Этапы развития исторической школы
Историческая школа Германии прошла в своем развитии несколько этапов.
1. 40 - 60-е годы XIX в. — период так называемой старой исторической школы; ее основные представители — В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс.
2. 70 - 90-е годы XIX в. — молодая (новая) историческая школа; лидеры — Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер.
3. Первая треть XX в. — новейшая историческая школа, или современная историческая школа; ее корифеями считаются В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.
Старая историческая школа. Концепция старой исторической школы нашла оформление в трудах Вильгельма Рошера (1817 - 1894) — «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебранда (1812 - 1878) — «Политическая экономия настоящего и будущего» и Карла Книса (1821—1898), написавшего монографию «Политическая экономия с точки зрения исторического метода». Этими работами впервые были обозначены принципы «исторического метода в политэкономии» и сформированы основные научные ценности данного направления экономической мысли. Они сводились к следующему:
1. Экономическая наука способна лишь описать возникновение и развитие экономических процессов, но не способна дать им адекватные обобщения.
2. Не существует абстрактных экономических или неизменных «естественных» законов, которые бы проявлялись стабильно и повсеместно, а есть только специфический и конкретный исторический путь нации; поэтому политическая экономия является наукой о законах хозяйственного развития наций; отсюда попытка
показать практическое решение хозяйственных вопросов в каждой отдельно взятой стране на определенных исторических отрезках времени.
3. Вследствие того, что любое современное хозяйственное устройство общества есть результат исторической эволюции, необходимо обращать внимание не только на настоящее нации, но и на ее прошлое.
4. Именно в прошлом нации следует искать ответы на вопросы, почему одни из них добиваются успеха в экономической деятельности, а другие, казалось бы, талантливые и мудрые, терпят фиаско. При этом необходимо сравнивать, как протекало развитие тех или иных экономических процессов у разных народов.
5. Следует учитывать также влияние на экономическое развитие любой страны и неэкономических факторов: социальной среды, особенностей национального характера, традиций, менталитета, религии и т.п.
Руководствуясь данными постулатами, профессор Гёттингенского и Лейпцигского университетов В. Рошер рассматривал политическую экономию как науку о социальном хозяйстве, доказывая, что не может быть одного экономического идеала (образца хозяйственного развития) для всех народов. Он призывал изучать сначала природу народа, его хозяйственные потребности, затем рассматривать учреждения, способствующие удовлетворению его потребностей, и только после этого анализировать его успехи и неудачи. Рошер решительно выступал против всякого революционного преобразования общества, называя его «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Он объяснял хозяйственные явления путем поиска исторических аналогий, а стимулом экономического развития считал неравномерность распределения доходов в обществе.
Особенностью творчества двух других выдающихся экономистов и статистиков — Б. Гильдебранда и К. Книса — являлось то, что первый, разделяя взгляды В. Рошера, отрицал эксплуататорскую природу капитализма, а второй — защищал тезис о вечности капиталистического строя.
Молодая (новая) историческая школа. Традиции «стариков» исторической школы Германии были продолжены и развиты в 70 - 90-е годы XIX в. Луйо Брентано (1844-1931), Густавом Шмоллером (1838-1917), Карлом Бюхером (1847 - 1930) и другими представителями данного направления экономической мысли. Идеи молодой школы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии. Комплекс основных методологических идей школы можно представить следующим образом.
1. При анализе экономических процессов учитываются правовые основы общества и система институтов государственного управления, однако по-прежнему делается акцент на нравственных аспектах (например, необходимость сохранения таких регуляторов, как честность, верность слову и т.д.).
2. Теоретические обобщения возможны, но только в результате исследования конкретного исторического опыта народов и сравнительного изучения реальных фактов их исторического развития (что позволило им обнаружить колоссальное количество важных исторических фактов, до сих пор используемых учеными в качестве справочников).
3. Тем не менее в центре внимания должны все же находиться практические проблемы, например изучение процессов формирования хозяйственных систем на разных стадиях становления человеческого общества (рабовладение, феодализм, капитализм), поскольку это может помочь в решении текущих вопросов.
4. В результате практических исследований выделяются три важных сферы экономической практики: 1) частное хозяйство (господство личного интереса); 2) государственное хозяйство (преобладание интереса общественного) и 3) хозяйство харитативное (с акцентом на благотворительность).
5. Исходя из посылки, что «тонкая человеческая психика слишком сложна для различного рода исчислений», отвергаются методы математических исследований в экономике; и наоборот, в экономические исследования включаются различные дисциплины гуманитарного цикла: история, этика, право, этнография, психология.
6. Провозглашается политика активного вмешательства государства в экономическую жизнь нации как гаранта правопорядка и построения преуспевающего общества; в его функции включались: развитие путей сообщения, организация всевозможных кооперативов и различных форм взаимопомощи рабочим, покровительство инвалидам и старикам, поддержание физического и нравственного здоровья народа и т.д. (т.е. согласование форм хозяйства с этическими представлениями).
Лидер молодой исторической школы — Л. Брентано писал, что «точное описание даже самых скромных явлений экономической жизни имеет несравненно большую научную ценность, чем остроумнейшие дедукции из эгоизма».
Другой ее представитель — Г. Шмоллер, являвшийся не только экономистом, но и видным государственным и общественным деятелем, настаивал на том, что народное хозяйство принадлежит миру культуры и потому характеризуется общностью языка, обычаев, истории. Он считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий. Именно они определяют поведение субъектов экономики, поскольку эгоистическое поведение человека может меняться под влиянием нравственных, традиционных и юридических представлений, вырабатываемых веками и господствующих в данном обществе.
