Неоклассика в новых условиях
В |
начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Ее концепции вслед за классической школой в значительной степени базировались на признании существования в реальной действительности режима совершенной конкуренции. Однако именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим — несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.
В начале 1930-х годов практически одновременно увидели свет две замечательные работы: американского экономиста Э.Х. Чемберлина и английского ученого Дж.В. Робинсон, которые зало- жили основы обновленного взгляда в науке на характер хозяйственного режима, сложившегося к началу века. При всей несхожести подходов авторов к происшедшим переменам их объединяет неоклассическая методология исследования, направленная на изучение эндогенных (внутренних), а не экзогенных (внешних) причин нарушения равновесия в связи с феноменом монополистической (Э. Чемберлин) или несовершенной (Дж. Робинсон) конкуренции, что дает основание относить обоих ученых к неоклассической школе. Данная классификация в некоторой мере расходится со сложившимся представлением о Дж. Робинсон как об ученом, принадлежавшем к левому кейнсианству. Но рассматриваемую здесь концепцию Дж. Робинсон изложила в книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции», которая вышла в 1933 г., за несколько лет до выхода в свет «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) Дж.М. Кейнса. Поэтому едва ли корректно относить творчество Дж. Робинсон того времени к не существовавшему еще «левому кейнсианству», ибо это может повлечь за собой ряд ошибочных оценок. В рассматриваемый период Дж. Робинсон разделяла в целом взгляды своего великого учителя А. Маршалла, что дает основание говорить о ней как о последовательнице неоклассицизма.
У Э. Чемберлина и Дж. Робинсон можно обнаружить ряд предшественников, которые подвергали сомнению взгляды неоклассиков на совершенный характер рыночных отношений. Так, например, французский математик А. Курно почти за сто лет до этого предложил первую в истории экономической науки теоретическую модель максимизации прибыли монополистом, в том числе и в условиях дуополии (подробно см. гл. 9). Ряд его идей были развиты в трудах представителей математической школы В. Парето и Ф. Эджуорта в конце XIX в. Непосредственно накануне появления книг Э. Чемберлина и Дж. Робинсон увидела свет работа Пьеро Сраффы «Законы образования доходов в условиях конкуренции» (1926), молодой автор которой, по сути, рассматривал особенности монопольного режима и отчасти предвосхитил построения Э. Чемберлина по проблеме влияния процесса диверсификации производства и дифференциации продукта. Сраффа обнаружил противоречие теории общего равновесия, построенной на модели совершенной конкуренции, высказав предположение, что общее равновесие следует исследовать в условиях монопольного режима.
Значительный вклад в исследование феномена монополий, монополистического и государственно-монополистического капитализма был внесен представителями марксистской школы, а также и институционалистами, чьи работы увидели свет в основном в первой трети XX столетия. Однако представители этих школ анализировали экзогенные факторы режима несовершенной конкуренции, такие, как классовые, социально-психологические, правовые и другие, весьма критически оценивая перспективы капиталистического общества.
Теория монополистической конкуренции Э. Чембеолина. Эдуард Чемберлин (1899—1967) родился в США, его научная и преподавательская деятельность практически целиком связана с Гарвардским университетом. В работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» (1933) ученый обращает внимание на роль, которую играет в рыночной экономике дифференциация продукта. При этом дифференциация трактуется им достаточно широко. Данное понятие включает не только свойства продукта (его качество, стиль, форма, цвет, упаковка и т.п.), но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Так, основным признаком дифференцированного продукта, по Чемберлину, является наличие у товара (или услуги), у одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, в том числе и пространственного нахождения продавца, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле.
Дифференциация продукции, которая обеспечивает обособление рынка для отдельного продавца или фирмы за счет разрыва в цепи аналогичных продуктов-заменителей (субститутов), создает предпосылки для установления контроля над ценой. Э. Чемберлин заключает, что в условиях существования дифференциации «покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».
