Чистые частные и чистые общественные блага. свойства общ. благ
К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, так как их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления, т.е. свойствам частных благ (рис. 13.1)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно, общественные блага потребляются коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Поэтому они носят неконкурентный (нерыночный) и неисключаемый характер. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. Потребление данных благ связано с положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи рыночного механизма цен.
Указанные свойства общественных благ имеют графическую интерпретацию. Так, при заданном объеме издержек, равном С, объем произведенного общественного блага Q, пропорционален n – количеству человек, на которых распространяется потребление данного блага. Значит, кривые общих, средних предельных издержек могут изображаться как функция от n (рис.13.2).
ТС
АС
МС ТС=const
AC=c/n
MC=0
n
Рис.13.2. Кривые издержек на чистое общественное благо
На рис.13.2. кривая MC совпадает с осью координат «n». Это означает, что до тех пор пока предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю, чистое общественное благо должно поставляться по нулевой цене (МС=Р=0). Следовательно, частное предприятие не будет производить чистое общественное благо.
Однако чистых общественных благ, свойства которых точно соответствовали бы вышеотмеченным, довольно немного: оборона, дипломатия, освещение улиц т.п. В связи с этим следует рассматривать чистые общественные и частные блага как два полярных случая, между которыми существуют различные промежуточные формы. Для их характеристики вводится понятие смешанных общественных благ (рис.13.3.)
|
Рис. 13.3 Классификация смешанных общественных благ
В дополнение к рис. 13.3 отметим, что:
а) перегружаемые блага характеризуются тем, что свойство неконкурентности выполняется лишь до определенного момента. К таким благам относятся чаще всего блага с ограниченной вместимостью: теннисные корты, мосты и т.д.;
б) исключаемые общественные блага – с ограниченным доступом. Например, доступ к благу может регулироваться продажей билетов, уплатой взносов и т.п. Так, появление кабельного телевидения позволило продавать потребителям различные пакеты видеоуслуг;
в) социально-значимые блага имеют две разновидности: полезные – здравоохранение, народное образование, культура и т.п.; социально-вредные – табак, алкоголь, наркотик.
Таким образом, перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования.
45 В МОРАЛЬНЫЙ РИСК И РЫНОК СТРАХОВАНИЯ. ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПАЛ АГЕНТ В мор. риске отражается склонность людей, страховавших собственность, проявлять меньше заботы о ее защите от повреждений, воровства и других случаев, от которых она застрахована. Тем самым риск наступления страхового случая увеличивается. Проблема морального риск приводит к тому, сто страховые компании вынуждены увеличивать страховые взносы или вообще отказываться от заключения подобных сделок.
В решении проблемы морального риска в страховании участвует государство путем введения закона об обязательном страховании автомобилей, цен введения дополнительной ответственности за проведение противопожарных мероприятий и т.д.Явление морального риска возникает и во взаимоотношениях между собственниками и нанятыми ими менеджерами. Эту проблему принятого называть проблемой «принципал-агент». Суть в том, что в условиях неопределенности менеджеры могут предпринимать действия, способствующие реализации их интересов за счет интересов акционеров. Вместе с тем имеются факторы, ограничивающие возможности менеджеров уклоняться от целей собственников –принципалов:
1. держатели акций могут сменить исполнительную дирекцию;
2. в управлении компаний могут развиваться сильные рыночные начала, т.е. стимул к максимизации прибыли;
3. в стране может существовать хорошо развитый рынок менеджеров. Кроме того, как показывают исследования, наличие у акционеров доступа к ликвидным фондовым рынкам, где ценные бумаги могут быть надежно проданы по назначенным ценам, соответствует экономическому развитию и защищает «принципалов»-акционеров. А там, где акционеры защищены слабо, фондовые рынки обычно слабо развиты и плохо работают.
46.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРТСВА ПО РЕГ. АСИМЕТРИЧНОСТИ РЫНОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.Важнейшее значение для поведения экономических субъектов имеет информация, а именно – наличие и отсутствие информации (сведений) о последствиях принимаемых решений.До сих пор мы исходили из того, что всем участникам рыночных операций доступна полная (совершенная) информация обо всех переменных, относящихся к их выбору. Именно это допущение позволяет доказать, что общее конкурентное равновесие приводит к максимальному общественному благосостоянию, т.е. что оно оптимально по Парето.В действительности приходится сталкиваться в основном с тем, что информация на рынках несовершенна, т.е. она полностью не известна ни одному из участников рынка. К примеру, ни потребители, ни фирмы не имеют полной информации о ценах и качестве различных товаров, продающихся на рынке, о качестве и условиях работников, которых нанимают фирмы, об отдаче инвестиционных проектов и т.д.Наиболее фундаментальная причина существования рынков с несовершенной конкуренцией состоит в том, что действия (включая выбор) передают информацию, что участники рынка знают об этом, и это оказывает влияние на их поведение. Следовательно, в действительности информация на рынке не экзогенна, т.е. поступает извне, а эндогенна, т.е. порождается в ходе взаимодействий субъектов рынка. В любом случае тот факт, что действия передают информацию, ведет к изменению поведения людей и характера функционирования рынков.Из признания того, что действия передают информацию, следует два вывода:1.принимая решение о своих действиях, индивиды будут думать не только о том, что нравятся им самим, но и о том, какое это окажет влияние на представление о них со стороны других индивидов;2.индивиды имеют стимул «лгать»: менее способные заинтересованы в том, чтобы говорить, что они являются более способными. Например, если становится известным, что у тех, кто обучается дольше, больше, способностей, то, возможно, и я буду готов сделать это, даже если обладаю меньшими способностями, т.е. просто для того, чтобы обмануть работодателей.Все это порождает неопределенность возможных результатов выбора. Последствия альтернатив, которые приходится выбирать и тем самым принимать решения в экономике, как рядовому индивиду, так и фирме, и государству, как правило, неопределенны.