Экономическая мысль XI—XII вв.
Русь XI—XIIвв. представляла собой раннее средневековое государство, с преимущественно натуральным характером хозяйственной жизни. Хозяйственные представления нашли свое отражение в многочисленных исторических документах и памятниках того времени: летописи и грамоты, договоры князей и свод законов «Русская Правда», церковная литература и устное творчество. В них освещались отдельные стороны экономической жизни, быта, экономической политики киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.
«Русская Правда». «Русская Правда» (30-е годы XI в.) — своеобразный кодекс феодального права, действовавший до XV в., отражала фактический уровень, достигнутый экономической мыслью того времени. Она фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию, давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности. Она содержала также нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о «торге» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр.
Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60—70-х годов XI в. потребовали дополнения «Русской Правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого). Главный смысл этой части кодекса — защита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором и пр. Управлял вотчиной огнищанин (огнище — дом), княжеский подъездной ведал сбором налогов и т.д. Основное богатство вотчины составляла земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом охранялась княжеская межа. Руководство сельскими работами возлагалось на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников.
«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства в защите жизни и собственности феодалов. Так, наивысший штраф — 80 гривен — назначался за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь свободных людей оценивалась в 40 гривен, сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен, а смердов — всего в 5 гривен.
Юридическое закрепление права наследования земель, которые получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в г. Любече (1097) фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли. На этом съезде была утверждена «Правда Ярославичей». Последующие события нашли отражение в памятниках литературы. Так, в «Слове о полку Игореве» (конец XII в.) повествуется о политических проблемах государства, об отсутствии сплоченности князей, их раздорах и междоусобицах, а также о земледельческих работах, подневольном труде и пр. Черты экономической политики галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесла, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском своде Ипатьевской летописи. Экономическая мысль находила своеобразное отражение и в былинах. Они воспевали труд земледельца, наделяли труженика лучшими человеческими чертами (верность Родине, трудолюбие, честность, миролюбие, смекалка и пр.).
В начале XII в. (1113) в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. На великокняжеский престол был призван 60-летний Владимир Мономах (1053—1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» — очередная часть «Русской Правды». Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство и пр. Более решительное закабаление смердов зафиксировано в «Уставе о закупах», в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг «купу» (зерно, скот, деньги) и до ее возвращения отрабатывавших в боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить крестьянина-должника в холопа, раба. «Устав о резах» (процентах) фиксировал несколько заниженный по сравнению с ранее применявшимся, крайне разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший долг из 50% годовых обязан был платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга. В «Поучениях к детям» Владимир Мономах в форме советов и отеческих наставлений демонстрирует стремление к классовому миру и предотвращению народных восстаний.
При Владимире Мономахе монахом-летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет» (конец XI — начало XII в.). В ней широко использованы не дошедшие до нас записи, материалы княжеских архивов, устные издания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература и пр.