Таким образом, в условиях повсеместной дифференциации монополистический фактор также повсеместно присутствует в системе ценообразования. Однако там, где присутствует дифференциация, продавец «обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием говорить как о силах монополистической конкуренции». Отсюда следует, что сложившиеся представления о чистой конкурентной природе ценообразования, согласно которой цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чистой конкуренции, не соответствуют реальности.
В действительности дифференциация приводит к такому положению, при котором вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но тем не менее взаимосвязанных рынков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. В результате приведенных построений становится очевидным, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны как элементы конкуренции, так и элементы монополии. Он констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления ...включающие и конкуренцию, и монополию».
Э. Чемберлин рассматривает и категорию «чистой монополии», или «законченной монополии на известный продукт». Действие этой модели, так же как и модели чистой конкуренции, ограниченно, ибо власть монополии не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которых является монополизированный продукт. Такого рода монополия закрепляется патентами, авторскими правами, хотя и она обычно сталкивается с конкуренцией более или менее совершенных субститутов. Проблема контроля монополиста за ценой решается Э. Чемберлином в соответствии с уже выдвинутым положением о смешанном, синтетическом характере процесса ценообразования. Ученый доказывает ограниченный характер воздействия монополиста на цену. Он определяется прежде всего наличием субститутов. Кроме того, пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода. Эти рассуждения привели Э. Чемберлина к выводу о том, что монопольные цены не обязательно должны превышать цены сходных товаров, а, следовательно, и монопольная прибыль не обязательно превышает ее обычную норму.
По мнению Чемберлина, монопольная сверхприбыль может возникать при условии создания или увеличения спроса на определенный товар, если производитель или продавец защищен от воздействия конкурентов. Используя сформулированный А. Маршаллом закон возрастающей отдачи, он утверждает, что увеличение объема выпуска продукции ведет к увеличению прибыли. Однако в отличие от неоклассиков-маржиналистов, которые исходили из фиксированной величины спроса, Э. Чемберлин рассматривает его как величину, управляемую со стороны производителя или продавца. При этом ученый исследует категорию издержек сбыта, наряду с известной экономической науке категорией издержек производства.
Издержки сбыта, без которых практически невозможно создание новых рынков, формирование и управление спросом, включают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Ученый исследует воздействие рекламы на спрос, доказывая, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены на него, а следовательно, и увеличение прибыли. Впрочем, Э. Чемберлин ставит определенное ограничение действию данного неценового фактора конкуренции, справедливо отмечая, что рост дохода не пропорционален росту издержек сбыта в перспективе, так как «сопротивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту».
Таким образом, Э. Чемберлин доказывает, что цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции, а не единственным или основным, как это утверждали неоклассики. По его мнению, в реальных условиях монополистической конкуренции ведущую роль играют неценовые факторы конкуренции, такие, как качество товара и обслуживание потребителей. В качестве объекта исследования проблемы ценообразования поэтому должно выступать регулирование продукта при заданной цене, а также перестройка цены в связи с изменением продукта или установление цены на новый продукт.
Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина предполагает наличие рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что отличает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком модели является наличие качественно разнородного, дифференцированного продукта, что определяет сосуществование элементов конкуренции и монополии (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высокую цену). Наконец, для данной модели характерен неограниченный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.
Заслугой Э.Чемберлина является ревизия устаревшей концепции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к категории «полной монополии». На основе анализа феномена дифференциации продукта ученый выдвигает обновленную концепцию ценообразования, подчеркивая ведущую роль неценовых факторов. Однако в исследовании феномена монополии Э. Чемберлин также отводит центральную роль проблеме дифференциации, не рассматривая связи этого фактора с условиями конкурентной борьбы между крупными компаниями, которые в действительности являются ведущими хозяйственными субъектами, влияющими на систему ценообразования. Это обстоятельство, на наш взгляд, в известной мере ограничивало влияние теории монополистической конкуренции на развитие экономической науки.
Теория несовершенной конкуренции. Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983) окончила Кембриджский университет и являлась ученицей А. Маршалла. Однако уже в ранней работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), снискавшей мировую известность, она поставила под сомнение адекватность основ неоклассической концепции современному состоянию рынка. В центре исследования оказались рыночное поведение крупных компаний (монополий) и их влияние на процесс ценообразования, прибыли, заработной платы в сравнении с неоклассической моделью совершенной конкуренции.
Исходным положением концепции Дж. Робинсон стало признание реального факта влияния монополий на ценообразование, что, собственно, и понимается под термином режим «несовершенной конкуренции». По мнению ученого, неоклассическая школа вслед за классиками чрезмерно идеализирует реальные условия современного рынка, так как «везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в программах ограничения, системах квотирования, рационализации, росте гигантских компаний». Имеющая место концентрация ведет к возникновению преимуществ крупномасштабного производства, так как способствует снижению издержек на единицу продукции при увеличении объема выпуска (закон возрастающей отдачи). Однако концентрация ведет и к сосредоточению производства в руках весьма ограниченного числа крупных компаний, которые в силу указанных преимуществ получают возможность воздействовать на рыночные соотношения предложения и спроса, а также и на рыночные структуры на отраслевом уровне. Дж. Робинсон приходит к выводу, что монополия может воздействовать на цены и сбыт, в результате которого монопольная цена становится выше, а объем производства ниже в сравнении с условиями совершенной конкуренции.
Таким образом, в центр внимания Дж. Робинсон попадает проблема исследования механизма ценообразования в условиях возможности крупных компаний (монополий) использовать цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Для решения данной задачи Дж. Робинсон и создает, вслед за А. Пигу, собственную концепцию о дискриминации в ценах (или ценовой дискриминации). Она исходит из допущения о наличии сегментации рынка, в основе которой находится учет эластичности спроса по цене у различных категорий потребителей. По ее мнению, в условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью, т.е. любое отклонение цены от точки равновесия ведет либо к сокращению покупок, либо к их росту. Однако и в том и в другом случае конкуренция ведет к восстановлению нарушенного равновесия.
В условиях же несовершенной конкуренции феномен «дискриминации в ценах» проявляется через продажу одного и того же вида товара различным категориям покупателей по различным ценам. В режиме совершенной конкуренции, как было отмечено, эластичность спроса по цене — абсолютная, в то время как в условиях несовершенной конкуренции она не абсолютна, но представляет реальную величину, так как в случае установления высокой цены спрос имеет свойство сокращаться. Отсюда Дж. Робинсон логично заключает, что стремление к максимизации прибыли требует от монополиста назначать высокую цену на новый товар, ориентируясь прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в иные сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену. Очевидно, что данная модель весьма близка к действительности.
Экономист дополняет модель ценовой дискриминации сегментов рынка в зависимости от групп покупателей с различным доходом, описанием феномена пространственной дискриминации, которая проявляется в различии цен на внешнем и внутреннем рынках.
В результате сопоставления «простой монополии», которая использует принцип единой цены и монополии, использующей метод ценовой дискриминации, Дж. Робинсон делает вывод, что в условиях последней объем выпуска продукции больше, нежели в условиях простой монополии, а следовательно, и средний доход выше. Более того, она доказывает, что в ряде случаев отдельные виды продукции вовсе не могли бы производиться без использования метода «дискриминации в ценах». Еще раз отметим, что модель Дж. Робинсон весьма близка к действительности, хотя и маневрирование ценами, как правило, происходит в сочетании с использованием неценовых факторов, о которых писал Э. Чемберлин: дифференциация продукта, рекламное сопровождение, иные меры по организации сбыта.
Теорию несовершенной конкуренции Дж. Робинсон невозможно представить без концепции монопсонии (от греческого — один покупаю, в отличие от монополии — один продаю). Условия монопсонии предполагают наличие единственного покупателя и множества продавцов. Последствия монопсонии Дж. Робинсон анализирует на примере рынка труда, где крупная фирма (монопсонист) приобретает услуги неорганизованных (например, в профсоюз) работников. В этих условиях монопсонист навязывает работникам условия найма, при которых установленная им заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда, что означало бы его эксплуатацию. Дж. Робинсон описывает состояние монопсонии графически следующим образом: МС — кривая предельных издержек производства в отрасли и одновременно кривая предельных издержек приобретения продукции для монопсониста; АС — кривая среднеотраслевых издержек, или кривая предложения продукции. Монопсонист склонен приобретать столько продукции ON, чтобы ее предельная полезность (цена спроса в условиях конкуренции) равнялась предельным издержкам приобретения этой продукции. То есть цена, по которой будет платить монопсонист, составит NP (цена предложения этой продукции), и эта цена будет ниже, чем цена для условий конкуренции QR.
Графическое представление монопсонии
Исследование феномена монопсонии позволило Дж. Робинсон прийти к выводу о возможности применения монопсонистом метода ценовой дискриминации, т.е. приобретать продукцию у различных продавцов по различным ценам в зависимости от эластичности предложения различных групп продавцов. Так же, как и в случае сегментации или ценовой дискриминации групп покупателей, здесь происходит нарушение принципа максимизации общественного благосостояния, а также и ключевого принципа неоклассической школы, отождествлявшей равновесие спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов. Поэтому Дж. Робинсон вполне логично поставила вопрос об эффективности и справедливости сложившегося механизма несовершенной конкуренции, исходя из явно негативной оценки результата монополизации. Возможно, что последний вывод ученого продемонстрировал ее изначальную близость к левым, неконсервативным направлениям в экономической мысли, среди которых следует отметить, прежде всего, институционализм. Данная «левизна», выразившаяся в негативной оценке последствий монополизации, определила отношение Дж. Робинсон и к кейнсианству, на левом фланге которого она находилась наряду с П. Сраффой, М. Калецким и др. Таким образом, теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон в целом противоречила ортодоксальной неоклассической концепции, ставила под серьезное сомнение сложившееся представление о рынке как автоматически действующем механизме оптимального распределения и использования ресурсов и обеспечения максимального экономического благосостояния. В отличие от позиции Э. Чемберлина, который доказывал, что в условиях монополистической конкуренции рыночный механизм продолжает играть положительную роль в отношении максимизации общественного благосостояния, Дж. Робинсон в целом негативно оценивала социальные последствия монополизации рынка. Данное существенное отличие в оценках вовсе не снижает значение как теории монополистической, так и теории несовершенной конкуренции. Благодаря этим концепциям были внесены существенные корректировки в экономическую картину мира неоклассиков. Не отвергая полностью модели частичного равновесия А. Маршалла, Э. Чемберлин и Дж. Робинсон ограничили сферу ее действия. Они доказали, что монопольная хозяйственная политика, манипулирование ценами и неценовыми факторами являются далеко не частным случаем, а представляют один из главных механизмов ценообразования. Кроме того, концепции Э. Чемберлина и Дж. Робинсон продемонстрировали назревшую необходимость новой научной интерпретации на новых методологических основах возникшей хозяйственной реальности. Последний тезис подтверждает и тот факт, что эти выдающиеся работы увидели свет в конце мирового экономического кризиса 1929 - 1933гг., показавшего несостоятельность неоклассических рецептов, и за три года до появления книги Дж.М. Кейнса, поставившей черту под периодом господства неоклассической школы.
Экономические взгляды Й. Шумпетера. Наследие Йозефа Шумпетера (1883 - 1950) поистине велико и разнообразно, и потому исследователям творчества выдающегося ученого до сегодняшнего дня не только не удалось охватить его полностью, но и, что представляется весьма важным для историков экономической мысли, классифицировать его (т.е. отнести к той или иной из известных науке школ или направлений). Причина этого не только в объеме наследия, великом разнообразии его аспектов, но и в том, что творчество Й. Шумпетера по своей природе является синтетическим. Ученый стремился обнаружить и соединить наиболее плодотворные идеи и концепции, исходя из анализа хозяйственной действительности, пристального изучения путей развития собственно мировой экономической мысли.
Й. Шумпетер попытался создать целостное представление о механизме функционирования рыночной экономики, спрогнозировать вероятностный вариант ее развития. В результате ему в целом удалось создать систему взглядов, которая вобрала в себя все многообразие современной ему науки, и тем самым оказать существенное влияние на последующее развитие экономической теории. Заметное влияние на творчество Й. Шумпетера оказали его учителя — основатели австрийской школы Е. Бём-Баверк и Ф. Визер (Венский университет), А. Маршалл и Ф. Эджуорт (Кембриджский университет). Й. Шумпетер преподавал в университетах городов Черновцы, Грац, Бонн и в Гарвардском университете. Склонностью ученого не только к научной, преподавательской, но и отчасти к практической работе объясняется то, что сразу после окончания Первой мировой войны он являлся советником Комиссии по социализации (Германия) и министром финансов (Австрия), в течение ряда лет занимал пост президента банка. И все же основным родом деятельности Й. Шумпетера оставалась научная работа.
В наследии Й. Шумпетера некоторые ведущие ученые-экономисты обоснованно выделяют три основных направления: методология и история экономического анализа (основные работы: «Сущность и основное содержание теоретической политэкономии», 1908, «История теорий и методов (очерк политической экономии)», 1914, «История экономического анализа», 1954, и др.); теория экономической динамики («Теория экономического развития», 1912, «Экономические циклы», 1939) и концепция экономического развития («Социология империализма», 1919, «Социальные классы в этически однородном окружении», 1927, «Капитализм, социализм и демократия», 1942).
Главная особенность теории экономической динамики и концепции экономического развития Й. Шумпетера состоит в том, что ученый концентрирует внимание на иных, нежели неоклассическая школа, производственных факторах. Это позволило ему провести четкое разграничение между процессом простого воспроизводства (или состоянием статического равновесия, которое наиболее полно исследовал Л.Вальрас) и процессом развития системы (динамикой), что и явилось определенной новацией в неоклассической теории. Описание статической модели Й. Шумпетера общего (по Л. Вальрасу) или частичного (по А. Маршаллу) равновесия не расходится с неоклассической концепцией. Ученый называет данное состояние системы хозяйственным кругооборотом, где все доходы равны затратам, ценность любого продукта производства равна ценности использованных производственных факторов, а формирование стоимости (ценности) происходит в соответствии с законом альтернативных издержек. Именно здесь в теории и обнаруживается противоречие, так как в неоклассической (статической) модели, по мнению Й. Шумпетера, нет места ни прибыли, ни проценту, а вместе с этим и нет оснований делать различие между настоящим и будущим доходами (основы концепции заложены Е. Бём-Баверком, учителем Й. Шумпетера). Таким образом, статическая по своей сути модель не проясняет природы прибыли, а следовательно, не может четко разъяснить ни проблему мотивации к хозяйственной деятельности, ни проблему хозяйственного развития как такового.
Й. Шумпетер обнаруживает движущую силу хозяйственного развития в деятельности предпринимателя. Именно его действия нарушают равновесие системы в целом и ее структурных составляющих, и происходит это изнутри. Важно подчеркнуть, что ученый рассматривает предпринимателя в качестве эндогенного источника развития в соответствии с традицией неоклассической школы. К числу предпринимателей ученый относит далеко не каждого субъекта хозяйства, занимающегося производственной или коммерческой деятельностью и стремящегося максимизировать доход. Он проводит четкое разграничение между понятиями «капиталист» и «предприниматель».
Понятие «предприниматель» было впервые введено предшественником классической школы Ричардом Кантильоном (ум. в 1734 г.). Он полагал, что предприниматель не обязательно лицо, занимающееся чисто производственной деятельностью. Это субъект, несущий риск при покупке товара по известной цене и не знающий будущей выручки от его реализации. Таким образом, в группу предпринимателей попадали лица, связанные как с производством товара, так и с его реализацией, включая даже криминальные и маргинальные слои общества. Позднее концепцию предпринимательского риска развил немецкий экономист Иоганн Генрих Тюнен (1783 - 1850) в работе «Изолированное государство» (1850), определяя предпринимательскую прибыль как доход, остающийся от валовой прибыли после выплаты процента на инвестированный капитал, платы за управление и страховой премии по исчисляемым рискам потерь. В итоге доход предпринимателя, по Тюнену, связан с непредсказуемым, неисчислимым риском. Маржиналистская теория, в основе которой лежит в целом статический подход (концепция равновесия в условиях совершенной конкуренции), как было показано, не способствовала развитию теории предпринимательства.
Й. Шумпетер в сравнении со своими предшественниками характеризует предпринимателя как субъекта, обладающего особыми психологическими чертами характера, поведения: предпочитает риск, рассчитывает на собственные силы, имеет собственное мнение, ценит независимость, стремится к успеху, наконец, главное, стремится к нововведениям.
Сопоставляя мотивы хозяйственной деятельности в условиях статики и динамики, ученый показывает их принципиальные отличия. Так, в условиях статики (простого воспроизводства) в основе мотивации лежит рациональное поведение (максимизация полезности или выгоды), в то время как в условиях динамики мотивы действий предпринимателя представляются им как иррациональные, основанные на ином рационализме, иных мотивах поведения, о которых говорилось раньше.
Деятельность предпринимателей нарушает равновесное состояние системы и приводит в действие ряд принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), таких, как создание нового продукта, использование новой технологии и организации производства, открытие новых рынков сбыта и источников сырья. Обращает на себя внимание, что, по Й. Шумпетеру, термин «нововведение» не является синонимом термина «изобретение». Исходя из эндогенной природы динамики, ученый доказывает, что предприниматель лишь использует имеющиеся ресурсы (факторы) в иной комбинации и тем самым открывает новые пути получения прибыли.
Сущность экономического развития, таким образом, заключается в том, что оно не может существовать без постоянных изменений (в технике, технологии, организации и т.д.), т.е. вне динамики. Постоянные инновации, нововведения являются главным источником прибыли, не существующей в условиях простого воспроизводства (статики). Прибыль появляется при условии постоянного движения от одной траектории хозяйственного развития к другой. Исчезая и возникая, прибыль создает стимул для движения ресурсов, переоценки вклада факторов производства и т.п. Отсюда смысл экономического развития заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, ибо любое новое равновесие будет взорвано изнутри.
Концепция экономического равновесия Й. Шумпетера позволяет по-иному, в сравнении с неоклассиками, взглянуть на категории капитала, процента и денег. В частности, капитал не есть некий единый для всей экономики фонд; следует обращать особое внимание на то, в чьих руках находится этот фактор. С этих позиций Й. Шумпетер рассматривает категории кредита и денег. Предприниматели не могут обойтись без банковского кредита для приобретения средств производства. Банки предоставляют кредит, обеспечивая необходимое перераспределение общественного капитала. «Банки являются не столько ... посредником в торговле товаром «покупательная сила», — отмечает Й. Шумпетер, — сколько производителем этого товара... Они стоят между теми, кто желает осуществлять новые комбинации, и владельцами средств производства... Банкир делает возможным осуществление новых комбинаций и, выступая от имени народного хозяйства, выдает полномочия на их осуществление». Плата за предоставление возможностей «осуществлять новые комбинации» составляет сущность процента. Таким образом, основная роль капитала, кредита, по Шумпетеру, заключается в активном участии в инновационном процессе, результатом которого является рост прибыли.
Очевидно, что кредитная деятельность банков способствует развитию тенденции к общему повышению цен, в первую очередь на производственные ресурсы, развитию инфляционного процесса. Однако, по мнению Й. Шумпетера, первоначальная инфляция как раз и нарушает сложившийся кругооборот. Так, часть субъектов хозяйства, не являющаяся предпринимателями (новаторами), терпит банкротство, в то время как предприниматели-новаторы получают прибыль. Таким образом, инфляционный процесс свидетельствует о сдвигах, динамике в экономической структуре, о переходе к новому состоянию системы. Банковский кредит, а через него процент и деньги оказываются тесно связанными с экономическим развитием. Здесь можно обнаружить родство взглядов Й. Шумпетера с теорией Дж.М. Кейнса.
