Английский утопический социализм
На заре капиталистического развития появились смелые мыслители, идущие значительно дальше идей буржуазного демократизма, критиковавшие негативные стороны возникавших социально-экономических отношений и намечавшие основные черты коммунистического общества.
Учение Т. Мора. Родиной социалистических утопий была Англия, а автором первой социалистической утопии — Томас Мор. Томас Мор (1478—1535) происходил из семьи, принадлежавшей к высшим слоям лондонской буржуазии. Получив гуманистическое образование и специальную юридическую подготовку в Оксфорде, Т. Мор стал выдающимся адвокатом. Он был членом парламента, помощником шерифа Лондона, с 1523 г. — председателем палаты общин, а с 1529 г. — лордом-канцлером Английского королевства (при Генрихе VIII).
Будучи религиозным человеком, Мор во время Реформации активно защищал католицизм от лютеранства, а затем и от Генриха VIII, когда король встал на путь освобождения английской церкви от подчинения римско-католической курии и власти римского папы. За отказ присягнуть королю как главе англиканской церкви Мор был заключен в Тауэр — главную тюрьму Британии — и приговорен к самой мучительной казни, какую только могло измыслить изощренное изуверство средневековья.
Литературное наследие Т. Мора обширно и разнообразно. Однако самым знаменитым и влиятельным его произведением стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве Утопии», впервые опубликованная (на латинском языке) при прямом содействии Эразма Роттердамского в бельгийском городе Лувене в 1516 г. С тех пор слово «утопия» стало нарицательным.
В диалогах «Утопии» взгляды автора выражает португальский путешественник Рафаил Гитлодей, повествующий о странствиях великого мореплавателя Америго Веспуччи, о своем посещении Бразилии и о знакомстве с рядом неведомых стран.
Первая книга «Утопии» посвящена критике современных Мору социальных порядков, вторая — дает систему идеального социального строя.
Злободневными вопросами для Англии начала XVI в. были огораживание и бродяжничество. Одно было неотделимо от другого. Обезземеление крестьян приводило к их массовому обнищанию. Мор дает потрясающую картину бедствий обездоленных масс: «Ваши овцы... обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. Именно во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная и роскошная жизнь не приносит никакой пользы обществу, а пожалуй, даже и вредит ему. Так вот, в своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл».
От частного Т. Мор умеет перейти к общему, в явлении вскрыть сущность. Люди, занятые необходимым трудом, без которого «ни одно общество не просуществует... и года», живут в таких условиях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным». Однако жизнь тунеядцев нередко «протекает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. В чем же корень зла? В частной собственности, отвечает Мор. Этот ответ обессмертил великого английского гуманиста.
«... Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возникает правильное и успешное течение государственных дел... Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и лучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей».
Во второй части «Золотой книги» Т. Мор показывает, каким должен быть здоровый общественный организм. В ней Гитлодей рассказывает о блаженной жизни на острове Утопии, жизни без частной собственности, где все трудятся, где нет ни бедных, ни богатых. Томас Мор впервые дает систематически разработанный проект коммунистической производительной организации. Островитяне — земледельцы и ремесленники сумели превратить свой остров в лучшее место на Земле благодаря своему труду.
На острове установлена коллективная собственность, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Нет ни богатых, ни бедных, никто никому не завидует. Поощряются занятия наукой и искусством.
Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие подробности устройства жизни его граждан, но путей воплощения в реальность своих фантазий он не знал, поэтому и поместил своих героев на остров под названием «Утопия».
Название этого романа стало нарицательным. Утопиями стали называть произведения, в которых описывалось идеальное общественное устройство будущего. В «Утопии» гениальное предвидение черт социально-экономического устройства нового общества причудливо переплетается с элементами старых, средневековых воззрений. Автор «Утопии» не был сторонником классовой борьбы и революционного переворота. В ответ на вопрос о путях построения идеального строя утопийцев у Мора имеется лишь короткая ссылка на древнего законодателя Утопа.
Хотя идеи утопистов не стали в Англии массовым умонастроением, сама идея социализма, справедливого общественного устройства, оказалась устойчивой в последующий период.
Учение Р. Оуэна. Роберт Оуэн (1771 - 1858) - сын деревенского шорника и торговца железными изделиями, мальчик в мануфактурной лавке, в 18 лет совладелец небольшой мастерской, а в 20 — директор прядильни в Манчестере. Роберт Оуэн еще в 1800 г., став во главе фабрики, начал опыт в Нью-Лэнарке (Шотландия), увлекшись идеями Гельвеция, Руссо, Морелли, Локка и Гоббса. Под влиянием просветителей он приходит к мысли, что нельзя ставить в упрек человеку его невежество и другие пороки, поскольку человек — продукт среды и его недостатки — следствие пороков существующего общества. Свою формулу «среда — характер» Р. Оуэн называет единственным открытием, которое спасет человечество.
Воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготовляющих «новый нравственный (т.е. социалистический) мир».
Неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию положения детей на фабриках, Р. Оуэн описывал вопиющие картины использования детского труда в Англии и Шотландии. Он был родоначальником фабричного законодательства. По закону, подготовленному им, на английские фабрики стали принимать детей только с 10 лет.
Осуществляя эксперимент сначала в Манчестере, затем в Нью-Лэнарке, Оуэн занимался филантропической деятельностью: сократил рабочий день, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрослых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке, насчитывающий 2,5 тыс. человек, средоточие всех пороков, превратился в дружное общество. Были устранены все меры принуждения, включая полицию. Роберт Оуэн стал кумиром «долины чудес».
Экономический кризис 1815—1817 гг. породил у него критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. В докладной записке парламентскому комитету по борьбе с безработицей Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков — общин без частной собственности, духовенства и властей. С обоснованием проектов утопического коммунизма он выступает на страницах газеты «Тайме» и на митингах. Через 30 лет, оценивая переход в своей деятельности от благотворительности к социальным преобразованиям, Р. Оуэн сказал: «Это был величайший день в моей жизни, я исполнил свой долг!».
Он ратовал за создание коммунистического общества без революционных потрясений, пытался убедить в полезности своих проектов английский парламент, королеву Викторию. В 1825 г. ему удалось организовать в США коммунистическую колонию (Новая Гармония), в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония просуществовала с 1825 по 1829 г. В Англии им были созданы колонии («Орбистон» и «Мизеруэлл»), которые распались, не выдержав натиска капиталистической системы.
Р. Оуэн устраивал в Лондоне меновые базары, где деньги заменялись трудовыми бонами — рабочими деньгами, учитывающими количество труда, затраченного владельцами товаров на их производство. Но капиталистический рынок смел и меновые базары. Принцип оплаты труда с помощью «рабочих денег» был в социальной системе Оуэна шагом в сторону уравнительства.
Взгляды Р. Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общности, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорился, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». В начале 30-х годов XIX в. Оуэн участвовал в профсоюзном и кооперативном движении, основал «Великий национальный союз производств». В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном движении Англии и в некоторой мере предвосхитило синдикализм.
Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последователей социалистов-утопистов и в других странах.