Американской экономической мысли
Появление институционализма в США было отнюдь не случайным. Оно определялось всем ходом предшествующего хозяйственного развития страны и состоянием западной экономической теории.
Как и в других странах Запада, в экономической науке США в XIX в. господствовали представления экономического либерализма. Недопустимым считалось активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь общества, а капитализм рассматривался как устойчивая и саморегулирующаяся система, способная достичь и обеспечивать равновесие на рынке, позволяющая ликвидировать безработицу, не допускать затяжных кризисных ситуаций. Необходимым условием экономического и социального прогресса считались частная собственность и свободное предпринимательство, защищенные законодательством. В центре либеральной концепции стоял «экономический человек», а важнейшим методологическим приемом был анализ действий самостоятельного и рационально хозяйствующего субъекта.
Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства в США на протяжении всего XIX столетия, существенное укрепление их позиций в мировом сообществе, выдвижение страны в качестве мирового экономического лидера нашли отражение в оптимистических идеях общности и гармонии интересов классов и наций, справедливом распределении и пр. Усложнение старых и появление новых хозяйственных реалий, как в целом в мире, так и внутри страны, подготовили появление ряда экономических теорий.
Институционализм выступил против некоторых важных положений экономического либерализма, в частности против тезиса о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Одновременно он полностью воспринял ряд других идей, например положение о защите прав личности и частного предпринимательства. Главное же заключалось в том, что институционалисты существенно расширили предмет экономической науки.
Институционализму присуща довольно резкая критика капиталистического строя, которая в значительной степени ведется с нравственно-психологических позиций. Ученые этого направления настаивали на необходимости усиления экономической роли государства и расширения государственных социальных программ. Они утверждали, что вопрос о социальных гарантиях занятости для общества не менее важен, чем вопрос об уровне заработной платы. Государство также обязано взять под свою опеку такие сферы деятельности, как здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство.
Институционалисты выступили против неоклассической доктрины саморегулирования рыночной экономики. Рынок не может считаться нейтральным и безотказным механизмом распределения. Рынок, не подконтрольный государству, дает возможность для легкого обогащения крупным предпринимателям. Основа власти крупных корпораций — техника и технологии, а не законы рынка. Определяющую роль в такой ситуации играет не потребитель, а производитель, техноструктура.
Нужно также отказаться, говорили институционалисты, от анализа экономических отношений с позиций «экономического человека». Важен не только индивид, но и все общество. Упор надо сделать на изучении не индивидуальной, а общественной психологии, сосредоточиться на анализе коллективных связей людей. Основа экономического развития — это психология коллектива.
Итак, институционалисты утверждали, что экономическая наука не должна ограничиваться изучением лишь чисто экономических отношений. Для полноты и точности картины хозяйственного развития экономисты обязаны изучать самые разнообразные стороны человеческой жизни, в сущности все, что так или иначе влияет на эволюцию хозяйства. Из громадного числа факторов ими особо выделялись такие важные для экономической деятельности факторы, как система права и законодательство, политическая и социальная структура общества, общественная психология. Обостренное внимание к факторам внеэкономического характера приводило к частой внеэкономической трактовке причин и результатов хозяйственных явлений и процессов, что следует рассматривать как важнейшую особенность институционализма.
Институции и институты. Настаивая на расширительной трактовке предмета экономической науки, институционалисты ввели в употребление понятия институтов и институций, что и определило общее название этого направления.
Под институциями понимались издавна заведенные и сами собой установившиеся в обществе порядки и обычаи; под институтами — порядки, закрепленные в обществе в форме закона или учреждения. Так как в русском языке четкого деления на институции и институты не выработалось, применяется один общий термин — «институты», которым мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Итак, общественные институты можно определить как некие структуры, с помощью которых устанавливаются нормы поведения и упорядочиваются отношения между людьми, регулируется их жизнь и деятельность. Под общественными институтами понимается мир обычаев, традиций, привычек, совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые нормы социального поведения, а также сама система реального поведения людей в обществе в соответствии с этими нормами. В зависимости от сферы общественных отношений можно выделить институты политические, из которых наиболее существенными являются государство и система государственного управления, политические партии, армия; правовые — система законодательства и суд; религиозные — церковь, культ, обряды, верования; социальные — институты родства, семьи, брака, наследования; экономические — институт собственности, заработной платы, кредит, деньги, система налогообложения, разделение и кооперирование труда и пр.