Теория развития заставляет несколько по-иному взглянуть и на феномен конкуренции и монополии, которые также взаимосвязаны, по Шумпетеру, с процессом нововведений и функцией предпринимателя. Для этого ученый вводит новые понятия — эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, ибо она осуществляется на основе инноваций, которые изменяют собственно экономическую среду. Возникает возможность получения доходов благодаря производству новых предметов или предметов, ранее производимых, но более дешевым рациональным способом. Эти новые продукты и методы хозяйствования конкурируют со старыми, одерживая верх и тем самым обеспечивая прогресс, поступательное развитие. Этим эффективная конкуренция отличается от ценовой конкуренции в условиях простого воспроизводства.
Новатор одновременно превращается в монополиста, так как он является производителем уникального продукта. Данная монополия и названа эффективной, так как в отличие от монополии, основанной на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы, получаемая ею сверхприбыль обеспечена нововведением. Сверхприбыль эффективной монополии в отличие от обычной монопольной сверхприбыли исчезает по мере распространения нововведений, использования их прочими субъектами хозяйства, а получение новой сверхприбыли связано с последующими нововведениями. Й. Шумпетер вполне логично констатирует, что, несмотря на частный характер присвоения сверхприбыли эффективной монополией, выигрывает в конечном счете все общество. С эффективной монополией несовместимы такие характеристики, как застойность, эксплуатация и другие негативные для общества последствия. Отметим, что определенным недостатком теории «эффективной конкуренции» является предположение ученого об абсолютно конкурентном характере рыночной системы. Й. Шумпетер не рассматривает реального положения, ограничения конкуренции на основе сложившейся в реальной жизни системы монополистического регулирования.
С новаторской деятельностью Й. Шумпетер связывает и циклическую форму развития экономики. В работе «Экономические циклы» (1939) устанавливается взаимосвязь между тремя уже известными науке циклами: длительными (Кондратьева), средними (Жюглара) и короткими (Китчина). Данные циклы, по Шумпетеру, являются отражением периодов внедрения различных изобретений. Каждая инновация вызывает волну подражания, а множество таких волн накладывается друг на друга, вследствие чего движение не носит равномерного, плавного характера. Поэтому и возникают периоды подъемов (им соответствует возникшее состояние неравновесия) и спадов (движение к равновесному состоянию). Экономические кризисы связаны с периодом спада экономического бума, но в основе их лежат главным образом психологические факторы (последний тезис корреспондирует с концепцией Дж.М. Кейнса).
Й. Шумпетер связывал прогресс с предпринимательством, с частнопредпринимательской системой классического типа, основанной преимущественно на мелкой и средней собственности. Очевидно, что процесс накопления богатства, институциализация хозяйственных отношений, рост числа корпораций сопровождались деперсонализацией инновационной деятельности. В условиях господства большого бизнеса, по Шумпетеру, все более проявляется тенденция к снижению роли частного предпринимателя, а вместе с этим постепенно снижается норма прибыли, которая возникает прежде всего в результате инновационной деятельности предпринимателя. Вторым негативным фактором, способствующим исчезновению предпринимательства, является рост образованности, интеллектуализация общества, которое все более негативно начинает относиться к предпринимателям. Ученый приходит к выводу об умирании капитализма по мере достижения им все более высоких темпов развития, которое сопровождается укреплением господства крупных корпораций и распространением образования. Очевидно, что данная концепция обнаруживает известное сходство с концепциями представителей негативного институционализма.
Представленные в настоящей главе концепции трех выдающихся экономистов-теоретиков — Эдварда Чемберлина, Джоан Робинсон и Йозефа Шумпетера при всей несхожести взглядов их авторов явились крупным шагом в развитии идей неоклассической школы. Во многом благодаря этим ученым начался пересмотр сложившихся представлений о механизме функционирования и перспективах развития рынка в новых условиях XX столетия.
Вопросы для самопроверки:
1. В каких новых условиях развивалось неоклассическое направление в начале XX в.?
2. Назовите основные положения теории монополистической конкуренции.
3. В чем заключается сущность теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон?
4. Дайте краткую характеристику теории монопсонии Дж. Робинсон.
5. Охарактеризуйте основные положения теории экономической динамики и концепции экономического развития Й. Шумпетера.