Стаханов Алексей Григорьевич (1905-1977)
“В ночь с 30 на 31 августа 1935 г установил рекорд, добыв за смену 102 т. Угля вместо 7 т. По нормам. Результат Стаханова был достигнут в силу замены прежней, индивидуальной работы шахтеров (при которой каждый и рубил уголь, и крепил забой) бригадной организацией труда с разделением трудовых функций. Стаханов работал только отбойным молотком, а вслед за ним шли двое других шахтеров, крепившие лаву. Это было, несомненно, прогрессивным новшеством, и результаты трудовой деятельности даже трех человек представляли высокий экономический показатель. Но результат был приписан только одному Стаханову.
Задание №2: На основе текста привести причины недовольства части рабочих своим положением.
Задание №3: Указать черты, специфические особенности присущие описанному в тексте процессу в СССР.
Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. З. Гинзбурга:
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой.
Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей.
И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты.
С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением «завета отцов».
Задание №4:На основе таблиц, выявить изменения, произошедшие в экономике СССР в ходе индустриализации; отрасли, появившиеся в структуре советской экономики в ходе индустриализации; отрасли промышленности, развивавшиеся наиболее быстрыми темпами.
Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции.
Страны | 1918–1929 г. | 1930–1941 г. |
1. СССР Вся промышленность Крупная промышленность 2. США 3. Англия 4. Франция | 6,9 9,7 3,1 1,2 7,9 | 16,5 18,0 1,2 2,1 –2,2 |
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий.
Годы | Число предприятий |
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937) |
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей.
Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в ходе индустриализации | |
Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. в год Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Комбайны, тыс. шт. | 29 9 4,2 4,3 0 0 0 | 189 29 14,6 13,9 200 100 45 |
Задание №.5: Заполнить таблицу.
Первая пятилетка | Вторая пятилетка | |
Годы | ||
Основные задачи | ||
Стройки | ||
Итоги |
Задание №6:Определить по представленным документам, что было общего, а что различным в положении рабочих 30-х гг.
Беломоро-Балтийский канал.
“С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. В 1934г в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ) насчитывалось уже 510 тысяч человек. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400млн руб потратили всего 95 млн. 300 тыс рублей. Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока.