Закон народонаселения Т. Мальтуса
Английский пастор и экономист Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) в сочинении «Опыт о законе народонаселения» (1798) впервые употребил термин «борьба за существование», который впоследствии использовал Ч. Дарвин в теории эволюции видов.
По мысли Мальтуса, «природа щедрою рукою рассыпала зародыши жизни..., но она бережлива, что касается места и пищи». Данному закону, считал Мальтус, «человек подчинен наравне с прочими живыми существами». Согласно расчетам Мальтуса, население Земли удваивается каждые 25 лет и, следовательно, возрастает каждый последующий 25-летний период в геометрической прогрессии. Продовольствие же может расти только по закону арифметической прогрессии. Отсюда было сделано заключение, что именно этот разрыв в темпах прироста населения и необходимых средств существования и является причиной нищеты, что нищета прямо пропорциональна численности населения, а пауперизм - вечный закон природы.
Данное утверждение было направлено против социалистических теорий, утверждавших, что основная причина бедности больших групп населения состоит в несправедливом распределении национального дохода. Если бы богатство распределялось равномерно по всем слоям населения, то его хватило бы на всех. Рассматривая сформулированный им закон народонаселения как закон природы, Т. Мальтус доказывал, что предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения.
Переходя к анализу факторов, препятствующих росту населения, Мальтус выделяет среди них, прежде всего, недостаток пищи, вытекающий из указанных прогрессий. Что касается косвенных препятствий, то они состояли из «всех злоупотреблений и всех страданий, которые могут быть вызваны недостаточными средствами существования». Препятствия к размножению постоянно действуют с большей или меньшей силой и поддерживают численность населения на уровне наличных средств существования. Полагая, что выдвинутая им теория представляет закон природы, которому следует, безусловно, подчиняться, Т. Мальтус считал единственными субъективными факторами благоразумие и предусмотрительность. Предотвратить массовую бедность можно, по Мальтусу, только нравственным воспитанием населения. Вступать в брак следует лишь в том случае, если уверен в будущем и способен прокормить детей. Каждый должен рассчитывать только на себя и нести ответственность за свое легкомыслие. При этом всякие попытки благотворительности, а тем более государственные субсидии, только ослабляют естественные ограничения роста населения.
Таким образом, Мальтус, в отличие от Смита, выдвинул положение, согласно которому рост населения является не позитивной основой богатства, а его тормозом в связи с сокращением возможностей обеспечения населения жизненными благами. Эта теория разделялась многими представителями классической школы (например, Дж. Ст. Миллем). Впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса. В частности, главное значение он придавал соотношению браков и рождений, гораздо меньше принимая во внимание снижение смертности. Кроме того, с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость самопроизвольно снижается.
Однако это не означает, что Мальтус был полностью не прав. Проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Она не потеряла своей актуальности и сейчас, в особенности для стран «третьего мира», где из-за низкой эффективности экономики сохраняется низкий уровень жизни и традиционно не используются меры искусственного ограничения рождаемости.
Творчество Дж. Милля
Основное сочинение выдающегося английского ученого Джона Стюарта Милля (1806 - 1873) по экономической теории - «Основание политической экономии» - вышло в 1848 г. и неоднократно переиздавалось в XIX и XX вв. Впервые на русский язык книгу Милля перевел Н.Г. Чернышевский.
Книга Дж. Милля (так же как и «Богатство народов» А. Смита) обладает большими научными и художественными достоинствами. Чтение этого произведения вводит читателя в круг проблем экономической науки. В первом разделе «Оснований политической экономии» ученый рассматривает сферу производства, где, как он полагал, действуют неустранимые, непреложные законы, проявление которых можно сравнить с действием законов природы.
Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствии с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства (второй раздел книги). Третий раздел в книге Милля посвящен теории обмена. Эта структура курса экономической теории надолго закрепляется в западной экономической науке.
Теория производства. В теории производства Дж. Милль во многом повторяет А. Смита и Д. Рикардо. Главный объект анализа — три фактора производства (труд, капитал, земля), каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.
Закон возрастания труда — это закон возрастания населения, неограниченный от природы. Но развитие культуры, разнообразных потребностей, жизненного комфорта постепенно становится ограничителем роста населения. Мощными, сдерживающими рост населения факторами выступают также нищета и страх перед нищетой.
