Тема «Фирма: издержки и результаты производства»

1. Общий, средний, предельный продукт фактора и их графики. Закон убывающей предельной производительности.

2. Выбор производственной технологии. Изокванта. Предельная норма технологической замены. Изокоста. Равновесие производителя.

3. Внутренние, внешние издержки. Бухгалтерская, нормальная, экономическая прибыль. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные издержки и их графики.

4. Издержки производства в длительном периоде времени. Долгосрочная средних издержек.

Основные термины:

Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Производственная функция. Выручка: валовая (общая), средняя, предельная. Закон убывающей предельной производительности. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Валовые издержки. Внутренние, внешние издержки. Бухгалтерская, нормальная, экономическая прибыль. Постоянные, переменные, общие, средние,предельныеиздержки и их графики. Издержки производства в длительном периоде времени. Эффективность. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность. Экономические риски и неопределенность.

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. Приведите примеры, когда факторы производства могут быть и взаимоза­меняющими, и взаимодополняющими.

2. Существует ли предел роста произведенного продукта при одном пере­менном факторе производства?

3. В чем разница между средним и предельным продуктом? Объясните, почему общий продукт принимает максимальное значение, когда предель­ный продукт равен нулю? Нарисуйте графики общего, среднего, предельного продукта. Покажите (геометрическую) связь между ними.

4. Производственная функция принимает целые значения.

а) Р1 = 2, Р3 = 6, Р4 = 7. Найдите Р2.

б) Р1 = 5, Р2 = 7, Р4 = 7. Найдите Р3.

в) Р1 = 8, Р2 = 9, Р3 = 10. Найдите Р4.

5. Производственная функция Р = 5L0,5K, где L — расход труда, K — расход капитала. Найдите предельный продукт капитала, если расход труда равен 4, расход капитала равен 7.

6. Расход капитала увеличился на 10%, труда — на 12%. В результате выпуск вырос на 10%. Производственная функция однородна. Какова отдача от роста масштаба производства?

7. Для сборки 20 автомобилей требуется либо 30 станков и 400 рабочих, либо 25 станков и 500 рабочих и т. д. Изокванта есть отрезок прямой. Сколько рабочих соберут 20 автомобилей вручную?

8. Выпуск первой футболки требует дополнительно 50 руб. издержек. Каждая следующая футболка требует на 2 руб. больше, чем предыдущая. Постоянные издержки равны 500 руб. Найдите формулу общих издержек.

9. Рассматриваются два варианта будущего завода. Для первого варианта средние издержки задаются формулой 7+ (Q - 3)2, для второго варианта - формулой 4 + (Q - 6)2.

а) На каком заводе можно достичь минимальных средних издержек?

б) В каком случае средние издержки на втором заводе больше, чем на первом?

10. Объясните, почему средний продукт труда продолжает увеличиваться после прохождения точки начала уменьшения предельной производительности?

11. Что представляют собой изокванта и изокоста? Верно ли, что чем дальше изокванта располагается от начала координат, тем большим бюд­жетным возможностям она соответствует?

12. Объясните, почему точка равновесия производителя определяется равенст­вом углов наклона изокосты и касательной к изокванте в точке каса­ния ее изокостой. Покажите на графике.

13. Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru Чем определяются пределы технической субституции труда капиталом? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

14. Что можно сказать о ресурсах, изокванты которых изображены на рис. а, б?

a) б)

15. Объясните, почему изокванты производственных функций с фиксированными пропорциями используемых факторов производства имеют форму, напоминающую прямой угол.

16. Что понимается под альтернативными затратами?

а) платежи за приобретенные ресурсы;

б) стоимость общественных затрат;

в) стоимость экономических затрат на другом предприятии, производя­щем такую же продукцию;

г) стоимость альтернативных направлений использования тех же ресур­сов.

17. Прокомментируйте: «Альтернативные затраты использования ресурсов - это доход от использования этого ресурса наиболее эффективным спосо­бом».

18. В чем различие между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы?

