Тема «Введение в экономику. Предмет и метод экономической теории»
1.Возникновение и развитие экономической науки:
а) экономия (предыстория экономической науки);
б) политическая экономия (меркантилизм, физиократизм, классическая политэкономия, марксизм, маржинализм, историческая школа и др.);
в) экономикс и альтернативные экономические теории (неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора, институционализм).
2.Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками, с экономической политикой. Экономические цели, их взаимосвязь и противоречивость.
3.Методы экономической теории:
а) методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия и др.);
б) методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др.);
в) методы, характерные для теоретической и прикладной экономики (позитивный и нормативный анализ, микро- и макроэкономический анализ, допущение «при прочих равных условиях», экономические модели и эксперименты и др.).
4.Принципы экономической теории.
Основные термины:
особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту.Систематизация экономических знаний. Первые теоретические системы. Меркантилизм. Классическая политическая экономия. Физиократы. Марксизм.Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция. Австрийская школа. (К. Менгер, А. Маршалл, А. Пигу.). Ведущие современные западные школы: неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм (Дж.М. Кейнс, М. Фридман, Т. Веблен.) Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В. Канторович. Межотраслевой баланс. Советская эконометрика). Методы экономической теории: а) методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительной статики, аналогия и др.) б) методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др.); в) методы, характерные для теоретической и прикладной экономики (позитивный и нормативный анализ, микро- и макроэкономический анализ, допущение «при прочих равных условиях», экономические модели и эксперименты и др.). Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
Задачи и вопросы для обсуждения и контроля
1. Определите, какая из перечисленных экономических доктрин, касающаяся проблем международной торговли, в принципе, не могла применяться одновременно всеми странами: а) кейнсианство; б) меркантилизм; в) политика фритредерства; г) физиократизм.
2. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь, или они независимы друг от друга?
3. Какие события экономической истории ХХ в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?
4. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХ в., чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
5. Проследите, как с XVII в. и до наших дней менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики. Почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов? Есть ли какая-либо закономерность в эволюции взглядов экономистов по данной проблеме?
6. Как Вы считаете, всегда ли человек, хорошо изучивший экономическую теорию, добьется успеха в предпринимательской деятельности? Является ли целью изучения экономической теории успех в бизнесе?
7. Идеи какого известного экономиста иллюстрирует следующая цитата: "В условиях стагнирующей экономики государство должно отойти от роли "ночного сторожа" лишь охраняющего и поддерживающего самые общие условия функционирования хозяйственной системы. Ему принадлежит осуществлять активную бюджетную, кредитно- финансовую, социальную политику"?
8. Прокомментируйте, пожалуйста, следующие утверждения Дж.М.Кейнса:
а) «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям»;
б) «Идеи экономистов и политических мыслителей, - и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
9. Действительно ли экономическая теория содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами?
10. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес,
б) дает ученым возможность реализовать свои способности,
в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения?
11. Назовите экономические цели, стоящие перед обществом. Какую очередность указанных целей Вы бы установили? Обоснуйте свою позицию. Приведите примеры взаимодополняемости и противоречивости экономических целей.
12. Может ли экономическая наука предсказать будущее развитие?
13. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики: а) экономика изучает способы производства и производственную деятельность; б) экономика изучает общественное производство и общественное богатство; в) наука об управлении, обмене и денежных сделках в обществе; г) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов.
14. Насколько, по-вашему мнению, самостоятельны разделы «Микроэкономика» и «Макроэкономика»? Можно ли, например, говорить о микроэкономических основах макроэкономики? Каковы уровни изучения микро- и макроэкономики?
15. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией лучше исследовать на микроуровне, а какие - на макроуровне? Почему?
16. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?
а) происхождение, сущность и функции денег;
б) механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
в) цена, спрос и предложение;
г) производство нефти.
17. Что из перечисленного не изучает макроэкономика?
а) валовой национальный продукт;
б) роль государства в рыночной экономике;
в) максимизация прибыли и ценовая дискриминация;
г) цикличность развития рыночной экономики.
18. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) функциональный; б) макроэкономический;
в) нормативный; г) позитивный.
19. Раскройте сходство и различие позитивного и нормативного анализов. В каких случаях применяется первый, а в каких - второй?
20. Какое из следующих утверждений относится к выводу позитивной теории, какое - к выводу нормальной теории?
