Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?
Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала:
1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение.
Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.
При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. «Хороший доклад – это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать». Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются. Вот один из возможных вариантов использования данного принципа. «В настоящее время в экономике любого государства центральное место принадлежит крупной компании. Ею удерживаются ключевые позиции во всех сферах хозяйства. Так, например, в промышленности США на долю двухсот крупнейших компаний приходится 40% ВВП страны. В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности Америки наиболее крупные компании сосредоточили от 25 до 100% отраслевого производства. Отечественным крупным бизнесом обеспечивается более 50% объема выпуска промышленной продукции. Аналогичным образом обстоят дела в большинстве стран мира».
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.
Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие — с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.
Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис — концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов или цитат. При этом важно соблюдать «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 + (–) 2 цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше группировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы.
Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами или забавными историями. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь доклад, необходимо подготовить заранее в спокойной и неторопливой обстановке. На экспромт не следует рассчитывать. «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что автор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свое выступление, и видимо, их будут помнить дольше всего».
В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.
Теперь, когда доклад написан, следует приступить к его оформлению.
Оформление материалов выступления.
Подготовленный Вами доклад и Ваше будущее выступление в аудитории направлены на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.
Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения па доске, чертежи, плакаты.
Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.
2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.
3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.
4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.
5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.
7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
Итак, мы подошли к завершающему этапу работы над научным докладом – к подготовке выступления.
Подготовка к выступлению.
Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.
Обязателен ли полный текст научного доклада? Для начинающего докладчика составление полного текста научного доклада необходимо. Более опытные ораторы могут составить тезисы доклада.
Научный доклад представляет собой устное произведение, чтение вслух подготовленного текста недопустимо.
Вами совершена и проделана большая работа по подготовке научного доклада. Завершающим аккордом является подготовка к будущему выступлению. Известно, что «...хорошо подготовленная речь — на девять десятых произнесенная речь».
Вы плодотворно потрудились в течение всего процесса работы над текстом научного доклада. Ваш труд будет вознагражден ярким выступлением.
К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:
1. До и после важных мыслей следует делать паузу.
2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает Вашу речь более выразительной.
3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.
4. Не перегружать устный доклад цифровым и статистическим материалом.
Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
5.3 Методические рекомендации по подготовке эссе
Раздел «Эссе» является важным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе – 2-3 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.
Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своею рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.
Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advocatodiabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть, как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.
Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.
Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.
К свободному эссе предъявляются следующие требования:
1. Свободное эссе должно описывать особенности реализации какой-либо теоретической закономерности в России.
2. Эссе начинается названием, отражающим суть ситуации, и подзаголовком, прямо указывающим на иллюстрируемую примером теоретическую закономерность. Например: «Кому принадлежит марка водки «Столичная»? (Особенности реализации пучка прав собственности применительно к интеллектуальной собственности)».
3. Обязательно необходимо наличие интриги какой-либо острой, быть может, сенсационной проблемы, сложившейся в деятельности фирм, государства, населения и ее разрешения (или, наоборот, не разрешения) в современных российских условиях. Обратите особое внимание на случаи крупных успехов (или поражений) российских фирм, на наиболее активно обсуждаемые в обществе (на телевидении, в прессе) проблемы. Найдите их связь с фундаментальными положениями теории и сделайте эту связь понятной читателю.
4. Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.н.). Если, по мнению преподавателя, эссе достойно опубликования (окончательное решение принимает редколлегия), студент должен быть готов передать оригинал исходной информации (статью, копию веб-страницы и пр.).
К опубликованию могут быть рекомендованы эссе, иллюстрирующие реальными примерами запланированные темы. Например, вместо собственных рассуждений на тему «Объективно ли экономическое знание?» студент может привести несколько трактовок одной и той же проблемы разными заинтересованными сторонами. Скажем, пересказать различающиеся мнения экспортеров нефти и производителей автомобилей по поводу оптимального обменного курса рубля.Возможное название такого эссе: «Сколько должен стоить рубль? (групповые интересы и нормативная сторона экономической теории).
Темы для написания эссе:
1.Что важнее: пушки или масло?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?
· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.
· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?
· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?
· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?
· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания.
2. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.
· Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.
· Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.
В. Объективно ли экономическое знание?
· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).
· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).
· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?
· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?
· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?
· Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?
3. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская, таким образом, возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы.
· Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной.
· При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп. Или, по-вашему, такие механизмы все-таки есть?
· С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского «солнце-короля» Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля» не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых.
· Известен и контраргумент взглядам Й. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-за закономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки им. В частности, положение низов улучшилось из-за классовой борьбы и перераспределительной роли государства.
4.Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.
· Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.
· Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип.
· Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.
· Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.
· Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?
· Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?
5.В течении ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· По данным Института экономики переходного периода доля бартера в основных отраслях экономики снизился с 1996 по 2000 год в 2-3 раза и составляла в электроэнергетике – 4%, черной металлургии – 17%, цветной металлургии – 31%, стройиндустрии – 22%, легкой и пищевой промышленности – по 14%. То есть доля бартерных сделок, хотя и сохранилась на более высоком уровне, чем в развитых рыночных экономиках, но не является больше преобладающей.
· Какие причины, по вашему мнению, вызвали эти благоприятные сдвиги? Вспомните основные факторы бартеризации российской экономики. Сохранили они свое значение в настоящее время или их действие слабеет? Или, возможно, какие-то факторы даже усиливаются?
· Как влияет на упомянутые процессы современная государственная экономическая политика?
· Какое воздействие оказывает начавшийся экономический подъем?
· Какую роль играет укрепление рыночных институтов? Продумайте какие конкретные события последних лет наиболее важны в этом отношении: укрепление договорной дисциплины, совершенствование законодательства, другие сдвиги. Почему именно они оказали влияние на падение бартеризации.
