Рынок: понятие, причины возникновения, функции и виды.

Рынок— сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Функции рынка:

ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения.

Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара.

посредническая - установление взаимосвязи производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом.

информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке),

регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения),

интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления),

очистка рынка от неконкурентоспособных производителей,

учет затрат на производство продукции. Следовательно, на р

Виды рынка:

- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:

14)рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);

рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);

рынки жилья и зданий непроизводственного назначения

15)рынок рабочей силы;

16)финансовый рынок;

17)кредитные рынки;

18)инвестиционные рынки;

19)фондовые рынки (РЦБ);

20)валютно – денежные рынки

21)валютный рынок;

22)рынок информации;

23)рынок средств производства;

24)рынок патентов и лицензий.

- по субъектам различают:

1. рынок покупателей;

2. рынок продавцов;

3. рынок гос. учреждений;

4. рынок посредников.

- по правовому признаку:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».

- по отраслевому признаку:

1. автомобильный;

2. сельскохозяйственный;

3. нефтяной;

4. компьютерный;

- по характеру продаж:

1. оптовый;

2. розничный.

16. Равновесие спроса предложения. Равновесная цена. Неравновесные ситуации.

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга.

Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Виды рыночного равновесия.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.

Нарушение равновесия - ситуация, когда невозможно реализовать планы. Предварительные планы по расходам и продажам или по объемам производства и потребления не могут быть реализованы, если они противоречат друг другу или объективным фактам. Нарушение равновесия может иметь место на отдельных рынках, в экономике в целом или в международных отношениях: неравновесие является нормальным состоянием реального мирового хозяйства. Из-за отсутствия равновесия возникают различия между предварительными планами и фактическими результатами, которые ведут к динамичному процессу перемен.

Неравновесная ситуация в отличие от равновесной ( при которой планы покупателей и продавцов совпадают и при равновесной цене величина предложения равна величине спроса) характеризуется или избытком предложения или избытком спроса. Избыток предложения возникает тогда, когда цена на рынке выше равновесной и объем предложения больше объема спроса, избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену, приближая ее к I цене равновесия. Если на рынке будет установлена цена ниже равновесной, то спрос вырастет, а предложение станет невыгодным и сократится, возникнет избыток спроса, который будет оказывать повышающее давление на цену.



Наши рекомендации