В качестве важнейших институтов также признаются институты психологические: мотивы поведения, способ мышления, психология, народный характер и темперамент, национальный менталитет и даже инстинкты. Психологические институты больше чем другие, проявляются в народных традициях, обычаях, повседневном укладе жизни. Фактически, доказывают институционалисты, весь мир людей, мир обычаев и традиций, представляет собой неразрывное сплетение самых разнообразных институтов: общественного мнения, моды, туризма, всевозможных общественных организаций. Список этот можно продолжать до бесконечности.
Институционалисты не выработали единого определения основы экономических процессов и явлений и не раскрыли их зависимости от институтов. Заслуга их в том, что они впервые в мировой экономической науке поставили этот вопрос так масштабно.
Направления в институционализме. Институционалисты признают важность всех институтов для экономического развития общества. Вместе с тем разные исследователи подчеркивают большую значимость отдельных институтов по сравнению с другими. Так, Т. Веблен ставил экономические процессы в зависимость прежде всего от психологии и развития техники, Дж. Коммонс — от психологии и права, У. Митчелл — от антропологии, истории и культуры данного народа.
В зависимости от признания первостепенности тех или иных факторов в хозяйственной жизни в институционализме выделяются различные направления, из которых наиболее крупными являются социально-психологическое и технократическое (основатель — Т. Веблен), социально-правовое (основатель — Дж. Коммонс), эмпирическое или конъюнктурно-статистическое (основатель — У. Митчелл).
Этапы в развитии институционализма. Основные направления в институционализме возникли и оформились уже на первом этапе его развития, который охватил первую половину XX в. Второй этап в развитии институционализма охватывает вторую половину XX в.
Первый этап в развитии институционализма получил название старой негативной школы. Название объясняется общей критической направленностью институционалистов по отношению к современной им капиталистической системе.
Социально-психологический институционализм. Экономические взгляды Т. Веблена. Началом становления социально-психологического институционализма — одного из направлений старой негативной школы — можно считать 1899 год, когда вышла в свет первая книга Торстейна Веблена (1857— 1929), американского экономиста и социолога. Этот труд под названием « Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов» ознаменовал появление первой концепции институционализма. Другими важными работами Т. Веблена были: «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921), «Абстентеистская собственность и предпринимательство в новое время» (1923).
Т. Веблен критиковал современную ему экономическую науку. Важнейший ее недостаток, по его мнению, заключался в том, что она не рассматривала человека как личность, находящуюся в определенной социокультурной среде, и не изучала эволюцию самой среды. Т. Веблен же считал человека биосоциальным существом, врожденные инстинкты и приобретенная психология которого заставляют его поступать тем или иным образом. Поведение человека в свою очередь определяет уровень и специфику экономического развития.
Инстинкты чрезвычайно важны как предмет анализа для экономической науки, так как именно они часто лежат в основе многих действий человека, в том числе побуждая его к труду. Одним из наиболее значимых для хозяйственной деятельности инстинктов Т. Веблен считал родительское чувство, т.е. инстинкт продолжения рода и заботы о потомстве. Он выделял инстинкт мастерства, проявляющийся как вкус к хорошо сделанной работе и означающий предрасположение человека к эффективным действиям. Важным он считал инстинкт соперничества, результатом которого является оформление института частной собственности, так как именно частная собственность есть наиболее заметное доказательство успехов в соревновании.
Для понимания экономических процессов необходимо, по утверждению Т. Веблена, учитывать врожденную, т.е. изначально присущую каждому человеку, склонность к «завистливому сравнению». С помощью данной категории Т. Веблен объясняет такое экономическое явление, как стремление людей к накоплению капитала. В основе накопительства лежит зависть обладателя небольшого капитала к капиталисту крупному; аналогичное объяснение дается и приверженности людей к «престижному потреблению».
