Рынки с ассиметричной информацией. понятие неопределенности.
На рынках с асимметричной информацией одни участники знают о товарах больше других. Как правило, продавец продукта знает о товаре больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше нанимателей. Управляющие знают о возможности фирмы больше акционеров.
Воздействие асимметричной информации о качестве продукта на рынок было изучено лауреатом Нобелевской премии американским экономистом Дж. Акерлофом (род. в 1940 г.). Продемонстрируем это воздействие на примере рынка автомобилей. Предположим, что новый автомобиль, стоивший 15000 евро во вторник, будет стоить 12000 евро на рынке подержанных автомобилей в среду. Очевидно, что этот автомобиль не может потерять 20% своей стоимости за 24 часа только за счет физической амортизации, при прочих равных условиях.
Открытие Акерлофа состояло в осознании того факта, что само предложение автомашины на продажу содержит важную информацию об ее качестве. Даже если причина продажи не связана с качеством машины, все равно владелец хорошего автомобиля не сможет получить полную стоимость на рынке подержанных автомобилей
Разъяснение Акерлофа укрепляет наше интуитивное предположение о том, что физическая амортизация не является единственной причиной резкой разницы в ценах на новые и подержанные автомашины. Эту разницу разумнее представить как следствие того, что предлагаемые к продаже подержанные автомашины, как определенный класс автомашин, в среднем имеют худшее качество, чем новые.
Таким образом, из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка. Эту тенденцию принято определять как отрицательный отбор. Он представляет собой такой процесс, в результате которого в добровольных сделках, скорее всего, будут участвовать «нежелательные» члены популяции продавцов и покупателей.
Экономическая практика выработала определенные принципы борьбы с асимметрией информации и отрицательным отбором на рынках. В конкретном виде в разных странах эти принципы реализуются по-своему и поэтому результаты такой борьбы также различаются. Однако в общем виде для борьбы с асимметричной информацией используются различного рода сигналы, которые и обеспечивают, в конце концов, реализацию двух принципов.
1. Принцип труднодоступности подделки. Он означает, что сигналу участника рынка будут доверять другие участники, если этот сигнал очень сложно (или нецелесообразно) подделать.
2. Принцип полного раскрытия. Он означает, что если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то и соперники их будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна. Например, гарантия качества продукции 1–го сорта предпочтительнее, чем продукция «б/с».
Реализация данных принципов невозможна без действий государства. Например, на рынке труда диплом и квалификационная справка дают работодателям возможность определить уровень образования и навыков потенциальных работников. Принимая во внимание растущее значение обучения на протяжении всей жизни и все возрастающее разнообразие условий, в которых ведется преподавание, сертификация будет приобретать все большее значение. Государство должно устанавливать стандарты и проверять их, или оказывать содействие в их установлении и проверке.
Другой пример, когда государство может оказывать частным специализированным учреждениям содействие в проверке качества товаров и услуг. Известно, что процедуры удостоверения качества по программе ISO 9000 (Международная организация стандартизации) представляют собой разработанные частным образом стандарты, которых фирмы добровольно придерживаются в качестве средства гарантирования качества своих технологических процессов и продукции. Такая сертификация имеет особую ценность для экспертов из развивающихся стран, которые стремятся создать хорошую репутацию своей продукции среди скептически настроенных покупателей. В данном случае государству остается лишь заявить о наличии процедуры сертификации.
Кроме стандартизации и сертификации, огромное влияние на рынок оказывают репутации фирм –поставщиков продукции высокого качества. Но этого практически невозможно достичь, если у фирмы нет офиса, дорогостоящего оборудования, постоянных клиентов, о которых следует беспокоиться, т.е. у нее нет никаких безвозвратных издержек. Поэтому фирмы, осуществляющие реализацию продукции на рынках, в киосках, палатках, т.п., не делающие ставку на будущее, не стремятся строго выполнять обязательства перед покупателями. Им выгоднее продавать товары низкого качества, которые имеют хороший сбыт в силу низких цен.
