Тема 4.1. Рыночная стратегия развития экономики России

Основной целью данной темы является анализ общих экономических закономерностей, присущих странам с переходной экономикой, а также особенностей их проявления в России.

Термины и понятия:

Разбалансированность экономики, стабилизация, структурная перестройка, либерализация цен, «Шоковая терапия», приватизация, этапы и формы приватизации, инфраструктура хозяйствования, Основные проблемы структурной перестройки экономики, глобализация, стратегия развития национальной экономики.

Тема 4.2. Структурная перестройка и проблемы развития

Инновационно - инвестиционной сферы России

В процессе изучения темы должны быть рассмотрены перспективы проводимых в стране реформ в связи с обеспечением инвестиционной деятельности и осуществлением инновационной политики.

Термины и понятия:

Инвестиционная и инновационная политика, участники инвестиционного процесса, классификация инвестиций, принципы инвестиционной деятельности, прямые иностранные инвестиции.

Раздел 5. История экономических учений.

Тема 5.1. Особенности экономических воззрений в

Традиционных обществах

Сложность изучения темы заключается в том, что в ней в предельно сжатом виде рассматривается зарождение и становление экономической теории как науки. Особое внимание следует уделить основной характеристике классической школы.

Термины и понятия:

Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия. экономические взгляды А.Смита и Д.Рикардо, закон рынков Б.Сэя, экономическая теория К.Маркса.

Тема 5.2. Формирование и эволюция современной

Экономической мысли

Современный этап экономической мысли должен характеризоваться как с позиций возрождения идей классической школы, так и с позиций объединения усилий по формированию концепций рыночного хозяйства неоклассиков и неокейнсианцев.

Термины и понятия:

Маржиналистская революция, австрийская, американская и английская школы маржинализма, теория А.Маршалла, принцип предельной производительности Дж.Б.Кларка, теория общего экономического равновесия Л.Вальраса, теория Дж.Кейнса, нео- и посткейнсианство, монетаристская концепция, институционализм.

Тема 5.3. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

В данной теме необходимо рассмотреть становление и развитие русской экономической школы, ее значение для формирования современных концепций экономической теории.

Термины и понятия:

Теория промышленных кризисов М.И. Туган-Барановского, организационно-производственная школа А.В.Чаянова, теория длинных волн Н.Д.Кондратьева, концепции экономико-математической школы в работах В.К.Дмитриева, Е.Е. Слуцкого, В.В.Новожилова, И.В. Канторовича.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Целью выполнения контрольных работ является самостоятельное приобретение и углубление знаний студентами по экономической теории, их знакомств с существующими направлениями современной экономической мысли, критическое их осмысление, выработка собственного мнения, приобретение навыков теоретического анализа. Освоение теоретических основ экономической науки должно помочь студентам сориентироваться в практике хозяйствования. Кроме того, контрольная работа является одним из видов контроля кафедры за качеством знаний студентов, изучающих данную учебную дисциплину.

В соответствии с целью используется следующий принцип построения вариантов заданий. Контрольные задания включают в себя:

–ответы на теоретические вопросы,

–решение задач,

–разбор упражнений и проблемных ситуаций.

Вариант контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента

К выполнению контрольных заданий следует подходить творчески. Ответ на теоретический вопрос должен представлять собой краткое изложение содержания рассматриваемой проблемы. Разбирая упражнения и проблемные ситуации, необходимо предлагать как теоретическое решение проблемы, так и практические рекомендации, основываясь на данных статистики. Если для ответа на вопрос требуется расчет, то необходимо написать решение задачи и выделить ответ.

Качество работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и глубоко раскрыто студентом содержание теоретического вопроса, решена задача и описана проблемная ситуация. На каждую контрольную работу преподаватель кафедры представляет краткую письменную рецензию, в которой указываются ее положительные и отрицательные моменты, и дается общая оценка «зачтена» или «не зачтена». Если работа не зачтена, то она должна быть доработана с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу рецензирует тот же преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Студенты, не выполнившие контрольной работы или не получившие зачета по ней, к зачетам и экзаменам не допускаются.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание к контрольной работе №1

Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г).