· Возможен ли новый взлет бартерных отношений на базе использования современных технологий (например, прямого обмена через Интернет)?
6.Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Какое значение имеет соотношение тезаврации и кредитного накопления для развития страны? Какой из этих вариантов реализации функции накопления характерен для современной России?
· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?
· Обдумайте факторы, толкающие население к тезаврации. Могут ли государственные гарантии увеличить приток денег в банки?
· Нужны ли дополнительные гарантии государства, если основная масса вкладов населения итак лежит в принадлежащем государству Сбербанке России?
· Какие минусы может повлечь введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?
· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощрят ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?
· Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?
7.Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике.
· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране?
· Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?
· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)?
· Каковы вероятные социальные последствия неурожая?
· Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны?
· Введите в анализ внешнеэкономический фактор.
· Дайте графическую интерпретацию данной ситуации.
8.Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?
· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?
· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить?
· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?
· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?
9.Является ли моральный износ благом или злом для предпринимателя?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Моральный износ оборудования представляет собой разновидность издержек и, следовательно, сокращает размеры прибыли. Более того, если происходит техническая революция, а ваше оборудование устарело, это может привести к гибели предприятия. Стоимость обесценившихся станков старого образца может оказаться столь велика, что, если ее полностью включить в издержки, то цена товара превысит равновесную.
· С другой стороны, быстрое обновление технологий может быть важным козырем в конкурентной борьбе. Если вы обновили оборудование, а другие фирмы этого не сделали, то на вашей стороне окажутся преимущества более эффективного производства.
· Каков оптимальный темп морального износа с точки зрения интересов фирмы? Как в идеале должны сочетаться темпы физического и морального износа оборудования (должно ли оборудование одновременно изнашиваться как морально, так и физически, или желательно, чтобы один из процессов шел быстрее)? Как достичь такого оптимума (предложите разные варианты)?
· Обдумайте налоговую сторону проблемы морального износа. Как известно, в развитых рыночных экономиках (в России пока не так) основным налогом с предприятий является налог на прибыль. Как можно использовать с целью минимизации налогов такой «невидимый» вид издержек как моральный износ (то, что станок морально изношен по его физическим характеристикам не определишь).
· Почему в ускоренной амортизации заинтересовано и государство и фирмы?
10.Теоретические причины существования естественных монополий.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Естественные монополии во вводных курсах микроэкономики обычно описываются следующим образом: дается их определение, а затем приводятся конкретные примеры. В тени при этом остаются теоретические причины существования естественных монополий. Почему в одних отраслях они возникают, а в других – нет?
· Попробуйте самостоятельно «реконструировать» неизвестную вам теорию естественных монополий. Как связана вероятность формирования естественной монополии и пропорция постоянных и переменных издержек при производстве данного продукта?
· Какую роль в формировании естественных монополий играет соотношение минимума долгосрочных издержек и размеров рынка? Как, например, будет выглядеть рыночная ситуация, если общая потребность в продукте составляет 1 млн. штук, а самые низкие издержки обеспечивает предприятие с производственными мощностями в 600 тыс. шт.? Сколько фирм будет обслуживать такой рынок? Изменится ли суть ситуации, если размеры рынка составят 1,2 млн. штук?
· Какую роль в формирование естественных монополий вносят технологии? В частности, какова роль разнообразных сетей?
11.Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.
· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.
· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.
· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.
· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.
· Наконец существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств – это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.
· Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же.
· Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3). Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?
12.Какую заработную плату следует устанавливать государственным служащим?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Будем рассматривать каждого государственного служащего как «фирму, состоящую из одного лица». Предположим, что в Центральном банке на одинаковых должностях работают три специалиста: А.А. Талант, Б.Б. Середняк и В.В. Недотепа. Первый из них непрерывно получает заманчивые предложения от коммерческих банков о переходе на работу к ним. Второй – не испытывает столь мощного наплыва предложений, но при желании легко найдет себе работу за пределами ЦБ. Третий – знает, что такого места как нынешнее ему наверняка нигде больше не предложат. Специалисты какого типа будут в основном работать в ЦБ, если заработная плата в нем будет установлена (а) на том же уровне, (б) выше или (в) ниже, чем в коммерческих банках?
· Можно ли описать эту ситуацию в терминах альтернативных издержек и теоретической модели принятия решения о продолжении (или прекращении) производства в долгосрочном периоде? Всегда ли фирма, имеющая более высокие издержки, должна рассматриваться как худшая? В частности, если речь идет об альтернативных издержках?
· Предложите графическую интерпретацию соотношения доходов и альтернативных издержек государственных служащих разных типов (талант—середняк—недотепа), рассматривая их как «фирму, состоящую из одного лица».
· Какие последствия вызывает заниженный уровень заработной платы государственных служащих с точки зрения эффективности их работы?
· Обсудите социальные последствия высокой заработной платы государственных служащих по сравнению с большинством населения.
· Как связаны между собой уровень заработной платы государственных служащих и коррупция?
· Подумайте об альтернативных издержках фирм-производителей и качестве поставляемой ими продукции по государственным заказам. Усматриваются ли тут общие моменты с проблемой заработной платы государственных служащих?
· Есть ли еще какие-то сферы экономики, где действуют аналогичные закономерности?
13.Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли
Обратите внимание на следующие аспекты:
· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?
· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).
· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?
· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?
14.Дифференциация продукта.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем с точки зрения потребителей состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?
· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.
· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли на ваш взгляд сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?
· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?
· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
15.Телевизионная реклама
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1-2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?
· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).
· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?
· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?
· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?
16.Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?
· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?
· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?
· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?
· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.
17.Ценовая дискриминация: зло или благо?
Обратите внимание на следующ<