Методология и методы маржинализма
Логика нейтрального подхода к исследованию вела к выделению основной проблемы — предмета экономической науки, максимально удаленного от идеологии, т.е. не связанного с классовыми интересами. Таким предметом была объявлена вечная проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. В силу этого важное место в методологии занял принцип редкости. В основу создававшихся теорий изначально закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. Поскольку проблема рационального распределения ограниченных благ по существу выражает отношение человека к вещи, то изучение внутренней структуры капиталистического общества оказалось за пределами объекта исследования маржиналистов. Проблема распределения ограниченных благ представляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту (товару) или дару природы, поэтому общественные отношения и уровень производства предполагаются как бы изначально заданными (статическое состояние). Отсюда маржиналисты логично настаивают на примате обмена (потребления) над производством, тем самым изящно устраняя вопрос, откуда берутся обмениваемые блага. В соответствии с данным подходом владельцы благ (товаров), в том числе и факторов производства (капитала, земли, труда), не имеют классового и тем более антагонистического деления (как это доказывал К. Маркс), а выступают как равноправные субъекты обмена, т.е. продавцы и покупатели, производители и потребители. Если К. Маркс увязывал логику поведения субъектов хозяйственной деятельности с их классовой принадлежностью, то маржиналисты возводят в абсолют субъективно-психологический принцип оценки поведения. Подобный подход требует признания факта однородности хозяйственных субъектов, которые нейтральны к благу с точки зрения общественного положения любого из них, так как каждый отдельный хозяйствующий субъект действует исключительно в собственных эгоистических интересах, т.е. стремится к извлечению максимальной личной прибыли. При взаимодействии множества хозяйствующих субъектов с их индивидуальными интересами и формируются законы экономической жизни. Отсюда важнейшим предметом исследования маржиналистов становятся не факты и явления хозяйственной жизни, а мнения, суждения хозяйственных субъектов по поводу этих фактов и явлений, иными словами, предметом исследования становится область психологии субъектов.
Психологизация экономического анализа была особенно характерна для австрийской школы, в то время как в теориях А. Маршалла и Дж. Б. Кларка она менее выражена. Опираясь на субъективно-психологический подход, австрийцы предприняли попытку создать стройную теорию, вскрывающую причинно-следственный механизм рыночных отношений. Теоретики кембриджской и американской школ, зачастую объединяемые в научной литературе в единую англо-американскую школу, так же как создатели математических концепций экономического равновесия (прежде всего В. Парето), сделали упор на исследовании функциональных взаимосвязей экономических явлений, отказавшись от причинно-следственной модели. В конечном счете в маржиналистской школе утверждается функциональный метод экономического анализа.
Итак, методологии маржинализма были свойственны следующие основные черты: субъективно-психологический подход к экономическому анализу (известная степень его деидеологизации на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), признание примата потребления над производством и в конечном счете функциональный подход к оценке экономических явлений.
Основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, которая охватывает все разделы экономической науки. Дополненная элементами рикардианства и получившая прочную математическую базу, данная система теоретических взглядов господствовала в ведущих странах с конца XIX столетия до начала 30-х годов XX в.
В отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается питательной средой и теоретической основой многих современных экономических концепций. Это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к предмету исследования, что дает возможность выявить ряд закономерностей общего характера, выходя за ограниченные рамки конкретно-исторических условий; исходить из недискретного понимания экономического процесса. В немалой степени этому способствует также более нейтральный, деидеологизированный сравнительно с другими школами подход к исследованию. При всей внешней декларативности методологический принцип нейтрального (по сути объективистского) подхода позволял и позволяет более адекватно реагировать на происходящие изменения и, что представляется наиболее важным, является необходимым условием синтеза различных идей и концепций, подчас несопоставимых и несовместимых положений различных школ (ярчайшим примером такого синтеза стала теория А. Маршалла, а также Дж.Б. Кларка, В. Парето и других представителей раннего неоклассического направления в составе маржинализма).
Несмотря на известное несовершенство теоретических построений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочисленных последующих исследований рынка и ценообразования. Проблемы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов рынка и многие другие прочно вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.