Экономические взгляды У. Петти
Уильям Петти (1623—1687) родился в семье суконщика. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, он нанялся юнгой на корабль. В пути сломал ногу, был высажен на берег и обратился в городе Кан к отцам иезуитам с просьбой принять его в колледж. Проучившись два года, У. Петти приобрел знания нескольких языков, математики (арифметики, геометрии), астрономии. Его выдающиеся математические способности позволили ему до конца жизни оставаться на уровне достижений науки того времени. В разгар английской буржуазной революции он служил в военном флоте, но в политическую борьбу вступить не захотел и уехал в Голландию и Францию, занялся изучением медицины. Затем работал ювелиром, оптиком, секретарем философа Гоббса.
Вернувшись в Англию, Уильям Петти в 1650 г. получил в Оксфордском университете степень доктора физики и стал профессором анатомии и вице-принципалом (проректором) одного из колледжей.
В науке вместе с учеными Королевского общества он боролся против старой схоластики, за внедрение экспериментальных методов.
Среди историков экономической мысли не сложилось единого мнения о роли и значении У. Петти в развитии науки. Ряд буржуазных экономистов, считая его большим ученым и яркой личностью, не видят в нем, однако, предшественника А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и сужают его роль только созданием основ статистико-экономического метода исследований. Другие признают в нем лишь одного из представителей меркантилизма или только постановщика частных проблем и вопросов экономической политики (например, налогообложения, таможенных пошлин). Ведущей позицией западных ученых в оценке взглядов У. Петти является точка зрения Й. Шумпетера, который отрицал основные его завоевания (теорию трудовой стоимости, заработной платы, понимание прибавочной стоимости). Более того, Й. Шумпетер считал, что своей славой гениального ученого У. Петти обязан только оценке К. Маркса, объявившего его основателем экономической науки. Таким образом, Й. Шумпетер признавал, что Маркс преувеличил теоретические заслуги У. Петти. К. Маркс действительно считал У. Петти одним из основоположников науки политической экономии, четко отграничив его от меркантилистов.
К числу основных произведений У. Петти следует отнести: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» или «Кое-что о деньгах» (1682).
Литературное наследие У. Петти полностью при жизни автора никогда не издавалось. Имелись только старые разрозненные публикации, которые к середине XIX в. были уже библиографической редкостью. Первое собрание экономических работ (но неполное) было издано в самом конце XIX в. Тогда же была опубликована его биография, а в 20-е годы XX столетия изданы некоторые рукописи и переписка.
Проекты, предлагаемые У. Петти, почти всегда отвергались приближенными королевского двора. И основной причиной было то, что «они были сознательно и смело направлены на развитие капиталистического хозяйства в Англии и Ирландии, на более решительную ломку феодальных отношений. А монархия Карла II и его брата Иакова II, наоборот, цеплялась за эти пережитки...».
Несмотря на то, что У. Петти принадлежит к классической школе политической экономии, в его воззрениях содержатся элементы меркантилизма, особенно в ранних работах. Так, У. Петти понимал богатство как деньги (драгоценные металлы). Вот что он писал о богатстве: «Важнейший и конечный результат торговли — не богатство в широком смысле слова, но главным образом изобилие серебра, золота и драгоценных камней, которые не гибнут, не так изменчивы, как прочие товары, но являются всегда и повсюду богатством, тогда как обилие вина, хлеба, дичи, мяса и т.п. — богатства лишь hicet mine (здесь и теперь), так что производство и торговля такими товарами, которые наполняют страну золотом, серебром, драгоценными камнями и т.п., выгоднее всех других».
Таким образом, У. Петти сводил преимущества драгоценных металлов и камней к их естественным свойствам, фетишизировал драгоценные металлы как форму стоимости.
Так же как и меркантилисты, У. Петти считал, что нужно производить такие товары, вывоз которых может снабдить страну драгоценными металлами, т.е. обеспечить активный торговый баланс. У. Петти ратовал за вывоз главным образом полуфабрикатов и ввоз промышленного сырья для поощрения национальной промышленности.
Аналогичными меркантилистическим были взгляды У. Петти на народонаселение, которые он резюмировал в «Трактате о налогах и сборах». «Малочисленность народонаселения — действительная бедность», — писал он. Поэтому и меркантилисты, и Петти — сторонники всяческих мер, ведущих к увеличению населения.
Петти, так же как и меркантилисты, был сторонником государственного вмешательства в экономику.
Меркантилистические воззрения полнее всего отражены в ранних произведениях У. Петти. А в позднем сочинении «Разное о деньгах» последние следы меркантилистических взглядов совершенно исчезли.
Основные научные достижения У. Петти. Однако У. Петти не был бы признан одним из основоположников классической политической экономии, если бы он не выступил с оригинальными мыслями, отличными от меркантилистических. И здесь он проявил широту взглядов, затронув наиболее важные проблемы политической экономии, — теорию стоимости, теорию денег, проблему прибавочной стоимости, земельной ренты, процента, заработной платы.
