Патриархи французского социализма

Учение К. Сен-Симона. Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825), потомок старинного рода французских аристокра­тов, получил хорошее образование. Весьма рано мальчик проявил недюжинный характер: в тринадцать лет он ка­тегорически отказался от первого причастия. Он был волонтером в войне североамериканских колоний за независимость от Англии. Уча­ствовал во многих сражениях, позднее он с гордостью говорил, что считает себя «одним из основателей свободы Соединенных Штатов». Когда в 1789 г. началась революция во Франции, он был ее сол­датом, санкюлотом, пропагандировал идеи равенства, братства и сво­боды. Сен-Симон отказался от своего дворянства и графского титу­ла, расстался с родовой аристократической фамилией и стал назы­вать себя «гражданин Боном» (т.е. простак).

Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна проти­воречий. Отвращение к разрушению приводит его к отходу от револю­ции. С 1797 г. он обращается к научным изысканиям: занимается в библиотеках, слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Последние годы жизни он посвятил философии, создав новое соци­альное учение — сенсимонизм и целую школу последователей.

Среди сочинений Сен-Симона следует выделить наиболее зна­чимые: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802); «Очерк науки о человеке» (1813 - 1816); «Труд о всемирном тяготении» (1813 - 1822); «О про­мышленной системе» (1821); «Катехизис про­мышленников» (1823 - 1824); «Новое христиан­ство» (1825).

В социальной философии Сен-Симон осо­бое место уделял развенчанию капиталистичес­кого строя, предрекая ему неминуемую гибель, одновременно с этим он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Строя план перехода к золотому веку, утопист возлагает надежды в первую очередь на человеческий разум.

Начать, по его мнению, нужно с частичных реформ: отменить право наследования, выкупить землю у тех, кто ее не обрабатыва­ет, устранить от власти тех, кто не занят производительным тру­дом. При этом он предлагает объединить буржуазию и рабочих в единую группу промышленников.

Очевидно, что идея ассоциации наемников и работодателей стала следствием неприятия утопистом одиозных сторон Великой фран­цузской революции. В «Письме Американцу» К. Сен-Симон пишет: «... если я задам вопрос, какая страсть вызвала французскую рево­люцию и какой класс общества испытывал ее сильнее всех, я отве­чу: страсть к равенству, и люди, принадлежащие к последнему классу, были склонны больше всех в силу своего невежества, как и в силу своего интереса, неистово отдаться ей. Последствием страсти к ра­венству было разрушение социальной организации, существовав­шей в момент взрыва». В этом отрывке ясно выступают социалис­тические тенденции в учении Сен-Симона, очевидна и его высокая оценка созидательной деятельности рабочего класса.

К. Сен-Симон считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, празд­ного феодализма. Но произошла ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач рево­люции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых.

«Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольстви­ям составляют удел главарей общества, — считал Сен-Симон, — а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», т.е. ученым и индустриалам, предпринимателям. Эго­изм в обществе может быть преодолен с помощью научных зна­ний, морали сконструированной религии, в основе которой дол­жен лежать лозунг: «Все люди — братья!»

По мнению Сен-Симона, каждая общественная система явля­ется шагом вперед в истории. История в развитии соответственно проходит три фазы: теологическую - период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общества); метафи­зическую - период крушения теологической и феодальной сис­тем; позитивную - будущий общественный строй как закономер­ный результат предшествующей истории.

Общество будущего, считал Сен-Симон, должно быть основа­но на научной и планово организованной крупной промышлен­ности, при сохранении частной собственности. Господствующую роль в этом обществе он отводил ученым и промышленникам. Понятие «промышленник», по Сен-Симону, трактуется широко: это и рабочие, и фабриканты, и купцы, и банкиры. Все имеют право на труд, и каждый работает по способностям.

Ближайшие ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен (1796 - 1864) и С.А. Базар (1791 - 1832) сформулировали социалистичес­кий принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828 - 1829 гг. чтение публичных лекций, которые затем были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение идей социализма в Европе и России. Но у Сен-Симона и сенсимонистов был очень влия­тельный и авторитетный противник в самой Франции - Шарль Фурье, который до конца жизни выступал против сенсимонистов. Остановимся подробнее на его взглядах.