24. РЫНКИ РЕСУРСОВ И ИХ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Все рынки в экономической теории делятся на две большие группы:
- рынки потребительских благ, т.е. товаров и услуг;
- рынки производственных ресурсов, т.е. факторов производства.
Теорию факторов производства создал в ХIХ веке французский экономист Ж.Б. Сэй (1767-1832). Согласно этой теории, между спросом на факторы производства (труд, капитал, земля) и спросом на рынках товаров и услуг можно выделить существенные отличия:
- спрос на факторы производства являются производственным спросом;
- спрос на факторы является взаимозаменяемым, т.е. характеризуется отношениями субституции. И поскольку различные факторы производства используются одновременно, то спрос на них характеризуется также комплементарностью (взаимодополняемостью).
Производственный спрос на любой ресурс зависит от:
а) производительности ресурса, т.е. фактора, при создании товара;
б) цены самого ресурса;
в) цены товара, произведенного при помощи этого ресурса.
Взаимосвязь между этими факторами, определяющими производственный характер спроса на ресурс, может быть выражена с помощью формулы:
МRPфактора= (МPфактора)( МRот продажи товара)
где МRPфактора – предельная доходность фактора;
МPфактора - предельная производительность фактора;
МRот продажи товара – доход который может быть получен от продажи дополнительной единицы продукции, произведенной с помощью дополнительной единицы данного фактора.
Так, например, предельная доходность фактора труда равна:
MRPL= MPL· MRTL
Предельная доходность земли:
MRPА= MPА· MRTА
Предельная доходность капитала:
MRPK= MPK· MRTK
Для того, чтобы максимизировать прибыль, количество факторов производства следует увеличивать до тех пор, пока предельная доходность фактора (MRPфактора в денежном выражении) превышает предельные издержки или цену фактора производства, т.е.
MRPфактора ≥МСфактора
Напротив, правило минимизации издержек выполняется тогда, когда предельный продукт фактора производства в расчете на 1 рубль затрат на его приобретение одинаков для каждого фактора, т.е.
МРL = MPА= MPK
PL PА PK
Следствием правила минимизации издержек является правило замещения: если цена одного фактора повышается, в то время как цены на другие факторы остаются неизменными, предприятие (фирма) чаще всего выигрывает от замены более дорогого фактора другими факторами производства.
Для рынков производственных ресурсов характерно наличие тех же рыночных структур, что и для рынков товаров и услуг.
Особенности рынков производственных ресурсов обобщенно выражаются в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства, т.е. предложения товаров и услуг на рынке. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив. Более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) олигопсонии (несколько покупателей). Например, рынок труда в небольших городах, где единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли чаще всего является одно предприятие.
25. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ТРУДА
Выделяют внутренний и внешний рынок труда. На внутреннем, или внутрифирменном рынке труда устанавливаются правила, регулирующие наем (перемещение) работников внутри предприятия. На внешнем рынке представлена вся совокупность работников, занимающихся поиском работы, и работодателей, предлагающих рабочие места.
Рынок труда имеет свою специфическую инфраструктуру. Основными элементами этой инфраструктуры являются:
- биржа труда;
- служба занятости и переподготовки кадров;
- организация, занимающаяся территориальным переселением рабочей силы и межгосударственным обменом кадрами и др.
На рынке труда, как и на прочих рынках, имеются предложение, спрос и цена. Собственность на рабочую силу рассматривается как основание для получения факторного дохода – заработной платы, т.е. цены услуг рабочей силы (труда).
Спрос на труд – количество рабочей силы, которое готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне заработной платы. В условиях совершенной конкуренции фирма, максимизирующая свою прибыль, будет нанимать рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL =W). При этом издержки фирмы на труд состоят только из заработной платы работников.
Предложение труда – количество рабочего времени, которое население хочет и может потратить на работу, приносящую доход. При этом изменение ставки заработной платы оказывает влияние на выбор между рабочим временем и временем досуга (рис.7.2.1).