Рост капитала зависит от бережливости населения. Основным стимулом здесь является высокая норма прибыли, но многое зависит и от характера человека, от традиций общества. Если традиционно склонность к сбережению и накоплению сильна (как в Англии, Голландии), то достаточно и невысокой прибыли и процента, чтобы стимулировать сбережения. Таким образом, пишет Дж. Милль, второе условие возрастания капитала поддается увеличению, не имеющему каких-либо определенных границ.
Иначе обстоит дело с третьим фактором производства — землей. Ограниченность земельных площадей и плодородия земли устанавливает пределы для увеличения производства. Здесь Дж. Милль ссылается на закон убывающей отдачи от вложений капитала и труда в землю, сформулированный еще в трудах Д. Рикардо. Однако Дж. Милль видит и контртенденции, противостоящие закону убывающей отдачи от вложений в землю. Это прогресс знаний и техники, «процесс цивилизации».
Основной вывод, который делает Дж. Милль, анализируя закономерность производства, сводится к тому, что рост производства приостанавливается либо потому, что стимулы к накоплению капитала недостаточны, либо потому, что недостаточна отдача от дополнительных вложений капитала в землю.
Распределение. Итак, законы производства неизменны, как и законы природы, говорит Дж. Милль, но распределение богатства зависит от законов и обычаев общества, и прежде всего от сложившихся форм собственности. Законы господствующей частной формы собственности складывались во времена захватов и насилия. Собственность распространяется на такие предметы, на которые она не должна распространяться (имеется в виду земля), неравенство людей определяется не их трудом и способностями, а случайностью рождения, отсутствием равных стартовых условий для конкуренции.
Поэтому если сравнивать систему коммунизма с нынешней системой, со всеми ее несправедливостями, говорит Дж. Милль, то выбор нужно сделать в пользу коммунизма. Но нужно сравнивать коммунизм не с той системой частной собственности, которая есть, а с той, какой ее нужно сделать путем постепенного реформирования.
Если бы законодательство стремилось к диффузии (рассеиванию), а не к концентрации собственности, если бы неравенство таким образом было смягчено, тогда обнаружилось бы, что частная собственность не связана с социальными бедствиями, как думают социалисты. Причина бедности — не частная собственность, а недостаток образования и чрезмерная рождаемость, считает Дж. Милль. Частная собственность предпочтительнее социализма, потому что она обеспечивает большую свободу. При коммунизме, полагал Дж. Милль, индивид будет зависеть от масс, а оригинальность будет порицаться.
В основе права частной собственности должно лежать право на результаты своего труда и право передавать собственность другим лицам — дарить или обменивать. Этот принцип нельзя применить к тому, что не является результатом труда, — к необработанной земле. Только те земли, которые улучшены трудом, могут по справедливости переходить в частную собственность. Если землевладелец не улучшает землю, а только стремится выкачивать из нее продукт, он, по словам Дж. Милля, — «величайшее бремя земли».
Таким образом, присвоение земли всецело является вопросом общей целесообразности. Если земля не возделывается, нет никаких оснований для частной собственности на землю. Земельной собственности не должна быть свойственна такая же неприкосновенность, как другим видам собственности. Право землевладельцев — это право на компенсацию в случае отмены частной собственности на землю. Дж. Милль предлагал превратить весь класс землевладельцев в держателей ценных бумаг, приносящих доход, соизмеримый с рентой.
Теория заработной платы, прибыли и ренты. Говоря о факторах, определяющих уровень основных доходов капиталистического общества (заработной платы, прибыли и ренты), Дж. Милль в основном следует за своими предшественниками — А. Смитом и Д. Рикардо. Однако в его построениях имеется и ряд новых моментов, на которых необходимо остановиться.
Уровень заработной платы зависит от того, сколько рабочих имеет работу и каков фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда зависит от накопленного в обществе капитала. Собственно, накопленный капитал и является фондом оплаты труда. Если на один и тот же фонд оплаты труда претендует больше наемных работников, чем прежде, заработная плата будет снижаться. И наоборот, если увеличивается капитал, но не возрастает число рабочих — вырастет и заработная плата. Это — традиционная классическая теория фонда заработной платы. Как мы помним, и А. Смит, и Д. Рикардо констатировали чрезвычайно низкую, находящуюся на уровне прожиточного минимума заработную плату, считая, что это неустранимое следствие объективных закономерностей.
