Экономические воззрения народников
Экономические взгляды революционных народников. В 70-е годы XIX в. одним из ведущих направлений общественно-политической мысли России было революционное народничество. Представители этого направления не занимались собственно экономическими проблемами. Вопросы специфики и темпов развития народного хозяйства интересовали их лишь как основа для критики современного им хозяйственного строя Российской империи. Так же резко они критиковали капитализм — систему, которая не отвечает и в принципе не в состоянии отвечать жизненно важным потребностям человека. Идеальным строем, с их точки зрения, был социализм, зародышем которого, они, вслед за Чернышевским, считали крестьянскую общину. Народники настаивали на том, что Россия — страна совершенно особая, отличная от других. Путь ее экономического развития уникален, и эта уникальность позволит перейти от ее нынешнего состояния сразу к социализму, минуя капитализм, — через крестьянскую общину.
Одним из наиболее известных представителей революционного народничества был Петр Лаврович Лавров (1823—1900), потомственный дворянин, математик и полковник царской армии. Он исходил из того, что главная цель революционного движения заключается в установлении полного социального равенства. Социальная революция должна произойти в форме полного экономического переворота и окончательного уничтожения старых государственных, властных структур. Основой преобразований и будущего строя должны стать объединения рабочих. Лавров также утверждал, что любая революция есть результат духовной деятельности людей, а не социально-экономических процессов в обществе.
Другим авторитетным деятелем народнического движения 70-х годов XIX в. в России был Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), автор книги «Государственность и анархия», оказавшей большое влияние на современников. Он получил военное образование, как это было принято в дворянских семьях, однако больше всего его интересовали социально-политические вопросы. Бакунин утверждал, что социальная революция в России неотвратима в силу врожденной революционности и природного бунтарства русского народа, проистекающих от крайне низкого жизненного уровня людей. Оптимальный строй, к которому следует стремиться, писал Бакунин, — это свободная федерация рабочих ассоциаций и крестьянских общин. Экономической базой будущего общества станет передача всех земель крестьянским земледельческим общинам. Община должна обладать правом на использование земли и периодически осуществлять земельные переделы между крестьянами-общинниками. Таким образом, он не рассматривал крестьянина как самостоятельного субъекта хозяйствования. Аналогичным было и его отношение к рабочим. По его мнению, не отдельные рабочие, а рабочие ассоциации должны получить в полное распоряжение все средства промышленного производства.
Еще одним лидером революционного народничества был Петр Никитич Ткачев (1844 - 1886). Дворянин, получивший хорошее образование на родине, он, как и многие другие его современники — революционеры, большую часть жизни провел в Западной Европе.
Ткачев утверждал, что вся экономическая жизнь общества сводится лишь к личному интересу людей, и исходил из очевидной для него идеи о врожденности у русского крестьянина коммунистических инстинктов. Таким образом, он делал вывод о неизбежности социалистических и коммунистических преобразований российской действительности.
Влияние народнической идеологии сказывалось в России в течение многих последующих десятилетий, определяя даже сам принцип мышления людей. Показательным в этом отношении является письмо, написанное народником Александром Дмитриевичем Михайловым товарищам по революционной борьбе. «Завещаю вам, братья, — писал он, — контролируйте один другого во всякой практической деятельности, во всяких мелочах, в образе жизни... Надо, чтобы контроль вошел в сознание и принцип». Так на повседневном и бытовом уровне был сформулирован принцип тоталитарного общества, который практически и в государственном масштабе был реализован в нашей стране в 20—80-х годах XX в.
Экономические взгляды либеральных народников. Народники 80-х годов XIX в. вошли в историю общественно-экономической мысли как либеральные народники. Наиболее крупными представителями этого направления были С.И. Кривенко (1847 - 1906), В.П. Воронцов (1847 - 1918), Н.Ф. Даниельсон (1844 - 1918), С.Н. Южаков (1849 - 1910).
Основными вопросами, привлекавшими их внимание, были: организация крестьянского землевладения, развитие аренды, налогообложения, страхование крестьянских посевов от неурожаев. Важнейшим оставался вопрос о крестьянской общине, ее происхождении, современном состоянии и перспективах развития.
Либеральные народники, как и их предшественники, резко критиковали капиталистический способ производства, считая его неприемлемым для России. Это путь, который заводит страну в тупик, это — «нелепая случайность, разоряющая народ», писали они. Капиталистические отношения в принципе противоречат коренным, глубинным основам российской жизни. Вместе с тем они признавали сам факт наличия в стране капиталистических отношений. Так, они считали, что определенные элементы капитализма в аграрном секторе России представлены помещичьими хозяйствами, ориентированными на рынок. Однако их удельный вес в общей массе хозяйств был крайне незначителен, и они не могли существенно влиять на общеэкономическую ситуацию.
Либеральные народники полагали, что капитализм в России не был результатом длительного и естественного развития хозяйственной жизни, как в странах Запада. Он был искусственно привнесен в страну извне, в чем главную и негативную роль сыграло само российское государство. В самой же России никогда не было достаточно прочных оснований для капитализма, а, напротив, все препятствовало его развитию. Постоянно шел процесс разорения мелких производителей. Практически не росла покупательная способность населения, не становился шире внутренний рынок. У России также не было достаточных внешних рынков, и это обстоятельство должно было существенно мешать России в ее стремлении упрочить внешнеэкономическое положение.
Практический вывод, который был сделан либеральными народниками, заключался в следующем. Целесообразно, утверждали они, всячески тормозить рост капитализма в России. Для этого важно было не допустить расслоения крестьянской общины, а также всемерно развивать мелкое крестьянское хозяйство и народные промыслы.
В либерально-народническом направлении выделялись представители университетской науки. Наиболее крупными авторитетами были профессора В.Е. Постников, А.А. Чупров, НА. Каблуков.
Владимир Ефимович Постников (1844 - 1908), исследуя особенности общинного землевладения в России и его роль в хозяйственном развитии страны, пришел к выводу о недопустимости уничтожения сложившейся системы. Он считал, что государство обязано выкупить часть крестьянских земель и передать их крестьянским общинам в целях расширения крестьянского землевладения, укрепления и совершенствования существующего в стране экономического строя.
Предметом анализа Николая Алексеевича Каблукова (1849 - 1919) была взаимосвязь помещичьего и крестьянского хозяйств. По его мнению, не следовало слишком драматизировать вполне естественные и не неизбежные противоречия между помещиками и крестьянами. Выходом могло бы стать расширение арендных отношений и совершенствование системы отработок, давно знакомой русским крестьянам.
Александр Александрович Чупров (1874 - 1926) разделял многие положения английской классической политэкономии и марксизма. Политическую экономию он понимал как науку о вечных и неизменных законах хозяйствования, положительно оценивал трудовую теорию стоимости, капитал трактовал как результат сбережения, оставшегося от потребления. Одновременно он отмечал достоинства теории предельной полезности, разработанной учеными австрийской школы, но отводил ей второстепенную роль при определении ценности благ, указывая на то, что в ее основе лежат субъективные суждения о полезных свойствах предметов. Чупров полагал, что меновая стоимость каждого предмета определяется количеством труда, затраченного на его производство.
Основное внимание Чупрова было обращено на современную ему хозяйственную жизнь России. Он признавал, что фундаментом российской экономики является сельское хозяйство, которое имело очевидный натуральный характер. Отдельные и немногочисленные элементы капитализма в аграрном секторе, писал Чупров, не в состоянии изменить его общий патриархальный характер.
Либеральные народники хорошо знали западную экономическую теорию. Многие из них отдавали явное предпочтение марксизму, при этом подчеркивали, что это учение применимо прежде всего к странам Запада, по отношению же к России оно неприемлемо. В своем подавляющем большинстве они скорее были на
стороне ученых исторической школы Германии в фундаментальном вопросе о соотношении бытия и сознания, считая, что мир хозяйственной культуры своим происхождением и развитием обязан духовным силам людей. Их методологической заслугой было стремление объяснить общественно-экономические явления и процессы психологией людей, как личной, так и общественной.