Учение Ш. Фурье. Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1837) родился в семье коммерсанта и вынужден был обучаться купеческому делу. Он был бухгалтером и кассиром, экспедитором и письмоводителем, коммивояжером и бирже­вым маклером, изнутри увидел жестокость строя, где один нажи­вается за счет другого. И на всю оставшуюся жизнь возненавидел эту «мастерскую лжи», этот мир торгашества и спекуляции.

Фурье не получил серьезного систематического образования, хотя основательно занимался самообразованием. Он увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Изучал физику, химию, астрономию, анатомию. С помощью анатомии пытался понять и увязать теле­сное устройство человека с его страстями.

Проблема человека стала главной в социальной философии Фу­рье: человек и счастье, человек и природа, человек и общество - центр его интересов.

На его мировоззрение оказали влияние и французский мате­риализм XVII в., хотя в его произведениях нет ссылок на труды материалистов, и французский мистицизм. Фурье разделял веру мистиков в одушевленность миров. Источником его прозрения был и промышленный Лион, поездки по другим городам Фран­ции, занятия коммерцией, и проблемы восставшей Франции, ан­тагонизм нищеты и богатства.

Среди богатого наследия ученого-утописта наиболее значитель­ными трудами являются: « Теория четырех движений и всеобщих су­деб» (1808); «Теория всеобщего единства» (1822); «Новый промышлен­ный мир и общественный мир» (1829); «Новый хозяйственный социе-тарный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти!» (1829).

Шарль Фурье особенно интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. Оздоров­ленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из миро­вого пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анар­хия, разгул страстей: человеческая бедность одних порождена из­бытком у других. Целостная личность превращается в раздроблен­ного, частного индивида. Существующее общество не в состоя­нии обеспечить основное право человека — право на труд.

Для создания «гармонии страстей» необходимо социетарное, правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владею­щая средствами производства и занимающаяся трудовой деятель­ностью. Это — фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физическо­го и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах — дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фурье рассчитывал при­влечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению социетарного строя. Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в соот­ношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились.

В деталях и мельчайших подробностях описывал Ш. Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Воображение часто перехлестывало границы ра­зумного, неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Фурье писал об океане лимонада, о превращении ночи в день, о выведении людьми антикрокодилов и антиклопов. Над эти­ми представлениями, как и над страстью Фурье все классифицировать, немало потешались. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, на­столько античеловечно, что неизбежно — чем раньше, тем лучше — должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшествующей историей.

Изобретатель (так он любил себя называть) выдвинул множе­ство разнообразных идей в различных областях человеческого зна­ния. Но Фурье был сыном своего времени, поэтому он многого не понимал. Он был полон иллюзий, но в одном был убежден впол­не: настанет время, когда люди будут счастливы.

В созданное воображением Фурье общество гармонии верили целые поколения. И не только верили, но и пытались вслед за учителем воплотить грезы в действительность.

Социалисты-утописты жили в разные исторические эпохи: почти три столетия разделяют Томаса Мора (1478) и Шарля Фу­рье (1772).

Они были представителями различных классов и социальных групп — от самых привилегированных (Сен-Симон) до коммер­санта Шарля Фурье, от лорда-канцлера Англии Томаса Мора до выходца из семьи мелкого ремесленника-шорника Роберта Оуэна. Они представляли различные нации, существенно отличались по образу жизни.

Но, несмотря на различия, их объединяет и сближает то об­стоятельство, что они были предшественниками разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом так называемой теории научного со­циализма. Их идеи, взгляды, искания доказывали бесчеловечность строя, где царят эксплуатация и угнетение.

Объединяет их и то, что все они были представителями утопи­ческого социализма, их идеалам не суждено было свершиться ни в период их жизни, ни в последующие эпохи.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите отличительные черты теоретических воззрений социалистов-утопистов.

2. В чем причины возникновения и развития утопического социализма?

3. Назовите главные идеи учения Т. Мора.

4. Что нового было привнесено в утопический социализм Р. Оуэном?

5. Какие социально-экономические проблемы стояли в центре внимания патриархов французского социализма?



Наши рекомендации