1. Раскройте содержание вопроса. Предмет экономической теории и альтернативные взгляды на него.

2. Ответьте на вопрос. Что такое ограниченность ресурсов и почему она вынуждает людей делать выбор?

3. Решите задачу. При выпуске продукта А общие издержки равны 3В, переменные издержки равны В. Предельные издержки постоянны. Найти средние общие, постоянные и переменные издержки при выпуске 10 единиц продукта А.

Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И).

1. Раскройте содержание вопроса. Издержки производства в краткосрочном периоде.

2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер и отрицательный наклон?

3. Решите задачу. Равновесная цена продовольствия равна 4 долл. за один килограмм. Объем спроса равен 6 кг. Потребитель готов заплатить 10 долл. за кг. Рассчитать излишек потребителя.

Вариант 3 (Для студентов, фамилия которых начинается с букв К, Л, М, Н).

1. Раскройте содержание вопроса. Экономические блага и их классификация.

2. Ответьте на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства?

3. Решите задачу. Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С).

1. Раскройте содержание вопроса. Кривые безразличия и изокванты, общие черты и различия.

2. Ответьте на вопрос. Почему кривая спроса имеет нисходящий характер?

3. Решите задачу. Дана следующая таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:

Виды продукции Производственные альтернативы
  А В С Д Е
Автомобили (млн. шт.)
Самолеты (тыс. шт.)

а) изобразите графически кривую производственных возможностей;

б) объясните, что показывают точки ниже и выше этой кривой.

Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х).

1. Раскройте содержание вопроса. Естественные монополии и их регулирование.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключается процедура дисконтирования?

3. Практическое задание. Указать, какое утверждение является правильным и почему:

а) бухгалтерские издержки больше экономических;

б) экономические издержки больше бухгалтерских;

в) они равны.

Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)

1. Раскройте содержание вопроса. Монопсонический рынок труда.

2. Ответьте на вопрос. Почему изокванты производственных функций с фиксированными пропорциями используемых факторов производства имеют прямоугольную форму.

3. Решите задачу. Функция предложения имеет вид Q=6P-8. Определите:

а) ценовую эластичность предложения при цене, равной 3;

б) при каких ценах предложение эластично;

в) при какой цене эластичность предложения равна 3.

Задания к контрольной работе №2

Вариант 1. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г)

1. Раскройте содержание вопроса. Понятие системы национальных счетов. ВНП – основной показатель расчета национального объема производства.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключается сущность структурной перестройки в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Насколько изменится цена магнитофона (в долл.), продаваемого в ФРГ за 150 евро, если цена евро в долл. упала с 90 до 85 центов за один евро.

Вариант 2. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, Е, Ж, З, И).

1. Раскройте содержание вопроса. Основные задачи и методологические принципы неоклассической школы.

2. Ответьте на вопрос. В чем состоят основные отличия раннего и позднего меркантилизма?

3. Решите задачу. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 4%, а фактический – 9%. Используя закон Оукена, определите величину отставания объема ВНП в процентах.

Вариант 3. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв К, Л, М, Н).

1. Раскройте содержание вопроса. Бюджетный дефицит и профицит, их причины и последствия.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются особенности формирования рынка труда в переходной экономике России?

3. Практическое задание. Куда включается доход гражданина Российской Федерации, если он временно работает в Швеции?

а) ВВП Швеции и ВНП Швеции;

б) ВВП Швеции и ВНП РФ;

в) ВВП РФ и ВНП Швеции;

г) ВНП РФ и ВНП Швеции.

Вариант 4. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р, С)

1. Раскройте содержание вопроса. Недискриционная фискальная политика. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

2. Ответьте на вопрос. В чем состоят особенности процесса приватизации в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Рассчитать реальный объем ВНП, если номинальный ВНП равен 2800 ден. ед., а дефлятор равен 160%.

Вариант 5. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, У, Ф, Х).

