Экономические взгляды XVI в. Иван Пересветов
Экономическая мысль первой половины XVI в. — преддверия реформ 1550-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина по происхождению, Ивана Семеновича Пересветова. Ему принадлежит ряд интересных литературных произведений — «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магометде-салтане», «Предсказания философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче» и других, а также две челобитные царю. В этих источниках фактически изложена программа преобразований, предлагаемая Ивану IV Грозному.
Идеал государственного устройства И.С. Пересветов видел в сильной государственной власти. «Государь без грозы, что конь без узды», — утверждал он. При этом главную опору царя автор находил в дворянстве как прогрессивной части общества. Будучи идеологом поместного дворянства, он обрушивается на бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению И. Пересветова, возвышать следует людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить «рабство» (холопство), вовлекающее в кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей. Высказываясь за централизованное государство, И. Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства.
Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формированием всероссийского рынка. Впоследствии Иван IV внял советам И.С. Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.
Ермолаи Еразм. Между тем протопоп дворцовой церкви Ермолай, принявший монашество под именем Еразм (середина XVI в.), выступил своеобразным примирителем интересов бояр-вотчинников и дворян-помещиков. В его взглядах, изложенных в труде «Правительница», проскальзывает нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества. Искренне сочувствуя крестьянам, в целях смягчения крепостнического недовольства он даже предложил нормировать крестьянские повинности, заменить их единым натуральным налогом. Не выходя за пределы крепостнических отношений, Еразм рекомендует компромисс между реакционными боярами-вотчинниками и прогрессивным поместным дворянством, признание главенства духовной власти над светской, возврат к натуральному хозяйству и т.п.
Ф. Косой и М. Башкин. Среди подлинных защитников угнетенных в этот период можно назвать Ф. Косого и М. Башкина. Феодосии Косой (сер. XVI в.), испытав все тяготы холопства, призывал к неповиновению властям, неплатежу податей ни духовным, ни светским феодалам. Он выдвинул идею всеобщего равенства — как имущественного, так и национального, выступив против религиозных угнетений, войн, несущих всенародное бедствие. Преследования со стороны церкви вынудили его покинуть Родину.
Боярский сын, дьяк Матвей Башкин (сер. XVI в.) в своих взглядах исходил из несоответствия рабства принципам христианства. Требовал уничтожения как кабального, так и полного холопства. Придавая особое значение личному примеру, отпустил своих холопов на волю. За свои взгляды и резкие выступления против феодальной церкви он был объявлен вольнодумцем, подвергся проклятию и заточению в Волоколамский монастырь.
Иван IV. Составители нового свода законов — Судебника 1550 г. взяли за основу Судебник Ивана III и внесли в него изменения, соответствовавшие эпохе усиления центральной власти, дальнейшего распространения феодального землевладения, развития барщинного хозяйства, прикрепления феодально-зависимого крестьянства к земле. В Судебнике Ивана IV, отражавшем экономические взгляды царя, подтвердилось право перехода крестьян в Юрьев день, увеличивалась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству и др.
С образованием централизованного государства сложилась система общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян. Так как земледелие было основным занятием, то преобладали земельные единицы. Единицей налогообложения стала «соха» (400—600 га пашни), просуществовавшая до последней трети XVII в. С каждой «сохи» крестьяне платили «пищальные деньги» (на содержание войска), «полоняничные» (на выкуп пленных), «ямские» (на перевозку казенных грузов) и пр. Кроме того, крестьяне несли и другие повинности: строительство дорог, крепостей, ремонт мостов, поставка подвод в войско, что еще больше усиливало крепостной гнет в стране.
В системе экономических мер Ивана IV (1530—1584) выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя.
Чтобы подорвать экономические основы политической власти княжеско-боярской аристократии, правительство Ивана IV в 1565— 1584 гг. проводит ряд чрезвычайных мер, получивших название опричнины. Выделялась часть боярских земель, особенно в центральных районах, в особый государев удел — опричнину. Ее новым владельцем становилось вновь сформированное привилегированное войско, отличавшееся чрезвычайной жестокостью не только к боярам, но и к широким массам городского и сельского населения. Жестокость царя коснулась и церкви. Хотя в 1551 г. Собор оставил церкви все земли, приобретенные ранее, дальнейшее приращение могло быть осуществлено лишь с царского соизволения.
Реформы Ивана IV Грозного при всей противоречивости его политики (длительные, опустошительные и изнуряющие войны, опричнина и пр.) способствовали укреплению российского централизованного многонационального государства, территория которого при нем удвоилась, и превращению его в абсолютистское. Укрепилась военная мощь и власть Ивана IV, который с 1547 г. объявил себя царем. Реформы способствовали реорганизации центрального и местного управления. Вместе с тем все эти преобразования сопровождались новым нажимом на крестьянство, вели к дальнейшему его закрепощению. Так, в 1581 г. вводятся «заповедные лета» (заповедь — запрещение), когда в определенные годы запрещался переход крестьян от одного помещика к другому даже в Юрьев день.
В общественной и экономической мысли того времени важное место занимают сочинения князя Андрея Курбского (1528—1583). Его взгляды аналогичны идеям представителей боярско-вотчинной реакционной знати. Защищая натуральное хозяйство и экономическую раздробленность страны, он выступал за порядок времен Избранной рады, ограничивавшей деятельность царя. Опасаясь опалы, А. Курбский бежал в Литву. Он является автором многих произведений, в том числе «Истории о Великом князе Московском».
Созданное Иваном Грозным государство сохраняло как бы по инерции заложенные традиции и при его ближайших преемниках — сыне Федоре Ивановиче (1557 - 1598), последнем представителе династии Рюриковичей, и шурине — Борисе Годунове (1552 - 1605). В конце XVI в. с учетом интересов феодалов в стране принимается ряд постановлений, повлекших за собой фактическое закрепощение крестьян. В 80—90-е годы XVI в. составляются писцовые, дозорные и межевые книги, в которых была установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу. В конце 90-х годов издается указ о пятилетнем, а затем и пятнадцатилетнем сроке розыска беглых крестьян. Указ был выгоден всем феодалам: одним — из-за возможности длительного поиска, другим — из-за закрепления за собой беглых крестьян после установленного срока. Холопы и их дети пожизненно закреплялись за своим господином. Владельцами холопов становились не только феодалы, но и чиновники (приказные люди) и купцы.
Нестяжатели и иосифляне. Иван Грозный, видя в Церкви союзницу, поддерживавшую московского государя, в отношении к ней и монастырям проявлял определенную сдержанность. Уместно напомнить, что еще при Иване III довольно остро стоял вопрос о церковном землевладении и ряд церковников — Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек, так называемые нестяжатели, выступали за отказ церкви от землевладения и ограничение ее деятельности исключительно сферой духовной жизни. Суть их воззрений сводилась к борьбе против создания мощной центральной власти и поддерживавшей ее официальной церкви, против товарно-денежного хозяйства, за былое натуральное хозяйство и пр.
Противниками «нестяжателей» выступили «иосифляне» — единомышленники настоятеля Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1439/40—1515). Последователи этого течения считали, что лишь богатая церковь может играть достойную роль в государстве. В удельных князьях и боярах они ощущали реальную угрозу земельным и денежным богатствам церкви. Защиту видели в сильном московском государе.
Последующее социально-политическое развитие России, новые преобразования и реформы XVII—XVIII вв. потребовали дальнейшего развития экономических представлений.
Экономические идеи эпохи Средневековья как в Западной Европе, так и в России определялись двумя главными обстоятельствами: феодальной организацией общества и религиозной направленностью, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Именно частная собственность позволяет жить по установленному божественному порядку. Именно на владельца земли возлагается «обременительная» задача управления хозяйством и «спасение душ», обделенных судьбой. Экономическая мысль являлась частью общественной мысли, учения о государстве и управлении им.
Довольно радикально выглядели средневековые ереси крестьян и представителей городских низов, порой включавшие в свои требования отмену всех феодальных привилегий, повинностей, налогов и пр.
Вопросы для самопроверки
1. Какими основными чертами характеризуется эволюция экономической мысли Древней Руси в IX—XVI вв.?
2. В чем суть основных экономических идей И. Пересветова?
3. Сопоставьте экономические идеи, содержащиеся в Судебниках Ивана III и Ивана IV Грозного.