Важнейшим экономическим сочинением У. Петти является «Трактат о налогах и сборах». Оно же признается самым важным экономическим сочинением всего XVII столетия. Такую высокую оценку «Трактат» получил потому, что «в рассматриваемом нами произведении У. Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным количеством содержащегося в них труда». В свою очередь «от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости» — так оценивает К. Маркс научное достижение английского мыслителя.
Таким образом, самое существенное научное достижение У. Петти — обоснование трудовой теории стоимости. Он сделал открытие в политической экономии — первый пришел к выводу о том, что источником стоимости является труд. До Петти теории стоимости в полном смысле этого понятия не было, и ни у одного меркантилиста нет ни слова о меновой стоимости товара.
Петти дал наиболее правильное толкование сути стоимости, которое никто из ученых до Адама Смита не превзошел. В «Политической анатомии Ирландии» он подошел к стоимости как производному земли и труда и соотношение этих двух факторов назвал важнейшей проблемой политической экономии. Что стоимость определяется трудом, затраченным на производство, и только им, Петти говорит в «Трактате о налогах и сборах»; он — автор знаменитой формулы: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать». По мнению К. Маркса, эта концепция Петти - гениальное заблуждение. Гениальное — потому, что здесь заложены основы трудовой теории стоимости и подмечено участие в создании стоимости природного фактора. Заблуждение - потому, что здесь земля наряду с трудом выступает источником стоимости.
Петти различает цену и стоимость. Цена - это так называемая политическая цена; стоимость Петти называет естественной ценой. При исследовании цен он брал не случайные рыночные цены, а среднюю, или естественную, цену, под которой понимал стоимость. Если на производство товаров затрачено одно и то же количество труда, то и стоимость этих товаров равна. «Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого».
Трактат «Политическая арифметика», написанный в 1676 г., Петти не решался опубликовать, поскольку его экономические идеи все более приобретали антифранцузский политический характер, а союз с Францией являлся основой внешней политики Карла П. Но трактат распространялся в списках, в 1683 г. без согласия У. Петти и под другим названием был издан анонимно. Полностью и под именем автора это произведение увидело свет только после Славной революции 1688—1689 гг. Издал его сын У. Петти — лорд Шелберн. Это сочинение У. Петти явилось первой в истории работой, основанной на статистико-экономическом методе исследования.
В XVII в. статистики еще не было, и даже само это слово появилось в XVIII в. Практически кое-какие данные имелись только о налогах и внешней торговле; сведений о численности населения, его размещении, о половозрастном и профессиональном составе было очень мало. Показатели об экономическом развитии — производстве, потреблении тех или иных основных товаров, доходах населения не составлялись.
Поэтому заслугой У. Петти признается то, что он первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистики, статистической службы. Он наметил основные линии сбора данных, впервые произвел подсчеты национального богатства Англии. Он делал расчеты, сколько нужно в стране врачей и адвокатов, что теперь мы называем расчетами баланса рабочей силы.
Петти правильно определял заработную плату необходимыми средствами к жизни работника. И из этого следовал вывод о том, что стоимость, создаваемая рабочими, делится на три части:
- часть, которая идет на возмещение затраченных средств производства (допустим, семян, если речь идет о производстве зерна);
- вторая часть, которая необходима для поддержания жизни работника и членов его семьи;
- третья часть — избыток, или чистый доход. Таким образом, если первые две части составляют необходимый продукт, то третья часть — прибавочный. Поэтому К. Маркс отмечал, что во взглядах У. Петти содержится догадка о прибавочной стоимости, которую он представляет как часть продукта, остающуюся после вычета издержек производства. Он понимал, что заработная плата и прибыль движутся в противоположных направлениях. При одном и том же уровне производства повышение заработной платы возможно только за счет прибавочной стоимости, и наоборот.
У. Петти первым дал понятие дифференциальной ренты не как дара земли, а как результата труда, как правильное определение цены земли.
Петти является родоональником экономической теории, поэтому его взгляды еще не сложились в законченном виде. Он смешивал меновую и потребительную стоимость, не различал абстрактный и конкретный труд. Под влиянием меркантилизма считал, что стоимость создает только труд, затраченный на производство золота и серебра. Не дошел до осознания категории рабочей силы, а поэтому не понял, что труд — это процесс, который нельзя продать, ведь продается рабочая сила, т.е. способность к труду. Неправильным у У. Петти было признание земельной ренты всеобщей формой прибавочной стоимости, из которой он выводил процент. Это объяснялось тем, что в XVII в. земля была основным объектом приложения человеческого труда.
Работа У. Петти «Разное о деньгах» высоко была оценена К. Марксом, который считал ее настоящим шедевром по содержанию и по форме. Написана она в форме 32 вопросов и кратких ответов. Здесь заложена основа научной теории денег. В течение последующих двух столетий теория денег и кредита развивалась во многом в рамках тех идей, которые У. Петти изложил в этом труде.