а) бухгалтерские затраты исчисляются в денежном выражении, а экономи­ческие - в натуральном;

б) бухгалтерские затраты - это стоимость израсходованных ресурсов, а эко­номические - это стоимость альтернативных вариантов затрат;

в) экономические затраты отличаются от бухгалтерских на величину внеш­них эффектов;

г) бухгалтерские затраты определяются через бухгалтерский баланс фирмы, аэкономические - по формуле: ТС = FC + VC.

19. Какие затраты относятся к постоянным?

а) затраты, которые несет фирма даже тогда, когда продукция не производится;

б) затраты, которые не меняются ни в коротком, ни в длительном периодах; в) затраты основного капитала на приобретение производственных площа­дей и оборудования;

г) затраты на закупку сырья.

20. Можно ли утверждать, что постоянные затраты фирмы: а) не зависят от объема выпускаемой продукции; б) существуют только в краткосрочном периоде.

21. Какие затраты относятся к переменным?

а) проценты за банковский кредит и затраты на сырье;

б) арендная плата и стоимость оборудования;

в) заработная плата, стоимость электроэнергии и расходуемых материалов;

г) все производственные затраты, необходимые для выпуска продукции.

22. Из чего состоят общие затраты?

а) из бухгалтерских затрат и неявных затрат;

б) затраты на организацию фирмы плюс затраты на производство продукции;

в) из частных и общественных затрат;

г) из постоянных и переменных затрат.

23. При каких обстоятельствах экономические издержки фирмы превышают бухгалтерские издержки?

24. Бухгалтер Вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. А Вам для прогноза Вашей деятельности нужны и остальные данные. Сумеете ли Вы их восстановить?

Q АFС VC АС МС
       
       
       
     
       
     

25. При производстве 30 телевизоров издержки составляют $10 тыс., а при производстве 50 телевизоров — $14 тыс. Предельные издержки постоянны. Найдите предельные и переменные издержки при выпуске 60 телевизоров.

26. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС=10 + 5Q + Q2. Определите выражения для постоянных, переменных, средних постоянных, средних переменных издержек как функций от Q. Постройте графики постоянных, переменных, средних постоянных и средних переменных издержек.

27. Объясните, почему линия средних совокупных издержек в краткосрочном периоде имеет U образную форму; объясните, почему линия АFС имеет нисходящий наклон.

28. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки?

а) ΔYC/Q; б) FС/Q; в) FC/ΔQ

г) ΔYC/ΔQ; д) ΔТС/ΔQ.

29. Объясните разницу между краткосрочными и долгосрочными кривыми издержек.

30. В долговременном промежутке

а) все издержки переменные;

б)все издержки постоянные;

в) переменные издержки растут быстрее постоянных;

г) постоянные издержки растут быстрее переменных;

д) все издержки выступают как (неявные) внутренние.

31. Какая из следующих кривых никогда не принимает U образной формы?

а) AVC; б) МС; в) АFС; г) АТС; д) LАТС.

32. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержек составляют 2 $; средние постоянные издержки - 0,5 $. Общие издержки составят:

а) 2,5$; б) 1250$; в) 750$; г) 1100$;

д) невозможно определить на основе имеющихся данных.

33. Всегда ли при совершенной конкуренции фирма получает прибыль, ко­гда величина минимума АVС становится равной цене?

34. Составьте формулы бухгалтерской и экономической прибыли. Какая прибыль определяется как разница между общим доходом и денежными затратами на использованные факторы производства?

35. Общий доход конкурентной фирмы равен $1313. Общие постоянные издержки составляют $100, общие переменные издержки — $930. Определите экономическую прибыль.

36. Цена за единицу продукции конкурентной фирмы равна $131, средние общие издержки равны $97,78, общий выпуск продукции — 9 единиц. Рассчитайте экономическую прибыль фирмы.

37. Подсчитайте убытки фирмы и определите, будет ли она продолжать производить продукцию, если ее средние общие издержки равны $91,67, цена единицы продукции $81, объем производства 6 единиц, а постоянные издержки фирмы $100.

38. Предположим, что фирма увеличивает капитал со 100 до 150 единиц, труд — с 400 до 600 единиц. Выпуск продукции при этом возрастает с 300 до 350 единиц. Какова в данном случае будет отдача от масштаба (возрастающая, постоянная или убывающая)?

39. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль на основе следующих данных: общий доход от продаж 5 млн. руб.; внешние издержки фирмы — 3 млн. руб.; нормальная прибыль — 1,5 млн. руб.

40. На рисунке отражены четыре кривые краткосрочных средних общих издержек, которые характеризует различный масштаб деятельности фирмы.

а) определите, какой объем выпуска продукции является для фирмы оптимальным?

б) если фирма увеличит масштаб деятельности за пределы оптимального, то каким окажется характер отдачи от масштаба?

в) начертите кривую долгосрочных средних издержек фирмы.

Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

41. В чем состоит суть эффектов масштаба и разнообразия?

42. Что из приведенного ниже не является источником экономии от масштаба:

а) разделение и специализация труда;

б) растущая производительность;

в) реклама и маркетинг;

г) повышающиеся цены на ресурсы?

43. Посчитайте средний и предельный продукт фирмы, если известны следующие данные:

Число рабочих Совокупный продукт

Когда начинает действовать в данном случае убывающая экономия от масштаба?

44. На графике изображена экономия от масштаба:

а) возрастающая;

б) постоянная;

в) убывающая;

г) график не позволяет сделать определенных выводов относительно экономии от масштаба.

Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

Тема «Модели рынка»

1. Фирма и рынки. Рыночные структуры: основные факторы и правила.

2. Основные положения теории совершенной конкуренции. Спрос на продукт конкурентного продавца.

3. Определение оптимального объема выпуска фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

4. Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Факторы монопольной власти.

5. Чистая монополия. Коэффициент Лернера. Определение монополистом цены и объема выпуска. Равновесие монополиста. Ценовая дискриминация.

6. Достоинства и недостатки монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

7. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Индексы концентрации и Герфиндаля."Дилемма заключенного".

Сговор и картели. Модель А. Курно.Модель ломаной кривой спроса.

8. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция.

9. Определение цены и объема производства при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10. Государственное регулирование при несовершенной конкуренции. Естественные монополии. Антимонопольное законодательство.

Основные термины:

Совершенная конкуренция. Монополия. Ценовая дискриминация. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция. Естественные монополии.

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. Обоснуйте преимущества и негативные моменты, имеющиеся у частных и государственных предприятий. Дайте характеристику основных форм предпринимательской деятельности, их особенностей.

2. Что такое фирма? Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие фирм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие - медленно?

3. Как Вы думаете, какую рыночную структуру представляют собой боль­шинство рынков в экономике России?

4. К какому типу рынка мы можем отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг.

5. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.

6. Можно ли утверждать, что ценовая война присуща рынку совершенной конкуренции.

7. Строго говоря, чистая конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

8. Рыночное ограничение деятельности конкурентной фирмы заключается в том, что:

а) выручка должна превышать расходы;

б) рынок диктует определенный уровень цен;

в) фирма не имеет полной информации о рыночной конъюнктуре;

г) выручка должна быть не ниже расходов.

9. Ситуация, которая приближается к совершенной конкуренции скорее всего, будет характерна для: а) рынка зерна; б) рынка легких автомобилей; в) рынка услуг преподавателей; г) рынка карандашей.

10. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства; б) высокий уровень расходов на рекламу; в) нестабильность цен; г) низкий уровень расходов на НИОКР.

11. Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru Что можно сказать о данной фирме, глядя на следующий график:

12. Разговор на молочной ферме. «Однажды младший сын хозяина молочной фермы спросил у отца:

- Папа, если наша выручка от коров меньше затрат на их содержание, выгодно ли нам увеличивать поголовье?

- Как ты наивен! – ответил отец. – Я не могу ответить так сразу. Нужно много данных.

Но тут подошел старший сын, который уже окончил университет, и заявил:

- Ничуть не бывало! Достаточно знать всего два показателя!»

Какие два экономических показателя имеет в виду старший брат, и как с их помощью ответить на вопрос младшего брата?

13. Если фирма является запредельной (линия цены находится между кривыми АС и АVС), то ее владелец должен стремиться:

а) минимизировать масштабы производства;

б) наращивать масштабы производства;

в) удерживать производство на таком уровне, чтобы МС=АYС;

г) продать свою фирму.

14. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:

а) в краткосрочном периоде; б) всегда;

в) в долгосрочном периоде; г) никогда.

15. На рисунке показаны кривые издержек фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции.

Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

При какой цене товара фирма готова прекратить производство? Отметьте на графике площадь, представляющую общие постоянные издержки при цене товара, обеспечивающей фирме нормальную прибыль. В каком диапазоне цен фирма будет продолжать производство с убытками в краткосрочном периоде? Покажите на графике кривую предложения для фирмы. При каких ценах товара фирма могла бы получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде?

Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

16. Основываясь на следующем рисунке, можно утверждать, что:

а) МС ниже МR, когда выпуск продукции меньше трех единиц в месяц;

б) МС выше МR, когда выпуск продукции больше 5 единиц в месяц;

в) средние издержки равны среднему доходу только при одном конкретном объеме выпуска;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны а и б.

17. Действительно ли равновесие конкурентной отрасли в долгосрочном периоде устанавливается при условии, что происходит выравнивание экономической прибыли у всех фирм, занятых в данной отрасли. Аргументируйте ответ.

18. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Цена на продук­цию в отрасли составляет 8 руб. за единицу. Функция общих затрат фирмы представлена в таблице.

Выпуск продукции, Q шт. Общие затраты ТС, руб.

Рассчитайте необходимые данные и определите таблично и графически: 1) объем выпуска продукции, при которой фирма максимизирует свою при­быль; 2) максимальную прибыль, общий доход и общие затраты фирмы; 3) в какой ситуации фирма при изменяющейся цене на рынке будет иметь нулевую прибыль и при какой вынуждена будет покинуть отрасль.

19. В каком случае предложение происходит на совершенно конкурентном рынке?

а) марочный бензин на заправочной станции, расположенный на автобазе; б) гостиница в маленьком городе; в) хлопок определенного стандарта на товарной бирже; г) киоск, установленный директором на территории завода.

20. При выполнении какого условия конкурентная фирма получает макси­мальную прибыль?

а) средние общие затраты равны предельному доходу;

б) общий доход принимает максимальное значение;

в) предельные затраты равны среднему доходу;

г) средние общие затраты принимают максимальное значение.

21. При какой ситуации, фирма, работающая в условиях совершенной конку­ренции, готова прекратить работу?

а) цена равна минимальным средним затратам; б) цена постоянно падает;

в) Р = МС; г) цена равна минимальным средним переменным затратам.

22. В какой ситуации, при общей тенденции цены к понижению, фирма го­това оставить отрасль?

а) когда не покрываются постоянные затраты;

б) когда прибыль отрицательна и доход не покрывает переменные затраты;

в) когда прибыль принимает нулевое значение;

г) когда другие фирмы оставляют данную отрасль.

23. Цена свеклы — 6 руб./кг. Издержки фермера в рублях равны 700 + 0,01Q2, где Q- объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

24. Цена продукции конкурентной фирмы равна 8. Издержки фирмы равны 15 + Q2.

а) При каком выпуске фирма несет убытки?

б) Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

25. Цена продукции конкурентной фирмы равна 34. Средние издержки фирмы равны 2 + 4 Q .

а) При каком выпуске фирма несет убытки?

б) Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

26. Цена продукции конкурентной фирмы равна 4. Если выпуск равен 3, то издержки равны 17, если выпуск равен 4, то - 19. Оцените величину равновесного выпуска, если при выпуске, равном 5, издержки равны:

а)22; б)24.

27. Издержки конкурентной фирмы равны 25 + Q2. При каких ценах на продукцию она имеет прибыль?

28. Издержки конкурентной фирмы равны ТС= 20 + 33 Q -4 Q2 + Q3 , где Q - выпуск.

а) При каких ценах продукта целесообразно продолжить производство?

б) Найдите цену предложения фирмы при выпуске 3.

29. Каковы причины возникновения монополии?

30. Фирма обладает монопольной властью, если она:

а) устанавливает цену на уровне МС;

б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;

в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек;

г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.

31. При каких условиях монополист получает максимальную прибыль?

а) цена выше предельных затрат;

б) предельные затраты равны средней выручке;

в) средние затраты равны средней выручке;

г) цена соответствует неэластичному участку кривой спроса.