а) в 1995 году общей уровень цен повысился на 249%;
б) чтобы обеспечивать стабильный экономический рост, необходимо снизить темпы инфляции до 3-5%.
21. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории?
22. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких - логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов.
23. Объясните, почему в общественных науках трудно выявить причинно- следственные связи.
24. Верно ли, что модель «экономического человека» - это обобщенный образ среднего человека, и каждый из нас в определенных условиях действует как «экономический человек»?
25. Английский экономист Л.Роббинс писал: «Назначьте г-на Хоутри (известный английский экономист ХХ в., представитель кембриджской школы) секретарем комитета, состоящего из Бетмана, Будды, Ленина и президента «Юнайтед стейсстилкорпорейшин», и заприте их в одной совещательной комнате, где им предстоит вынести решение относительно того, нравственно ли ростовщичество. Вряд ли в этом случае г-ну Хоутри удалось бы составить единогласно одобренный всеми документ. Но соберите тот же самый комитет для оценки объективных результатов государственного регулирования учетной ставки, и тогда… он добился бы если не единогласного, то уж, во всяком случае, принятого большинством голосов решения. Скорее всего, один Ленин проголосовал бы против». При помощи этой остроумной метафоры автор стремился показать:
а) разницу между позитивным и нормативным экономическим исследованием; б) неумение экономистов пользоваться методами диалектической логики; в) парадокс голосования; г) использование метода восхождения от абстрактного к конкретному?
26. Примером проблемной ситуации «метод ищет применения» является:
а) плюралистическая теория цены А. Маршалла;
б) теорема Р. Коуза;
в) теория общественного выбора;
г) разработка Е. Гайдаром программы экономических реформ в России.
27. «Поскольку после проведения приватизации в развитых странах Запада эффективность их экономического развития возросла, проведение приватизации в России также должно дать положительные результаты».
Укажите логическую ошибку, допущенную в этом высказывании, характерном для российских реформаторов первой половины 1990-х гг., выбрав ответ из предложенных ниже вариантов:
а) неочевидно, что повышение экономической эффективности в развитых странах Запада произошло именно по причине проведения политики приватизации (ошибка «после того» не значит «по причине того»);
б) аналогия между Россией и развитыми странами Запада является нестрогой: говорить о подчинении российской экономики закономерностям, проявляющимся в развитых странах, можно только в проблематичной форме;
в) нет точных данных о том, что в 1980-е гг. эффективность экономического развития стран Запада возросла (ошибка «недосказанное основание доказательства»);
г) верно а и б.
28. Определите, какое высказывание из нижеперечисленных является одним из проявлений закона исключения третьего:
а) «каждый человек либо работает, либо является безработным»;
б) «безработный получает либо заработную плату, либо пособие по безработице»;
в) «не имеющий работы либо является, либо не является безработным»;
г) «получающий пособие по безработице либо живет только на это пособие, либо получает еще и заработную плату».
29. Оцените два следующих высказывания:
а) «Экономическая теория не может использовать математические методы, т.к. не является точной наукой»;
б) «Для углубленного изучения экономической теории необходимы знания высшей математики».
30. Как можно определить по формуле типа Y=f(X), является ли зависимость между экономическими параметрами x и y в окрестностях точки X0 прямой или обратной:
а) если f(X0)>0, то зависимость прямая, если же f(X0)<0, то зависимость обратная;
б) если f(X0)<0, то зависимость прямая, если же f(X0)>0, то зависимость обратная;
в) если f(X0)=0, то зависимость прямая, если же f(X0)>0 или f(X0)<0, то зависимость обратная;
г) при помощи анализа производных функции ответить на этот вопрос невозможно.
31. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги, длительны. Можно ли заменить их экономико-математическими моделями?
32. Какие направления экономической мысли будут преобладать в начале ХХI в. и почему?
33. Есть ли среди известных вам экономических теорий такие, которые вредят обществу и, должны быть, поэтому запрещены?
34. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? Каким может быть прогноз ее развития?
35. Какие принципы экономической теории, перечисленные в учебнике «Экономика. Курс основ» (Л. Гребнев, Р. Нуреев) являются новыми по отношению к принципам, указанным в книге «Принципы экономикс» (Г. Менкью)? Сгруппируйте принципы экономической теории по основным ее разделам.
36. Каково соотношение экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики? Если на практике опровергаются теоретические положения, то означает ли это, что теория неверна?