Экономические взгляды неонародников. На рубеже XIX—XX вв. в России сформировалось неонародничество. Неонародники — Виктор Михайлович Чернов (1873-1952), один из основателей и теоретик партии эсеров, Петр Павлович Маслов (1867-1946) и другие, признавая факт развития капитализма в крупной промышленности и частновладельческих хозяйствах в аграрном секторе экономики, утверждали, что общинное крестьянское и ремесленное производство по-прежнему остается некапиталистическим. Российская деревня представляла собой особый уклад, являясь потенциальной базой для развития социализма. Целью мелкого крестьянского и ремесленного хозяйства они считали обеспечение существования самого производителя и его семьи и в этом видели причину их устойчивости.
Внимание неонародников привлекали проблемы кооперации крестьянского хозяйства. Так, В.М. Чернов утверждал, что кооперация — это прямой путь к обобществлению производства и одновременно средство борьбы с капиталистическими отношениями. Кооперация позволяет отказаться от грабительских по оплате услуг посредников благодаря прямым контактам кооперативов — потребительских и производственных. Кроме того, утверждал Чернов, кооперативы, организуя собственные сберегательные кассы, побеждают кредитный капитал. Таким образом, использование кооперации дает возможность сузить сферу капиталистической эксплуатации за счет расширения «товарищеских» методов удовлетворения потребностей.
Важнейшим средством преобразования российской экономики неонародники называли социализацию земли. Под социализацией земли они понимали уничтожение всякой, в том числе и государственной, собственности на землю с последующей передачей земли в пользование крестьянским общинам с целью уравнительного ее распределения между крестьянами.
Русский марксизм
Экономические взгляды Г.В. Плеханова. Еще одним оппозиционным течением в русской экономической мысли второй половины XIX — начала XX в. был марксизм. Становление марксистской школы связано с переводом на русский язык произведений основоположников марксизма — Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Первым переводчиком на русский язык «Капитала» был Герман Александрович Лопатин (1845-1918). По своим взглядам революционный народник, он объективно способствовал распространению в России марксистских идей. Большую роль в деле ознакомления российской публики с учением Маркса сыграл также Николай Иванович Зибер (1844-1888), автор цикла статей «Экономическая теория Маркса» и труда «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях». Впрочем, ни Лопатин, ни Зибер не считали себя марксистами, хотя и относились к этой теории с явным интересом и симпатией.
Первым российским марксистом, действительно оказавшим сильное влияние на становление марксистского течения в России, был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Плеханов, организатор первого российского марксистского кружка и один из основателей российской социал-демократической рабочей партии, был профессиональным революционером, а не профессиональным экономистом. Экономическая теория интересовала его постольку, поскольку она позволяла обосновать необходимость борьбы с существующим строем и переход к строю будущему, более совершенному. В молодости Плеханов был народником, о чем свидетельствуют работы «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» (1879) и «Поземельная община и ее вероятное будущее» (1880). В них Г.В. Плеханов говорил о значительной специфике хозяйственного развития России, противопоставляя ее как страну общинную и коллективистскую по своему духу индивидуалистическому и прагматическому Западу. Степень развития в России промышленности, как и капитализма в целом, он оценивал как минимальную, считал крестьянство ведущим и самым прогрессивным классом в обществе, способным через общину привести страну к социализму, и видел в рабочем классе лишь полезного союзника крестьянства.
В 1880 г. Г.В. Плеханов покинул Россию и жил в эмиграции в Западной Европе. В его воззрениях обозначился коренной переворот: он отошел от народнической идеологии и встал на позиции марксизма. Основные его работы этого периода — «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В.В.)» (1896).
Г.В. Плеханов признал факт развития в России капитализма, разрушения общины, расслоения крестьянства. Он видел стремление крепких крестьян выйти из общины и хозяйничать самостоятельно и считал, что главной причиной ослабления общины является превращение натурального хозяйства в товарное. Г.В. Плеханов, проанализировав процесс возникновения в России классов буржуазного общества — капиталистов и наемных рабочих — и сравнив наемных рабочих и крестьян, пришел к выводу о большей революционности и, следовательно, прогрессивности пролетариата.
Российский марксист был хорошо знаком с западной экономической мыслью, вершиной которой он считал сочинения Д. Рикардо. Он разделял положения трудовой теории стоимости в трактовке Рикардо, а прибавочную стоимость понимал как разность между вновь созданной стоимостью и заработной платой рабочего, доказывая, что она не может возникнуть в процессе обмена, а создается только в сфере производства.
Анализируя сферу производства, Г.В. Плеханов пришел к выводу, что неизбежно сопутствующая капитализму анархия производства является основной причиной экономических кризисов перепроизводства. Кризисы также означают, что производительные силы общества переросли существующие производственные отношения.
Легальный марксизм. На рубеже XIX—XX вв. в российской экономической мысли возникает еще одно направление, которое быстро становится довольно влиятельным. Это — легальный марксизм, к которому, в частности, относились Петр Бернгардович Струве (1870 - 1944), автор работ «Критические заметки об экономическом развитии России» (1894) и «К вопросу о рынках при капиталистическом производстве» (1899), а также Сергей Николаевич Булгаков (1871 - 1944), перу которого принадлежали труды «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) и «К вопросу о капиталистической эволюции земледелия» (1899).
Легальные марксисты не видели особой уникальности в экономическом развитии России и не считали российский капитализм искусственным или навязанным сверху государством, как это были склонны делать народники. Они также не видели достаточных оснований считать его нежизнеспособным. Легальные марксисты утверждали, что у капитализма как общественно-экономической системы есть ряд очень важных преимуществ по сравнению с другими способами производства. Особенно важной характеристикой им представлялась отличная способность капитализма к развитию производительных сил. На этой основе возможно обеспечение быстрого роста производительности труда во всех отраслях хозяйства, в том числе и в промышленности, подчеркивали они.
Легальные марксисты отнюдь не идеализировали капитализм. В качестве одного из его существенных недостатков они указывали на диспропорции в капиталистическом производстве. Однако они не считали данные противоречия непреодолимыми, а, напротив, исходили из принципиальной возможности гармоничного развития капитализма при определенных условиях.
По многим важным вопросам взгляды легальных марксистов существенно отличались от взглядов марксистов революционных. Так, легальные марксисты не соглашались с трудовой теорией стоимости, утверждая, что стоимость — категория абстрактная, существующая только в воображении человека. В действительности же, говорили они, существует просто цена, которая может быть двух видов — свободная рыночная, формирующаяся под влиянием спроса и предложения, и фиксированная, уставная. Они также критиковали излишнюю, с их точки зрения, революционную направленность марксизма, в частности тезис о неизбежности совершения социалистической революции и установлении диктатуры пролетариата, выступая не за революционный, а за эволюционный путь развития.
Расхождение с ортодоксальными марксистами стало еще более очевидным в начале XX в., когда сформировалось марксистское большевистское направление, возглавляемое В.И. Лениным.
В.И. Ленин и ортодоксальный марксизм. Наиболее полно теоретико-экономические взгляды Владимира Ильича Ленина (1870 - 1924) изложены в работах «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916), «Развитие капитализма в России» (1899), «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В.И. Ленин доказал факт развития в России капиталистических отношений. Он также сделал вывод о наступлении новой стадии в развитии капиталистической формации — империализма. Основными ее чертами, по мнению В.И. Ленина, являлись монополизация экономики, установление высоких монопольных цен при искусственном ограничении объемов производства, затруднение свободной конкуренции, быстрый рост банковского капитала, появление банков-гигантов, сращивание банковского капитала с промышленным, появление финансовой олигархии — группы богатейших монополистов, контролирующих ключевые сферы экономики и политики.
В.И. Ленин также отметил особенности вывоза капитала, когда капитал стремится в те регионы мира, где имеются дешевое сырье, дешевая рабочая сила и низкая цена на землю, что гарантирует высокие прибыли. Важной особенностью империализма он считал и «прямой раздел мира» между монополистическими союзами капиталистов, образование международных монополистических групп и их борьбу за сферы влияния.
В.И. Ленин признавал быстрый рост капиталистической экономики на стадии империализма, однако утверждал, что это не исключает «тенденцию к загниванию» капитализма в целом как общественно-экономического строя. Главный вывод, сделанный Лениным, заключался в том, что империализм — это высшая и последняя стадия развития капитализма, на которой создаются все необходимые предпосылки для перехода к социализму.