Методология и методы маржинализма

Логика нейтрального подхода к исследованию вела к выделе­нию основной проблемы — предмета экономической науки, мак­симально удаленного от идеологии, т.е. не связанного с классовы­ми интересами. Таким предметом была объявлена вечная проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. В силу это­го важное место в методологии занял принцип редкости. В основу создававшихся теорий изначально закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. Поскольку проблема рационального распре­деления ограниченных благ по существу выражает отношение че­ловека к вещи, то изучение внутренней структуры капиталисти­ческого общества оказалось за пределами объекта исследования маржиналистов. Проблема распределения ограниченных благ пред­ставляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готово­му продукту (товару) или дару природы, поэтому общественные отношения и уровень производства предполагаются как бы изна­чально заданными (статическое состояние). Отсюда маржиналисты логично настаивают на примате обмена (потребления) над про­изводством, тем самым изящно устраняя вопрос, откуда берутся обмениваемые блага. В соответствии с данным подходом владель­цы благ (товаров), в том числе и факторов производства (капита­ла, земли, труда), не имеют классового и тем более антагонисти­ческого деления (как это доказывал К. Маркс), а выступают как равноправные субъекты обмена, т.е. продавцы и покупатели, про­изводители и потребители. Если К. Маркс увязывал логику пове­дения субъектов хозяйственной деятельности с их классовой при­надлежностью, то маржиналисты возводят в абсолют субъектив­но-психологический принцип оценки поведения. Подобный под­ход требует признания факта однородности хозяйственных субъек­тов, которые нейтральны к благу с точки зрения общественного положения любого из них, так как каждый отдельный хозяйству­ющий субъект действует исключительно в собственных эгоисти­ческих интересах, т.е. стремится к извлечению максимальной лич­ной прибыли. При взаимодействии множества хозяйствующих субъектов с их индивидуальными интересами и формируются за­коны экономической жизни. Отсюда важнейшим предметом ис­следования маржиналистов становятся не факты и явления хозяй­ственной жизни, а мнения, суждения хозяйственных субъектов по поводу этих фактов и явлений, иными словами, предметом иссле­дования становится область психологии субъектов.

Психологизация экономического анализа была особенно харак­терна для австрийской школы, в то время как в теориях А. Мар­шалла и Дж. Б. Кларка она менее выражена. Опираясь на субъек­тивно-психологический подход, австрийцы предприняли попытку создать стройную теорию, вскрывающую причинно-следственный механизм рыночных отношений. Теоретики кембриджской и аме­риканской школ, зачастую объединяемые в научной литературе в единую англо-американскую школу, так же как создатели мате­матических концепций экономического равновесия (прежде всего В. Парето), сделали упор на исследовании функциональных взаи­мосвязей экономических явлений, отказавшись от причинно-след­ственной модели. В конечном счете в маржиналистской школе ут­верждается функциональный метод экономического анализа.

Итак, методологии маржинализма были свойственны следую­щие основные черты: субъективно-психологический подход к эко­номическому анализу (известная степень его деидеологизации на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), признание примата потребления над производством и в конечном счете функциональ­ный подход к оценке экономических явлений.

Основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, ко­торая охватывает все разделы экономической науки. Дополненная элементами рикардианства и получившая прочную математическую базу, данная система теоретических взглядов господствовала в веду­щих странах с конца XIX столетия до начала 30-х годов XX в.

В отличие от других школ маржинализм до настоящего време­ни остается питательной средой и теоретической основой многих современных экономических концепций. Это обусловлено мето­дологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к предмету исследования, что дает возможность выявить ряд закономерностей общего характера, выходя за ограниченные рамки конкретно-исторических условий; исходить из недискрет­ного понимания экономического процесса. В немалой степени этому способствует также более нейтральный, деидеологизированный сравнительно с другими школами подход к исследованию. При всей внешней декларативности методологический принцип нейт­рального (по сути объективистского) подхода позволял и позволяет более адекватно реагировать на происходящие изменения и, что представляется наиболее важным, является необходимым условием синтеза различных идей и концепций, подчас несопоставимых и несовместимых положений различных школ (ярчайшим приме­ром такого синтеза стала теория А. Маршалла, а также Дж.Б. Клар­ка, В. Парето и других представителей раннего неоклассического направления в составе маржинализма).

Несмотря на известное несовершенство теоретических постро­ений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочислен­ных последующих исследований рынка и ценообразования. Пробле­мы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов рынка и многие другие прочно вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.

Наши рекомендации