Если принять меры к принудительному увеличению заработной платы (например, ввести закон о минимально допустимом уровне оплаты труда), то исходя из теории фонда заработной платы для обеспечения полной занятости трудящихся понадобится дополнительный капитал, поскольку прежнего капитала не хватит для того, чтобы предоставить работу всем желающим ее получить.
Если бы проблема могла быть решена таким образом, говорит Дж. Милль, то он был бы горячим сторонником дополнительного обложения богачей для создания общественного капитала и предоставления работы всем трудящимся за разумную заработную плату. Однако, полагает Дж. Милль, в том-то и дело, что создание дополнительного общественного капитала не уничтожит нищету, ибо вслед за ростом заработной платы увеличивается население вследствие возросшей рождаемости. Отсюда требования предоставить работу за приемлемую заработную плату возобновятся с новой силой. Налоги, идущие на формирование общественного капитала, будут непрерывно расти, пока богатых вообще не останется и не произойдет полная нивелировка общества. И тогда «погибло все, что возвышает род человеческий над муравейником или колонией бобров».
Нищету и низкую заработную плату можно преодолеть только в том случае, если будет ограничена рождаемость. Как мы помним, Д. Рикардо полагал, что рождаемость может сократиться вследствие привычки рабочих к комфорту, росту общего уровня их культуры. С этим соглашается и Дж. Милль. Он считал необходимым всеобщее обязательное (т.е. бесплатное) образование для детей из всех слоев общества.
Однако, полагал Дж. Милль, решающее условие, которое действительно может ограничить рождаемость и избавить трудящихся от нищеты, — это равноправие женщин. Только тогда, когда женщины получат равные с мужчинами гражданские права и равный доступ ко всем видам деятельности, мнение женщин в планировании семьи станет независимым и решающим.
Выступления Дж. Милля в поддержку зародившегося тогда движения за равноправие женщин во многом способствовали развитию феминистского движения, хотя политическое равноправие женщин было достигнуто лишь много десятилетий спустя, а равный доступ ко всем видам деятельности постепенно достигается в передовых странах лишь в последнее время.
В теории прибыли Дж. Милль следует за Д. Рикардо: движение прибыли и заработной платы прямо противоположны, капиталисты и рабочие делят общий пирог: если увеличивается доля одних, соответственно уменьшается доля других. Помимо изменений заработной платы, полагал Милль, «не существует других обстоятельств, при которых общая норма прибыли, господствующая во всех без исключения отраслях хозяйства, может падать или повышаться». Этот тезис не совсем верен. На норму прибыли влияют не только уровень заработной платы, но и другие издержки производства, например стоимость сырья, энергии, транспортные расходы и т.д.
В теории ренты Дж. Милль также в основном следует за Д. Рикардо. Отличие же его теории заключается в следующем. Фермер, ведущий хозяйство по капиталистически (с применением наемного труда и капитала), действительно может выплачивать ренту лишь за счет той части дохода, которая превышает среднюю прибыль: фермер получает среднюю прибыль, наемный рабочий — заработную плату, землевладелец — ренту. Но если землю арендует крестьянин, цель которого не извлечение прибыли, а поддержание жизни своей семьи, если этот крестьянин ведет хозяйство без привлечения наемного труда, то он может уплачивать более высокую ренту, отдавая землевладельцу не только ту долю, которая составляет ренту, но и ту долю, которая составляет прибыль, оставляя себе лишь заработную плату. Этот вывод подтверждается практикой многих стран. Так, в России наряду с предпринимательской арендой земли существовала так называемая кормовая аренда, т.е. аренда крестьянами земли не в целях извлечения прибыли, а в целях прокормления своих семей, причем арендная плата в этом случае была существенно выше.
Различие в мотивах ведения хозяйства фермерами — капиталистами, с одной стороны, и крестьянами — с другой, лежит в основе теории крестьянского хозяйства. Кооперация (кредитная, сбытовая, потребительская, производственная) позволяет крестьянскому хозяйству сохраниться в капиталистическом обществе.
Дж.Ст.Милль явился родоначальником теории крестьянского хозяйства.
Теория стоимости. Полезность, соединенную с редкостью товара, Дж. Милль называет «стоимостью, проявляющейся в потреблении». Стоимость, проявляющаяся в потреблении, согласно Дж. Миллю, имеет количественное выражение. Она представляет собой оценку товара покупателем, ту предельную, максимальную цену, которую покупатель согласен и может заплатить за один товар.
Таким образом, у Дж. Милля потребительная стоимость, во-первых, может влиять на стоимость всех товаров (Смит вообще отрицал связь потребительной стоимости с меновой стоимостью; Рикардо допускал эту связь лишь для небольшой группы редких товаров); во-вторых, она количественно соизмерима с меновой стоимостью, представляет собой предел, выше которого меновая стоимость подняться не может.
Дж. Милль делит все товары на три группы.
1. Товары, количество которых увеличить невозможно; стоимость этих товаров определяется их полезностью и редкостью.
2. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала при прежних затратах на единицу товара; стоимость этих товаров определяется издержками производства.
3. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала, но не с фиксированными, а с возрастающими затратами на единицу товара. Таковы продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности. Стоимость и цена этих товаров определяются предельными (максимальными) издержками их производства.
Общим для образования цен во всех трех случаях является закон равенства спроса и предложения. Однако в первом случае это равенство устанавливается на уровне оценки покупателя. Это возможно в условиях полной монополии продавца. Во втором случае спрос и предложение уравниваются, как правило, при цене, равной издержкам производства и средней прибыли. В третьем случае спрос и предложение уравниваются при цене, равной предельным издержкам производства и средней прибыли.
Если издержки производства снижаются в результате какого-либо изобретения, в конечном счете, снижается и цена. Снижение цены вызывает расширение спроса и соответствующее расширение предложения. Таким образом, для товаров, производство которых может быть увеличено в соответствии со спросом, спрос и предложение зависят от цены, а не определяют цену. Они определяют лишь колебания рыночной цены вокруг естественной цены в течение периода, который необходим, чтобы предложение приспособилось к спросу. Для товаров, производство которых не может быть увеличено, равенство спроса и предложения определяет цену.
Теория экономической динамики. Дж. Милль ввел деление экономической науки экономической на статику (теорию равновесия) и динамику (теорию развития). Процессы развития общества исследовали и Смит, и Рикардо, тем не менее деление на статику и динамику, введенное Дж. Миллем, весьма существенно: оно подчеркивает, что равновесие время от времени нарушается и развитие связано именно с нарушением равновесия.
В исследовании процесса развития Дж. Милль в основном следует за Рикардо: по мере роста населения и накопления капитала растет спрос на продукцию сельского хозяйства, увеличиваются издержки производства, растет рента и снижается прибыль. Этой тенденции противостоит технический прогресс, вывоз капитала за границу, открытие и освоение новых земель, эмиграция части населения. Но в конце концов снижение нормы прибыли подорвет стимулы к дальнейшему накоплению капитала, и тогда застой общества станет неизбежным. Правда, Дж. Милль полагал, что и в условиях застоя общество сможет благополучно существовать, если остановится рост населения: будут развиваться науки и искусство, а получение прибыли перестанет быть стимулом человеческой деятельности.
Излишнее накопление капитала, согласно Дж. Миллю, сдерживается также периодическими кризисами, в ходе которых часть капитала уничтожается. Низкая норма прибыли толкает часть предпринимателей на рискованные спекулятивные операции. Всплески спекуляций заканчиваются биржевыми крахами, уничтожающими часть капитала. Такой же результат имеют неоправданные дорогостоящие проекты, которые в конце концов не приносят прибыли.
Однако состояние застоя представлялось Дж. Миллю делом отдаленного будущего. Возможности развития общества XIX в., связанные с научным и техническим прогрессом, безопасностью личности и собственности, свободой, развитием кооперации между людьми, соединением мелких капиталов в акционерные общества представлялись ему практически неограниченными. По мере развития общества, полагал Дж. Милль, будет улучшаться положение трудящихся, часть капитала перейдет в руки рабочих, рабочие будут участвовать в управлении предприятиями и в прибылях. Его предположения в значительной мере подтвердились в XX в., найдя воплощение в ряде форм экономических отношений развитых странах.
Современная экономическая наука сильно изменилась по сравнению с классическим периодом. Однако ее развитие в XX в. стало возможно лишь при опоре на прочный фундамент классической школы политической экономии. Классики очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего было невозможно ее дальнейшее развитие.
Вопросы для самопроверки
1. Какие факторы, с точки зрения А. Смита, способствуют росту национального богатства?
2. Как определял А. Смит роль и функции государства в экономической жизни?
3. В чем состояли основные принципы образования и динамики доходов согласно теории Д. Рикардо?
4. Охарактеризуйте вклад Дж.Ст.Милля в развитие экономической теории.
5. Как Т. Мальтус объяснял причины бедности населения?