Рынок: понятие, причины возникновения, функции и виды.
Рынок— сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Функции рынка:
ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения.
Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара.
посредническая - установление взаимосвязи производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом.
информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке),
регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения),
интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления),
очистка рынка от неконкурентоспособных производителей,
учет затрат на производство продукции. Следовательно, на р
Виды рынка:
- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:
14)рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);
рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);
рынки жилья и зданий непроизводственного назначения
15)рынок рабочей силы;
16)финансовый рынок;
17)кредитные рынки;
18)инвестиционные рынки;
19)фондовые рынки (РЦБ);
20)валютно – денежные рынки
21)валютный рынок;
22)рынок информации;
23)рынок средств производства;
24)рынок патентов и лицензий.
- по субъектам различают:
1. рынок покупателей;
2. рынок продавцов;
3. рынок гос. учреждений;
4. рынок посредников.
- по правовому признаку:
1. легальный (официальный);
2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».
- по отраслевому признаку:
1. автомобильный;
2. сельскохозяйственный;
3. нефтяной;
4. компьютерный;
- по характеру продаж:
1. оптовый;
2. розничный.
16. Равновесие спроса предложения. Равновесная цена. Неравновесные ситуации.
Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.
В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга.
Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Виды рыночного равновесия.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.
Нарушение равновесия - ситуация, когда невозможно реализовать планы. Предварительные планы по расходам и продажам или по объемам производства и потребления не могут быть реализованы, если они противоречат друг другу или объективным фактам. Нарушение равновесия может иметь место на отдельных рынках, в экономике в целом или в международных отношениях: неравновесие является нормальным состоянием реального мирового хозяйства. Из-за отсутствия равновесия возникают различия между предварительными планами и фактическими результатами, которые ведут к динамичному процессу перемен.
Неравновесная ситуация в отличие от равновесной ( при которой планы покупателей и продавцов совпадают и при равновесной цене величина предложения равна величине спроса) характеризуется или избытком предложения или избытком спроса. Избыток предложения возникает тогда, когда цена на рынке выше равновесной и объем предложения больше объема спроса, избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену, приближая ее к I цене равновесия. Если на рынке будет установлена цена ниже равновесной, то спрос вырастет, а предложение станет невыгодным и сократится, возникнет избыток спроса, который будет оказывать повышающее давление на цену.