W W S Эффект дохода
S Эффект
Замещения
L
Рис. 7.2.1. Кривая предложения труда
Эффект замещения действует при низком заданном уровне заработной платы, который побуждает больше работать. Напротив, при достижении более высокого уровня заработной платы работники могут купить больше нормальных товаров, к числу которых относится и отдых. Но если больше тратить на отдых, тогда эффект дохода стимулирует трудиться меньше.
В реальной действительности в рамках общенационального рынка труда функционирует множество рынков труда, различающихся по профессиям, регионам и т.п. Они взаимодействуют друг с другом и взаимно влияют друг на друга (рис.7.2.2).
a) W б) W
SL
W0 A SL W0 А
DL=MRPL DL=MRPL
L0 L L0 L
Рис.7.2.2. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции:
а) для фирмы; б) для рынка.
Кривая предложения труда для отдельной фирмы на конкурентном рынке является абсолютно эластичной, поскольку любое необходимое количество труда фирма может нанять по фиксированной цене (рис.7.2.2., а). Однако на рынке в целом кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис.7.2.2., б)
В долгосрочном периоде и спрос, и предложение труда становятся более эластичными, чем в краткосрочном периоде. На рынок приходят новые работники, привлекаемые более высокой заработной платой. При этом со стороны спроса присходит замещение дорогостоящего труда капиталом. Тем не менее увеличение спроса на труд перемещает точку равновесия из А в С (рис.7.2.3.).
W
SL долгосрочное
W2 C
Dдолгосрочный=MRPL долгосрочный
W0 A
L
L0 L2
Рис. 7.2.3. Рынок труда в долгосрочном периоде
Из рис. 7.2.3. видно, что в долгосрочном периоде равновесие на совершенно конкурентном рынке труда устанавливается в точке С. В результате заработная плата увеличивается до уровня W2. Этот уровень оплаты труда находится под воздействием эффектов замещения и дохода, а также в значительности степени зависит от мобильности трудовых ресурсов в экономике страны.
26. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА МОНОПСОНИЧЕСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
Монопсония на рынке труда –это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель. Например, монопсония характерна для рынка труда: медицинских сестер, работников газетных издательств и т.п.
Чтобы привлечь дополнительных работников, монополист должен повышать уровень заработной платы. Поэтому кривая отраслевого предложения труда относительно эластична (рис. 7.3.)
W MCL
B SL=ACL
WM
Wk A- спрос на конкурентном рынке труда
С
DL=MRPL
LM LK L
Рис.7.3. Ставка заработной платы и уровень занятости на монопсоническом рынке труда.
Как видно, количество труда, которое необходимо для максимизации прибыли фирмы-монопсониста, находится в точке В, в которой кривая предельной доходности ресурса MRPL пересекается с кривой предельных издержек ресурса MCL. При этом кривая MCL расположена выше кривой предложения ресурса SL, так как заработная плата дополнительного работника растет более высокими темпами, чем средняя заработная плата на предприятии (ACL). Кривые предложения труда и средней заработной платы совпадают (SL=ACL), поскольку платить по индивидуальной ставке, совпадающей с MCL, фирма-монополист не в состоянии.
При всех прочих равных условиях на монопсоничесом рынке фирма максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и выплачивая им ставку заработной платы меньше, чем на конкурентном рынке труда.
Однако при несовершенной конкуренции на рынке труда важную роль играют профсоюзы. Профсоюз – этот объединение работников, обладающeе правом на ведение переговоров с руководством фирмы от имени и поручению своих членов. Цель профсоюза – максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. Но реальная тактика профсоюзов определяется, с одной стороны, их стремлением к повышению спроса на труд, с другой – к ограничению предложения труда. Это приводит к росту заработной платы и сокращению количества занятых.
Кроме монопсонии, несовершенный рынок труда может представлять структура двусторонней монополии. Речь идет о такой рыночной структуре, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу производственных ресурсов и оба могут контролировать цены.
Когда мононсонист сталкивается с монополией, продающей фактор производства, возникает, образно говоря «битва титанов». Каков будет уровень заработной платы, однозначно сказать нельзя. При этом не исключается ситуация, когда ставки заработной платы и уровень занятости приблизятся к условиям конкурентного рынка труда.
27 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ.