Глава 9. Маржинализм и истоки неоклассики
Возникновение маржинализма
В качестве самостоятельного течения экономической мысли маржинализм оформился во второй половине XIX в., что было вызвано объективными факторами. 60 - 70-е годы XIX столетия стали эпохой бурного экономического развития ведущих западноевропейских стран и США как следствие завершившегося промышленного переворота. Передовые в хозяйственном отношении страны вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Ускоренное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, невиданное доселе наполнение рынков товаров и услуг, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Данные проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.
Другой, не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых-экономистов найти выход из кризисного состояния экономической науки, где в целом продолжала господствовать доктрина классической школы. Наряду с ней известную, хотя и менее широкую, популярность приобретает немецкая историческая школа, ставившая под сомнение основы рикардианства, такие, как наличие всеобщих экономических законов, свободная природа хозяйственных отношений, не требующих вмешательства, и другие, что свидетельствовало о кризисе ведущего направления в западноевропейской экономической науке. Практически одновременно растет популярность марксистской концепции, основанной на негативном отношении к существовавшему экономическому порядку и обосновывавшей неизбежность его гибели. Несмотря на то, что учение Маркса основывалось во многом на рикардианстве, оно доказывало бесперспективность «буржуазной» экономической науки, ограниченной «классовым» видением объективного мира.
Маржинализм возник во многом на основе критики исторической школы, которая абсолютизировала эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость исследования общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно-логического метода научного анализа независимо от национальной специфики, отстаивали либеральный взгляд на природу хозяйственного процесса. Данные принципиальные методологические позиции школы дают основание говорить о ее родстве с рикардианством. Поэтому маржиналистов (особенно представителей Кембриджской школы во главе с А. Маршаллом) называют еще и неоклассиками. В то же время маржинализм противопоставил рикардианскои трудовой теории стоимости теорию предельной полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления. Существовавшая в XVIII в. теория полезности (авторы — Э. Кондильяк и Ф. Галиани) была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа (marginal analysis), который и дал название рассматриваемой школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других маржиналистских концепций, таких, как теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.
Очевидно, что маржиналисты были критически настроены и в отношении марксистской школы, базирующейся на трудовой теории стоимости классиков. Поэтому еще одной чертой маржинализма стали отход от идеологизации экономического анализа, столь характерного для марксистской школы, попытка ограничиться объектом «чистой прибыли» без примеси социальных или конкретно-экономических дисциплин, связанных с идеологией. Возможно, в этой связи маржиналисты отказываются от самого термина «политическая экономия», введенного в научный оборот в 1615 г. французским меркантилистом А. Монкретьеном, предпочитая нейтральное понятие для обозначения экономической науки — «экономике» (economics). Впрочем, следует заметить, что попытка полной деидеологизации экономической науки в целом осталась декларативной, если судить по конечным результатам части теоретических построений.
Перед более подробным рассмотрением концепций основных маржиналистских школ следует сделать несколько замечаний относительно ряда общих методологических установок и методов анализа, в целом характерных для них.