32. На рисунке представлены кривые дохода и издержек монополиста. Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли; цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции; площадь, отражающую прибыль монополии.

Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

33. Функция спроса Q = 16 - 2р. Найдите формулы общего дохода и предельного дохода монополии.

34. Выручка монополии при цене 10 равна 40, а при цене 15 равна 30. Найдите выручку при цене 2, если функция спроса линейна.

35. Функция спроса на продукцию монополии Q= 24 — р, функция издержек монополии ТС = 10+ 5 Q2. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

36. На совершенном рынке имеются пять одинаковых фирм. Индивидуальное предложение каждой фирмы задается формулой S0 = p – 3. Рыночный спрос задается формулой D = 9 - р. Найдите ущерб, наносимый монополией.

37. В городе один кинотеатр. Спрос на билеты у детей равен 20 - 0,5р1, у взрослых 8-0,1р2i - цена билета). Издержки кинотеатра равны 30+20Q, где Q - число зрителей. Найдите равновесные цены на билеты для детей и для взрослых.

38. На рынке два покупателя и монополия продавца. При ценах 30,25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1, 2 и 3, а спрос второго покупателя равен соответственно 0,1 и 1. Постоянные издержки монополии равны нулю, а предельные издержки неизменно равны 9. Найдите равные цены и максимальную прибыль при ценовой дискриминации.

39. Фирма-монополист производит авианосцы для двух стран. Страна А купит один авианосец за $3,2 млрд, а два авианосца — по $2,2 млрд. Страна Б купит один авианосец за $3 млрд, а два авианосца — по $1,9 млрд. Издержки фирмы равны 2 + 0,9Q, где Q — выпуск. Найдите максимальную прибыль фирмы при ценовой дискриминации.

40. Предположим, что имеется семь покупателей картофеля. Из них первый готов заплатить за 1 кг картофеля 700 денежных единиц, второй — 600 и т.д. Пусть предельные издержки производства 1 кг картофеля составляют 100 денежных единиц. Если монополист установит единую цену на всю продаваемую продукцию, то он максимизирует прибыль в том случае, если МR = МС, то есть если он продаст 4 кг картофеля по цене 400 денежных единиц (больше продавать не надо; чтобы убедиться в этом, достаточно вычислить МR для каждой продажи). Прибыль монополиста в этом случае составит: 4*400-4*100=1200. Определите, на сколько увеличится прибыль монополиста, если он применит дискриминацию среди покупателей, т. е. если он продаст первому покупателю картофель по 700 денежных единиц, второму по 600, и т. д., продав в общей сложности все 7 кг картофеля?

41. Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации? Какие типы ценовой дискриминации Вы знаете? Любая ли рыночная структура может привести к рыночной дискриминации?

42. Что, скорее всего, не произойдет на рынке нефти России, если нефтяники Тюмени объявят забастовку:

а) уменьшится эластичность спроса на нефть;

б) кривая предложения сместится влево вверх;

в) цена нефти возрастет;

г) объем покупаемой нефти сократится?

43. Внимательно оцените следующую широко распространенную точку зрения. «Монополию обычно не вынуждают изобретать новые продукты или методы. Не имеет она и сильных стимулов для осуществления нововведений: использовать эти изобретения на практике и доставлять новые продукты на рынок. Монополия может счесть необходимым изобретать и осуществлять нововведения, но она будет поступать так только по своему усмотрению. Никакой конкурент не заставит ее открывать свои карты. Даже если его капитал устарел или его продукты среднего качества, монополист может предпочесть защищать и оставить их, а не заменить их лучшими». Можете ли Вы предложить какие-либо аргументы против?

44. В чем экономический смысл «мертвого груза» монополии?

45. Может ли монополия быть более эффективной в отрасли, чем конкуренция? При каких условиях?

46. Что представляет собой естественная монополия? Примером естественной монополии является:

а) картель "Семь сестер"; б) журнал "Вопросы экономики"; в) организация ОПЕК; г) космодром Байконур; д) компания «Башвест»; е) издательский дом «Коммерсант»; ж) городской общественный транспорт; з) банк «УралСиб».