1. Раскройте содержание вопроса. Сформулируйте основные положения монетаристской концепции.

2. Ответьте на вопрос. Что характеризует модель IS – LM?

3. Решите задачу. Используя приведенные в таблице данные о зависимости между реальным объемом национального производства и объемом ресурсов, определите:

а) уровень производительности в экономике;

б) издержки производства на единицу продукции, если цена ресурса возрастет с 3 до 5 долл., а производительность останется прежней?

Объем ресурсов Реальный объем национального производства

Вариант 6. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я).

1. Раскройте содержание вопроса. Макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости.

2. Ответьте на вопрос. В чем заключаются основные цели преобразований в переходной экономике России?

3. Решите задачу. Какова величина безналичных платежей в экономике, если количество денег равно 2500 ден.ед., сумма цен товаров равна 13500 ден.ед., а скорость обращения денег составляет 3 оборота.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: иметь титульный лист (см. Приложение 1), перечень заданий и ответы на них, нумерацию страниц, список литературы, в конце работы - дату ее выполнения и личную подпись студента. Общий объем работы до 10 страниц.

Контрольные задания направляются на кафедру студентами на рецензирование не менее чем за один месяц до начала сессии, в период которой проводится экзамен по данной дисциплине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004.

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004

3. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003.

4. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34.

5. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003.

6. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003.

7. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000.

9. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ.

11. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

12. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

13. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ.

14. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

6.2. Основная литература

15. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник.- 2-е изд. - СПб: Питер, 2008.

16. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.

17. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В., Микроэкономика. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2007.

18. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2006.

19. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- 3-е изд., доп..- СПб.: Питер, 2009.- 560 с.

20. Вечканов Г.С. Микроэкономика/ Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с.

6.3. Дополнительная литература

21. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ Российская экон. академия им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. Г.П.Журавлевой.- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 934 с.

22. Экономическая теория: Учебник для вузов/ РЭА им. Г.В.Плеханова; Под ред. В.И.Видяпина, и др..- Изд. испр. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 672 с.: ил..-(100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).

23. Экономическая теория: Учебник/ Под pед. И.П.Николаевой.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Пpоспект, 2006.- 573 с.

24. Экономическая теория: Задания и планы семинарских занятий для студ. всех форм обуч./ Сост.: И.Г.Зверева.- СПб: СПбГИЭУ, 2009.

25. Сборник задач по микроэкономике: К "Курсу микроэкономики" Р.М. Нуреева/ Под ред. Нуреева Р.М..- М.: НОРМА, 2006.

26. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник.- 2-е изд., изм..- М.: НОРМА, 2007.- 560 с.

27. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2006.- 205 с.

28. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ СПбГУЭФ; Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский.- 6-е изд., испр. и доп..- М.: Высшее образование, 2008.

29. Сломан Дж. Экономикс= Economics/ Сломан Дж., Сатклифф М. Пер. с англ..- 5-е изд..- СПб: Питер, 2005.- 830 с.

30. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Принят государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 г.) - М.: Экзамен, 2004.

31. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория плюс, 2004

32. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1192 г. № 2300-1. - М.: Омега, 2003.

33. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 34.

34. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (со всеми поправками, внесенными на 01. 04. 2003 г._ - М.: ИНФРА-М, 2003.

35. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Книга сервис, 2003.

36. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – М.: Омега, 2003.

37. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221 (по состоянию на 2 апреля 2000 г.). – М.: Аст, 2000.

38. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.)- М.: Проспект, 2004.

39. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ.

40. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

41. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

42. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ.

43. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа № _____по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Запольская Нина Владимировна

Выполнил _______________________________________________________

(Фамилия И.О.)

студент____1ого курса__5лет_специальность _МЕНЕДЖМЕНТ

(срок обучения)

группа ___М1021____№ зачетной книжки ____________________________

Подпись ________________________________________________________

Преподаватель ___________________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка ____________________ Дата ________________________________

Подпись ________________________________________________________

Санкт-Петербург

Наши рекомендации