Патриархи французского социализма
Учение К. Сен-Симона. Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825), потомок старинного рода французских аристократов, получил хорошее образование. Весьма рано мальчик проявил недюжинный характер: в тринадцать лет он категорически отказался от первого причастия. Он был волонтером в войне североамериканских колоний за независимость от Англии. Участвовал во многих сражениях, позднее он с гордостью говорил, что считает себя «одним из основателей свободы Соединенных Штатов». Когда в 1789 г. началась революция во Франции, он был ее солдатом, санкюлотом, пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон отказался от своего дворянства и графского титула, расстался с родовой аристократической фамилией и стал называть себя «гражданин Боном» (т.е. простак).
Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна противоречий. Отвращение к разрушению приводит его к отходу от революции. С 1797 г. он обращается к научным изысканиям: занимается в библиотеках, слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Последние годы жизни он посвятил философии, создав новое социальное учение — сенсимонизм и целую школу последователей.
Среди сочинений Сен-Симона следует выделить наиболее значимые: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802); «Очерк науки о человеке» (1813 - 1816); «Труд о всемирном тяготении» (1813 - 1822); «О промышленной системе» (1821); «Катехизис промышленников» (1823 - 1824); «Новое христианство» (1825).
В социальной философии Сен-Симон особое место уделял развенчанию капиталистического строя, предрекая ему неминуемую гибель, одновременно с этим он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Строя план перехода к золотому веку, утопист возлагает надежды в первую очередь на человеческий разум.
Начать, по его мнению, нужно с частичных реформ: отменить право наследования, выкупить землю у тех, кто ее не обрабатывает, устранить от власти тех, кто не занят производительным трудом. При этом он предлагает объединить буржуазию и рабочих в единую группу промышленников.
Очевидно, что идея ассоциации наемников и работодателей стала следствием неприятия утопистом одиозных сторон Великой французской революции. В «Письме Американцу» К. Сен-Симон пишет: «... если я задам вопрос, какая страсть вызвала французскую революцию и какой класс общества испытывал ее сильнее всех, я отвечу: страсть к равенству, и люди, принадлежащие к последнему классу, были склонны больше всех в силу своего невежества, как и в силу своего интереса, неистово отдаться ей. Последствием страсти к равенству было разрушение социальной организации, существовавшей в момент взрыва». В этом отрывке ясно выступают социалистические тенденции в учении Сен-Симона, очевидна и его высокая оценка созидательной деятельности рабочего класса.
К. Сен-Симон считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но произошла ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых.
«Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, — считал Сен-Симон, — а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», т.е. ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научных знаний, морали сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!»
По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История в развитии соответственно проходит три фазы: теологическую - период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общества); метафизическую - период крушения теологической и феодальной систем; позитивную - будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории.
Общество будущего, считал Сен-Симон, должно быть основано на научной и планово организованной крупной промышленности, при сохранении частной собственности. Господствующую роль в этом обществе он отводил ученым и промышленникам. Понятие «промышленник», по Сен-Симону, трактуется широко: это и рабочие, и фабриканты, и купцы, и банкиры. Все имеют право на труд, и каждый работает по способностям.
Ближайшие ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен (1796 - 1864) и С.А. Базар (1791 - 1832) сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828 - 1829 гг. чтение публичных лекций, которые затем были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение идей социализма в Европе и России. Но у Сен-Симона и сенсимонистов был очень влиятельный и авторитетный противник в самой Франции - Шарль Фурье, который до конца жизни выступал против сенсимонистов. Остановимся подробнее на его взглядах.
Учение Ш. Фурье. Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1837) родился в семье коммерсанта и вынужден был обучаться купеческому делу. Он был бухгалтером и кассиром, экспедитором и письмоводителем, коммивояжером и биржевым маклером, изнутри увидел жестокость строя, где один наживается за счет другого. И на всю оставшуюся жизнь возненавидел эту «мастерскую лжи», этот мир торгашества и спекуляции.
Фурье не получил серьезного систематического образования, хотя основательно занимался самообразованием. Он увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Изучал физику, химию, астрономию, анатомию. С помощью анатомии пытался понять и увязать телесное устройство человека с его страстями.
Проблема человека стала главной в социальной философии Фурье: человек и счастье, человек и природа, человек и общество - центр его интересов.
На его мировоззрение оказали влияние и французский материализм XVII в., хотя в его произведениях нет ссылок на труды материалистов, и французский мистицизм. Фурье разделял веру мистиков в одушевленность миров. Источником его прозрения был и промышленный Лион, поездки по другим городам Франции, занятия коммерцией, и проблемы восставшей Франции, антагонизм нищеты и богатства.
Среди богатого наследия ученого-утописта наиболее значительными трудами являются: « Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808); «Теория всеобщего единства» (1822); «Новый промышленный мир и общественный мир» (1829); «Новый хозяйственный социе-тарный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти!» (1829).
Шарль Фурье особенно интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей: человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека — право на труд.
Для создания «гармонии страстей» необходимо социетарное, правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это — фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах — дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению социетарного строя. Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в соотношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились.
В деталях и мельчайших подробностях описывал Ш. Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Воображение часто перехлестывало границы разумного, неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Фурье писал об океане лимонада, о превращении ночи в день, о выведении людьми антикрокодилов и антиклопов. Над этими представлениями, как и над страстью Фурье все классифицировать, немало потешались. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно — чем раньше, тем лучше — должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшествующей историей.
Изобретатель (так он любил себя называть) выдвинул множество разнообразных идей в различных областях человеческого знания. Но Фурье был сыном своего времени, поэтому он многого не понимал. Он был полон иллюзий, но в одном был убежден вполне: настанет время, когда люди будут счастливы.
В созданное воображением Фурье общество гармонии верили целые поколения. И не только верили, но и пытались вслед за учителем воплотить грезы в действительность.
Социалисты-утописты жили в разные исторические эпохи: почти три столетия разделяют Томаса Мора (1478) и Шарля Фурье (1772).
Они были представителями различных классов и социальных групп — от самых привилегированных (Сен-Симон) до коммерсанта Шарля Фурье, от лорда-канцлера Англии Томаса Мора до выходца из семьи мелкого ремесленника-шорника Роберта Оуэна. Они представляли различные нации, существенно отличались по образу жизни.
Но, несмотря на различия, их объединяет и сближает то обстоятельство, что они были предшественниками разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом так называемой теории научного социализма. Их идеи, взгляды, искания доказывали бесчеловечность строя, где царят эксплуатация и угнетение.
Объединяет их и то, что все они были представителями утопического социализма, их идеалам не суждено было свершиться ни в период их жизни, ни в последующие эпохи.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите отличительные черты теоретических воззрений социалистов-утопистов.
2. В чем причины возникновения и развития утопического социализма?
3. Назовите главные идеи учения Т. Мора.
4. Что нового было привнесено в утопический социализм Р. Оуэном?
5. Какие социально-экономические проблемы стояли в центре внимания патриархов французского социализма?