47. Каковы основные черты олигополии? Составьте список пяти олигополистов, продукты которых Вы имеете или регулярно покупаете.

48. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники прибыли?

49. Олигополия в коротком периоде:

а) повышает цены на свои товары;

б) удерживает цены на одном и том же уровне;

в) не изменяет объем выпуска;

г) объединяется в картель.

50. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля - Хиршмана:

а) отрицателен; б) стремится к 1;

в) стремится к нулю; г) тоже стремится к бесконечности.

51. Рассчитайте индекс Герфиндаля, если доли продаж между фирмами распределены следующим образом: 1- 25%; 2 -10%; 3 -50%; 4 -7%; 5 -8%.

52. На рынке действуют 4 фирмы. Одна из них имеет долю рынка, равную 80%, остальные – по 6,67%. Определите степень монополизации данного рынка с помощью индекса Герфиндаля.

53. Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

54. В 1992 г. отрасль функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 1993 году фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 1993 году экономическую прибыль на 10 млн. рублей больше, чем в 1992 году. Экономическая прибыль картеля в 1993 году составляла:

а) 0; б) 10 млн. рублей;

в) меньше 10 млн. рублей; г) больше 10 млн. рублей.

55. Исследование рынка спичек, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы - производителя спичек имеют следующий вид: Y1=100-2Y2, Y2=100-2Y1, где Y1, Y2 характеризует объем производства соответственно первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.

56. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:

Фирма А

Возможная цена 12 руб. 10 руб.

Фирма Б

Возможная цена 12руб. 10руб.

Доминирующей стратегией двух фирм будут:

а) обе фирмы назначат цену 12 руб.;

б) обе фирмы назначат цену 10 руб.;

в) фирма А назначает цену 12, а фирма Б - 10 руб.;

г) фирма А назначает цену 10, а фирма Б - 12 руб.

57. Вы исходите из предположения, что если Ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если Вы повысите ее, ни одна фирма не последует Вашему примеру. Это означает, что Ваша Фирма:

а) сталкивается с конкуренцией " не на жизнь, а на смерть";

б) имеет "ломанную" кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли;

д) одна из конкурентных фирм в отрасли.

58. " Первооткрывателем " монополистической конкуренции является:

а) А.Курно; б)Э. Чемберлен;

в) А.Лернер; г) П. Самуэльсон.

59. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:

а) отрицателен; б) положителен;

в) равен нулю; г) б, в.

60. Выделите основные черты сходства и отличия рынка монополистической конкуренции по отношению к рынкам совершенной конкуренции и чистой монополии.

61. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к:

а) превышению цен над средними издержками,

б) снижению индекса Херфиндаля - Хиршмана;

в) превышению предельных издержек над рыночными ценами;

г) исчезновению экономической прибыли.

62. Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru На рисунке представлена фирма, оперирующая в условиях монополистической конкуренции. При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль? По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции? Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина? На каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните Ваш ответ.

В отрасли, выпускающей велосипеды и мотоциклы, наблюдается монополистическая конкуренция. В таком случае положение в этой отрасли можно охарактеризовать при помощи кривой производственных возможностей точкой.

Мотоцикл  
Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru Тема «Фирма: издержки и результаты производства» - student2.ru

а) А; б) В; в) С; г) А и В.

63. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирма производит эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;

д) все предыдущие утверждения верны.

64. Всегда ли монополист устанавливает самую высокую цену на товар? Обсудите «плюсы» и «минусы» рыночных структур.

65. Какому из вариантов монополизации соответствует российский автоги­гант «ВАЗ»: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкурен­ция? Какому – РАО «Газпром»?

66. Какие цели преследует вмешательство государства в деятельность рынка?

67. Антитрестовские меры федеральных органов власти США были приняты потому, что:

а) эти органы власти опасались крупных корпораций;

б) государство поощряло малые предприятия и развитие экономики;

в) объединение крупных корпораций грозило уничтожить конкуренцию;

г) ни одной из этих причин.

68. Какие меры государственной политики применяются для регулирования рыночных структур? Всегда ли такое регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния? С точки зрения фирмы?

69. Каковы критерии оценки эффективности государственного регулирования структуры рынка?

Наши рекомендации