Монополизм в экономике и его последствия. Антимонопольное законодательство. Финансово-промышленные группы

Монополизм и егопоследствия. Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий (табл.7-2).

Таблица 7-2 Роль монополий в экономике

Негативные проявления Позитивные проявления
Неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничить выпуск продукции и установить завышенные цены Низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента
Торможение НТП, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов Преимущества в использовании НТП, благодаря достаточным финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения НИОКР
Ограниченность конкуренции является благоприятной почвой для инфляции, а в условиях спада углубляет его Задачи сохранения и укрепления конкурентосопособности на мировых рынках требуют концентрации финансовой и производственной мощи
Чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антитрестовскими (антимонопольными) законами выделяются четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентные слияния фирм, сговор о ценах, ценовая дискриминация и прочие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» считается компания, захватившая рынок путем ограничительной практики (захват источников сырья, каналов сбыта, различного рода соглашения между двумя или несколькими компаниями о разделе рынков сбыта, ценах, вытеснение с рынка имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов и т.д.), но не фирма, добившаяся значительной рыночной доли вследствие более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Западной Европе и Японии развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В определенных ситуациях (например, в Японии - по отношению к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или даже предписывает картельные соглашения с целью улучшения экономической ситуации. Есть и другие отличия антимонопольных мероприятий в США и в других развитых странах. Например, если в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел - важнейший элемент ограничения монополий, то в Японии такая практика - редкость.

В Западной Европе и Японии бытует мнение (достаточно справедливое), что строгое исполнение антимонопольных законов в американском стиле может привести к падению эффективности их экономик по сравнению с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты признают, что абсолютизация свободы конкуренции приводит к ослаблению международной конкурентоспособности американской промышленности. Поэтому в 80-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считается, что единственной целью антимонопольной политики должно стать эффективное функционирование рынка, невзирая на нарушение методов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского типа примыкает принятый в России 22 апреля 1991 г. закон « О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», первый антимонопольный акт в нашей стране. Хотя он и отражает специфику переходного периода (так, ряд его статей направлен против монополизма органов власти и управления в сфере экономики), однако недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусмотрено регулирование многих проявлений монополизма производителей и торговцев, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов означает признание его монополистом и предусматривает государственный контроль за ценами, объемами производства и качеством продукции. Однако использование в качестве критерия лишь показателя доли предприятия на рынке не позволяет правильно определить перечень монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке еще не являются свидетельством монополизма. Главное заключается в ограничительной практике, монополизм - проблема не столько количественная, сколько качественная.

Финансово-промышленные группы. Современная экономика развитых стран - это олигополизированная экономика. Каркасом современной экономики во всех развитых странах Запада и Востока являются крупные корпорации-олигополии и финансово-промышленные группировки (ФПГ), именно они играют роль основных субъектов современного рыночного хозяйства. Грань между этими двумя понятиями довольно относительна. Крупные фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию и функционирующих часто достаточно независимо друг от друга. ФПГ - это самоорганизующиеся объединения под единым контролем ряда крупных промышленных и финансовых фирм, осуществляющие согласованную хозяйственную деятельность. Таким образом, вырисовывается иерархическая структура современного «большого бизнеса»: предприятие - крупные фирмы - финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику порой упрощенно называют сочетанием рыночной саморегуляции и государственного регулирования. На самом деле внутрифирменное и надфирменное олигополистическое регулирование рынков выполняет не менее, а, может быть, более важные функции, чем экономическая политика правительств развитых стран.

Целями деятельности ФПГ являются:

- кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения крупного производства, маневрирование обобществленным денежным капиталом для повышения эффективности его использования;

- организация НИОКР в крупных масштабах, ускоренное их внедрение в производство;

- повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на мировой рынок, увеличение экспортного потенциала.

Конечным результатом реализации этих целей должны стать увеличение объема продаж и повышение прибыли производителей. Изучение деятельности наиболее эффективных и интегрированных ФПГ - японских «дзайбацу» - показывает, что ориентация на максимизацию объема реализации играет для них заметно большую роль, чем погоня за сиюминутной прибылью. Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) неизбежно связана с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей своих товаров, чем акционеров. В то же время организация ФПГ позволяет стабилизировать доходность фирм-участниц и надежно защитить их от разорения.

Контроль - это властные отношения, дающие возможность определять основные результаты управленческой деятельности. Отношения контроля внутри ФПГ могут осуществляться при помощи одной из трех форм: контроль из холдинга, контроль из банка, контроль со стороны совещания президентов фирм.

Холдингом называют финансовый фонд, владеющий крупными долями акционерного капитала других фирм группы, достаточный для контроля над ними. Головная («материнская») фирма-холдинг может осуществлять исключительно функции координирующего центра, не занимаясь самостоятельной производственной деятельностью. В деятельности холдинга ключевое место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств внутри ФПГ, эмиссионно-учредительская деятельность, регулирование взаимных платежей и т.д.

Если холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центрами контроля за деятельностью ФПГ чаще становятся банки, которые осуществляют целевое крупномасштабное кредитование членов группы. Лидерам группы достаточно при этом занимать основные посты в совете директоров головного банка.

По японскому законодательству (так же, как и по современному российскому) кредитно-финансовые институты имеют право владеть не более чем 10 % акций какой-либо компании. Поэтому спецификой Японии стала система перекрестного (взаимного) владения акциями внутри ФПГ. В 80-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех крупнейших ФПГ Японии (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо) составляло около 30 %, что обеспечивает достаточно высокую степень их сплоченности.

Центральным органом координации деятельности таких групп являются совещания президентов фирмы, которые проводятся секретно. Банки при этом играют роль финансовых центров, но не центров контроля, поскольку они сами контролируются другими фирмами группы.

ФПГ, с одной стороны, стимулируют подъем национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности, с другой - их деятельность основана на «приглушении» конкурентной борьбы и потому может в принципе обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств по отношению к ним. Когда экономика страны страдает пониженной конкурентоспособностью, правительство оказывает протекцию отечественному большому бизнесу. Если же экономическое развитие стабильно и устойчиво, то правительство переключает внимание на малый бизнес, антимонопольные мероприятия и т.д. Таким образом, современное рыночное хозяйство требует поддержания некоторого динамичного равновесия между большим и малым бизнесом, что и является одной из важнейших задач государственной экономической политики.

Основные понятия

Экономические издержки

Внешние и внутренние издержки

Нормальная прибыль

Бухгалтерская прибыль

Экономическая прибыль

Краткосрочный и долгосрочный периоды

Средняя и предельная производительность

Закон убывающей отдачи

Постоянные и переменные издержки

Валовые, средние, предельные издержки и доходы

Эффект масштаба

Чистая конкуренция

Совершенная и несовершенная конкуренция

Трансакционные издержки

Теорема Коуза

Неценовая конкуренция

Чистая монополия

Естественная монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Финансово-промышленные группы


Наши рекомендации