Инстинкты — то, что зачастую обусловливает иррациональное поведение человека. Неверно, утверждал Т. Веблен, видеть в человеке только рационально хозяйствующего субъекта, способного и всегда желающего быстро и правильно оценивать полезность того или иного блага, просчитывать возможную прибыль от какого-то предприятия или сделки. Такой подход к человеку, характерный для классиков и неоклассиков, устарел. Человек — гораздо более сложное существо, и его экономическое поведение зачастую вовсе не основывается на логике и здравом смысле. Только в том случае будут существовать благоприятные условия для экономического развития, полагал Т. Веблен, если вся система общественных институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов. Итак, психология и инстинкты — важнейший фактор эволюции институтов и в конечном счете экономики общества.
Другой не менее значимый фактор, по утверждению Т. Веблена, — научно-технический прогресс, развитие техники и технологий. Рассматривая эту проблему, Веблен выработал понятие праздного класса, под которым понимал всех в принципе способных работать, но не работающих. Эти люди обладают собственностью, которая позволяет им, не трудясь, вести безбедное существование. Отношение праздного класса к экономическому процессу — это отношения стяжательства и эксплуатации, а не полезности и производства. Основываясь на учении о праздном классе, Т. Веблен разработал концепцию индустриальной системы. Суть ее заключается в следующем. В современной экономической системе, говорит Т. Веблен, существуют два противостоящих друг другу мира — это мир индустрии, т.е. сфера материального производства, и мир бизнеса, т.е. сфера обращения: кредита, торговли, биржевых спекуляций.
Предприниматели, инженеры, техники, рабочие из мира индустрии заинтересованы в совершенствовании производства, в то время как представители мира бизнеса ориентированы исключительно на прибыль. Отношения людей в мире индустрии более честные и целесообразные, чем в мире бизнеса, однако мир бизнеса смог подчинить себе мир индустрии.
Привилегированное положение людей из класса бизнеса объясняется наличием у них громадных денежных средств. Главным средством получения прибыли для них является кредит, который позволяет присваивать акции и другие фиктивные ценности. Манипулирование фиктивными ценностями позволяет праздному классу приумножать собственный капитал. Что касается состояния национальной экономики в целом, то оно в результате их действий не улучшается. Для ускорения социально-экономического развития, говорит Веблен, власть в обществе должна перейти к технократам, которые в состоянии провести рациональное преобразование индустриальной системы.
Технократические идеи Т. Веблена получат дальнейшее развитие в работах институционалистов второй половины XX в. — Дж.К. Гэлбрейта, О. Тоффлера и др.
Социально-правовой институционализм. Экономические взгляды Дж. Коммонса. Важную роль в развитии институционализма в первой половине XX в. сыграл Джон Р. Коммонс (1862—1945). Вероятно благодаря ему рассматриваемое направление получило свое название — институционализм, которое было употреблено Дж. Коммонсом в названии книги «Институциональная экономическая наука» (1934). Другими наиболее интересными работами ученого были «История труда в Соединенных Штатах» (1918 - 1935), «Правовые основания капитализма» (1924), «Экономическая теория коллективных действий» (1950).
Дж. Коммонс — основатель социально-правового течения в институционализме. Для методологии Дж. Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной представителями новой исторической школы Германии. Он исходил из признания примата права над экономикой и утверждал, что экономические категории и институты проявляются главным образом через их юридическое оформление. Так, например, собственность проявляется как вещественная (любое имущество), невещественная (долги и долговые обязательства) и неосязаемая (ценные бумаги).