К. Бюхер представил концепцию развития народного хозяйства, основанную на «длине пути», который проходит продукт от производителя до потребителя. Его работы содержат уникальные фактические материалы по проблемам средневековых городов, укладу их жизни.
Новейшая историческая школа. Новейшая историческая школа складывается в Германии в первой трети XX в. Ее основными теоретиками являются Вернер Зомбарт (1863-1941) и Макс Вебер (1864-1920), а их фундаментальными трудами признаны такие произведения, как «Современный капитализм», «Этюды по истории духовного развития современного экономического человека», «Евреи и хозяйственная жизнь», «Герои и торгаши», «Социализм и социальные движения» В. Зомбарта и «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» и «История хозяйства» М. Вебера. Оба автора выступали с критикой марксизма. Их позиции в области экономических исследований можно сформулировать следующим образом.
1. Развитию экономической жизни разных народов присущи
некие общие законы — модели (что вновь вернуло к отвергаемым ранее позициям классической школы политической экономии). Они определяются при помощи так называемых идеальных типов — схем хозяйственного развития, сформированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса. Сопоставляя идеальные типы с реальностью и уясняя специфическое отклонение каждого конкретного случая от идеала, можно объяснить ход исторического развития наций.
2. Задача экономического анализа — поиск хозяйственного духа эпохи и нации, укорененного в нравах, обычаях и религии народа.
3. Необходим поиск сведений о материальной жизни каждого конкретного исторического периода, о присущих только ему формах и экономических воззрениях, поскольку социальное действие может быть объяснено лишь в индивидуальных мотивах людей.
Следует отметить, что работы В. Зомбарта, первоначально находившегося под влиянием идей К. Маркса, а затем выступившего с их критикой, имели ярко выраженный националистический характер и антисемитскую окрашенность, постепенно эволюционируя к идеологии фашизма. Исследуя развитие капитализма в Европе, ученый пришел к выводу, что капиталистический уклад возник в недрах западноевропейской цивилизации, которая несет в себе как дух предпринимательства, так и дух мещанства. Человек должен обладать качествами завоевателя, т.е. волей, упорством и энергией; организатора, способностью оценивать людей, заставлять их трудиться и координировать их деятельность, и торговца, т.е. умением возбуждать интерес к своей продукции, внушать доверие. И в то же время индивид должен обладать хозяйственностью, осторожностью, бережливостью, верностью слову, отличаться аккуратным ведением отчетных документов и пр. В. Зомбарт писал: «Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого. Мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности»1. При этом капитализм в каждой отдельно взятой стране имеет свою специфику, и, например, в Европе он совершенно иной, чем в Азии.
Проблеме формирования капиталистического хозяйственного духа посвящена самая популярная работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Автор считает, что своим появлением на свет капитализм обязан религиозным учениям эпохи Реформации — лютеранству и кальвинизму. По концепции Жана Кальвина о предопределении судьбы человека (к спасению или к погибели) по воле Божией, доказательством его избранности является успех на профессиональном поприще, а неудачи — следствие отверженности. В то же время экономический успех во многом зависит от личного Макс Вебер усердия и воли. Ведь цель каждого верующего состоит не только в соединении с Богом в Царствии небесном, но и в труде, и в приумножении благ во славу Господа здесь, на Земле. Отсюда каждый должен много и хорошо работать.
Мартин Лютер считал, что вера — это внутреннее состояние человека, а спасение даруется самим Богом. Любой без вмешательства посредников может и должен слушать волю Господню. Профессиональное призвание также Божье веление, а деятельность человека — исполнение религиозного долга.
Подобные воззрения, утверждал М. Вебер, самым непосредственным образом влияли на складывание особой капиталистической хозяйственной этики, способствуя утверждению не только добропорядочности и умеренности, бережливости и накопительства, но и тенденции стабильного роста и развития. Следовательно, идеи, господствующие в обществе, являются непосредственной основой его экономической организации.
Историческая школа, возникшая в Германии в XIX в., прошла путем эволюции несколько этапов: от простого отрицания методологических положений классической школы политической экономии через собирание громадного фактического и статистического материала до его обобщения и объяснения. Ученые, придерживавшиеся этого направления экономической мысли, отрицали повторяемость экономических явлений в истории разных народов и не разделяли идеи о существовании каких-либо общих законов экономического развития. Их отличал взгляд на политическую экономию как на науку национальную, в задачу которой входит изучение особенностей национального хозяйства, что обусловило оформление концепции национальной системы политической экономии. Заслуга ее представителей состоит также в обосновании необходимости применения исторического метода в экономических исследованиях, в обращении к рассмотрению экономики с учетом анализа социальных, психологических и религиозных общественных проявлений. Подобный концептуальный подход дал начало таким фундаментальным дисциплинам, как история экономики и экономическая социология. На идеях исторической школы, ее методах в XX в. получило развитие наиболее популярное ныне институциональное направление в экономической науке. В то же время отход исторической школы от научных основ экономической теории своего времени не позволил ей аргументировано развенчать теоретические и методологические промахи классической школы и занять должное место в мировой экономической науке.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте комплекс основных идей родоначальников немецкой исторической школы.
2. Назовите главные теоретико-методологические принципы старой исторической школы.
3. В чем вы видите отличия и сходство идей старой и молодой исторических школ?
4. Каковы концептуальные отличия новейшей школы от предшествующих?
5. Охарактеризуйте вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.