Героическая оборона Севастополя (октябрь 1854 - август 1855)
17 октября 1854 г. началась первая бомбардировка Севастополя. Противник рассчитывал мощной бомбардировкой с моря и суши разрушить сухопутные укрепления крепости и штурмом овладеть ею. Однако огонь русских береговых батарей нанес ощутимый урон осадной артиллерии и кораблям французов и англичан, что заставило их отложить штурм города. Защитники Севастополя терпели острую нужду в оружии, боеприпасах и продовольствии. Однако в самых трудных условиях русские солдаты и матросы сохраняли высокий моральный дух и волю к борьбе. Для защиты города было принято решение затопить поперек входы в Севастопольскую бухту часть кораблей. Вице-адмирал В. А. Корнилов был против этого решения, но нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость мот поступка. Хотя можно представить себе весь ужас ситуации, когда адмиралу говоря! О затоплении кораблей, нет. По его мнению, добиваются и противники. Около 4 часов утра 10 сентября 1854 года было затоплено пять кораблей. Русская армия под командованием А. С. Меньшикова пыталась оказать помощь жителям Севастополя. 13(25) октября в долине между Севастополем и Балаклавой произошло сражение. Русским удалось внедриться в тыл и захватить несколько турецких орудий. В этом сражении легкая артиллерийская кавалерия, в которой служили представители самых аристократических фамилий Англии, потеряла около 1,5 тыс. человек.
Это сражение подняло боевой дух русских войск. В то же время оно послужило хорошим уроком для союзников, которые выделили дополнительные силы для охраны своего тыла. Хотя операция не изменила положения осажденного города. Обстановка в городе и вокруг него была тяжелой. Защитники не были обеспечены в достаточном количестве боеприпасами, водой, продовольствием. После гибели В. А. Корнилова оборону возглавил П. С . Нахимов - герой Синопа.
Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захватывали пленных. Родной город защищали даже дети. За храбрость десятилетний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположение вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом.
Войска противника несколько раз штурмовали город. Иногда город был буквально засыпан бомбами и ракетами. Защитники же не могли отвечать огнем такой же силы, так как боеприпасов катастрофически не хватало. Кровопролитная борьба шла за один из важных рубежей Севастополя -Малахов курган.
Последние силы защитников Севастополя иссякали от потерь, вызванных непрекращающимся артиллерийским обстрелом союзников. 12 июля осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Малахова кургана погиб адмирал Нахимов.
5(17) августа 1855 г. противник начал подготовку к новому штурму Севастополя массированной бомбардировкой, продолжавшейся до 24 августа (5 сентября). Всего было выпущено около 200 тыс. снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. Тогда же противники начали генеральное наступление, направив главный удар на Малахов курган. Но защитники отбили атаку. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и решило исход обороны Севастополя. Гарнизоны города, его защитники, уничтожив батареи, пороховые погреба и потопив часть оставшихся кораблей, переправились на Северную сторону. 30 августа (11 сешября) были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Александр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (1854-1855).
Задание №4: Написать название города, обозначенного на схеме цифрой «5», где находилась главная российская военно-морская база на Черном море.
Задание № 5: Выбрать суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными из шести предложенных.
1) союзниками России в войне были Германия, Австро-Венгрия и Швеция;
2) эту войну между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства иногда называют ещё и Восточной;
3) военные действия, обозначенные на схеме стрелками, длились около пяти лет;
4) после сражения на р. Альма, которое русские войска проиграли, противник осадил Севастополь;
5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме и в соответствии с условиями Парижского мирного договора, было приобретение Россией турецкой крепости Карс;
6) как показали события и военные действия обозначенные на схеме, Россия не была организационно и технически готова к войне.
Задание №6: Выявить, кто изображен на картинках, и какую роль он сыграл в Крымской войне.
Содержание отчета
7. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.
8. Цель работы
9. Задание
10. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
11. Ответы на контрольные вопросы
12. Вывод
Контрольные вопросы
1. Крымская война началась в ____________ году.
2. Причина войны ____________________________________________________.
3. Поводом послужило _________________________________________________.
4. Цели России _______________________________________________________.
5. Цели Турции_______________________________________________________.
6. Англии и Франции__________________________________________________.
7. Русской армией командовал___________________________________________.
8. Основные события войны ____________________________________________
9. Сооружением оборонительных укреплений руководил военный инженер ___________________________________________________________________
10. Страдания раненых пытался облегчить хирург _________________________.
11. Подписан _____ году __________________ мир.
12. Итоги войны _______________________________________________________.
Практическая работа № 6
Тема: Народническое движение
Цель: уметь раскрывать причины, цели, участников народнических организаций
Задание №1:Раскрыть причины «хождения в народ»
Задание №2: Выявить на каких принципах строила свою деятельность кружок «чайковцев».