Дж. Коммонс писал, что многие экономические проблемы современного ему капиталистического общества проистекают из-за нечестных рыночных отношений нечестной конкуренции. Порок этот не неизбежен, его можно устранить, и средством для этого должно стать использование юридических и законодательных органов государства. Государству необходимо совершенствовать систему законодательства и следить за точным исполнением законов. При выработке законодательства важно также учитывать тот факт, подчеркивал Дж. Коммонс, что в западном обществе уже нет каких-то особых классов с противоположными или слишком противоречащими друг другу интересами. Цивилизованное общество состоит не из антагонистических классов, как об этом писал К. Маркс, а из профессиональных групп, которые должны не бороться, а сотрудничать друг с другом. Конфликты между ними могут и должны разрешаться только на основе закона исходя из того, что все профессиональные группы являются равноправными членами общества.
Так была сформулирована «теория сделок» или «теория совместной деятельности людей» Дж. Коммонса. Сделка — ключевое, по мнению Коммонса, понятие для политической экономии — включала три момента: столкновение интересов участников сделки (конфликт), взаимодействие участников сделки, в ходе которого выясняется, на каких условиях стороны могут прийти к согласию, и, как итог, заключение сделки. Участниками сделки, полагал Дж. Коммонс, могут быть все важнейшие институты общества: само государство, монополии, семья и др. Наибольшее внимание Дж. Коммонс уделяет роли политических партий, профсоюзов и корпораций. Он ввел в экономическую науку понятие «действующего коллективного института» и считал его регулятором экономической жизни.
Его труды меньше содержат критики капитализма, чем это было у Т. Веблена, и общий тон их скорее оптимистический, нежели унылый, ибо люди способны справиться с любыми хозяйственными проблемами, действуя сообща, согласованно и в рамках закона.
Эмпирическое или конъюнктурно-статистическое, направление в институционализме. Экономические взгляды У. Митчелла. Крупным представителем институционализма был Уэсли Митчелл (1874—1948) — лидер эмпирического, или, иначе, конъюнктурно-статистического, направления. Его основные работы: «История зеленых билетов» (1903), «Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте» (1908), «Деловые циклы» (1913), «Лекции о типах экономической теории» (1935), «Измерение деловых циклов» (1946), написанная в соавторстве с А. Бернсом.
В центре внимания У. Митчелла находилось поведение людей в обществе. Он исходил из того, что ведущий фактор экономического развития заключается в психологии людей, обусловленной национальной культурой, обычаями и традициями. Таким образом, рассматривая вопросы экономики в тесной взаимосвязи с проблемами истории и социологии, Митчелл пытался выделить и проанализировать наиболее существенные обстоятельства хозяйственной эволюции. Важнейшими из экономических факторов он считал финансы, денежное обращение и кредит.
Исследования У. Митчелла по истории денежного обращения в США и сейчас считаются одними из лучших. Ученый утверждал, что «деньги — корень экономической науки», они исключительно сильно влияют на хозяйственную жизнь и поведение людей. Анализируя сферу денежного обращения, У. Митчелл вышел на проблему экономических циклов. Он сумел собрать и обобщить громадный статистический материал по движению цен и курсов акций по 17 западным странам за период с 1850 по 1925 г. Используя методы математической статистики, в частности метод выравнивания динамических рядов, У. Митчелл рассчитал длительность «малых» и «больших» экономических циклов. Натуральные, стоимостные, а также сводные показатели и индексы, по его убеждению, отражают реальную экономическую ситуацию. На основании расчетов ученый составил модель бескризисного развития капитализма, в которой кризисная фаза цикла трактовалась как такая же естественная и неизбежная, как и фаза подъема и стабилизации.
Как естественное и неизбежное желание, вытекающее из природы человека и существующих в обществе институтов, У. Митчелл рассматривал стремление предпринимателей максимизировать прибыль. Развитие человеческого общества он понимал не как развитие отдельных индивидуумов, а как совершенствование коллективных связей между людьми, что проявляется через положительную эволюцию институтов.
У. Митчелл особо выделял государственные институты, а возможность совершенствования экономического строя связывал с усилением вмешательства государственных структур в хозяйственную жизнь. Он полностью разделял важную для всех институционалистов идею о необходимости государственного регулирования экономики.