развития России в 1990-е годы:
1. Рост инфляции и обесценивание рубля.
2. Задержки выплаты зарплат и пенсий.
3. Снижения уровня жизни населения, усиление социальной напряженности в обществе.
4. Демографическая проблема (падение рождаемости и рост смертности). Сложная криминальная обстановка (рост преступности).
5. Возникновение финансовых пирамид.
6. Слабая материально-техническая база образования, здравоохранения, организаций культуры.
7. Обострение межэтнических конфликтов на территории бывших республик СССР.
3.Перечислите положительные итоги и негативные последствия социально-экономических преобразований.
Положительные итоги:
- возрождение частной собственности;
- адаптация производителей и потребителей к рынку (закрытие неконкурентоспособных производств);
- к концу 1992 г. преодоление тотального дефицита;
- развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства;
- интеграция в мировое хозяйство.
Негативные последствия:
- рост государственного долга и внешних займов;
- отток капиталов за рубеж и слабый приток инвестиций;
- обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках;
- обесценивание заработной платы, доходов и сбережений населения;
- рост безработицы;
- обострение проблемы нерегулярности выплаты заработков, пенсий, пособий.
- развитие теневой экономики.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник в 2-х ч.,Ч.1/В. В. Артемов. - М.: Издательский центр "Академия". –2013.
2. Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник в 2-х ч.,Ч.2/В. В. Артемов. - М.: Издательский центр "Академия". –2013
3. Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы. - 5-е изд., стер. - Издательский центр "Академия".- 2013. 68 с.
Дополнительные источники:
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М., 2012.
5. История России. Учебник Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений М.: Юнити-Дана, 2012 Отв. редактор: Поляк Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1
6. История России. Учебник и практикум для СПО /Зуев М.Н., Лавренов С.Я М.: Издательство "Юрайт". – 2015.
http://www.biblio-online.ru/thematic/?2&id=ALSFR - fff5ddded8-7039 -4853-b35a -40e9fa94388= catalog them
7. Исторический словарь. Более 2000 статей по истории России с древнейших времен до наших дней/ Георгиев Владимир Анатольевич Георгиева Наталья Георгиевна, Орлов Александр Сергеевич. - М.: Проспект, 2013.- 592 с.
8.Карпачев С.П.История России: учеб.пособие для СПО.-М.:Юрайт,2015.-273с.
9.Некрасова М.История России: учебник для СПО/ М.Некрасова. -М.: Издательство: «Юрайт».-2015
10.Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.