Методы сбора данных для анализа политических процессов.
6.1. Методы сбора данных
Наиболее распространенные методы сбора данных о политических явлениях и процессах — анкетные опросы, интервью, контент-анализ.
Анкетные опросы
Применяются групповые и индивидуальные анкетные опросы. При групповом опросе людей (групп, объединяющих 20-30 человек и более) исследователь или его представитель (анкетер) раздает анкеты опрашиваемым (респондентам), в которых содержатся вопросы, касающиеся тех или иных политических явлений и отношений к ним респондентов, и объясняет порядок и правила заполнения анкет. После заполнения анкет, которое происходит в присутствии исследователя или его представителя, их сразу возвращают анкетеру, т.е. происходит довольно оперативный сбор информации при минимальных затратах средств и сил.
При индивидуальном опросе исследователь либо присутствует при заполнении анкет респондентом, после чего она сразу возвращается к нему, либо отдает анкету респонденту, рассказав ему о правилах ее заполнения, и договаривается с ним о сроках возврата анкеты. В этом случае, с одной стороны, респондент получает достаточно времени для более обдуманных ответов на вопросы анкеты и, тем самым, повышения информационной ценности своих ответов; с другой стороны, снижается возможность 100%-ного возврата анкет.
Групповые и индивидуальные социологические опросы часто используются исследователями современных политических явлений и процессов, поскольку источником информации при этом являются «рядовые участники» изучаемых политических процессов, осознающие их в рамках повседневного житейского опыта. Взаимодействие научного сознания исследователя и обыденного сознания опрашиваемых граждан, отражающего повседневный поток политической жизни общества, делает исследование более полным, способствует объективному анализу получаемой информации и формулированию научно обоснованных выводов.
Интервью
Во время интервью, т.е. непосредственной беседы с человеком, который может предоставить нужную информацию, исследователь контролирует ситуацию и, используя свои знания и опыт, может способствовать созданию необходимой психологической атмосферы, вызвав доверительное отношение к себе собеседника.
Задаваемые респондентом вопросы разделяются на содержательные и функциональные. Содержательные вопросы касаются непосредственно тех политических явлений, о которых идет речь в данном интервью; исследователь пытается понять, насколько респонденты осознают суть этих явлений и как они оценивают их социальную роль и значение. Функциональные вопросы направ-~ лены на регулирование самого хода интервью, создание необходимого психологического контакта исследователя с респондентом, атмосферы непринужденности в общении и т.п.
Интервью бывает стандартным, направленным и специализированным.
При стандартном интервью респонденты «рассматриваются как представители генеральной совокупности», т.е. всей группы людей, мнения которых интересуют исследователя. В этом случае «общение интервьюера (т.е. исследователя или его представителя. — Прим. авт.) и респондентов строго регламентировано детально разработанным вопросником и отклонение от него не допускается». Цель такого интервью — получение информации на основе ответов респондентов об отношении к тому или иному политическому вопросу всей совокупности населения, представителями которой являются респонденты.
При направленном интервью исследователь пытается получить ответы на свои вопросы только у определенного круга лиц, ибо его интересует только их мнение. В данном случае беседа протекает в свободном стиле, в виде психологически раскованного диалога. Имеется лишь «общий план беседы, на который опирается интервьюер».
Специализированное интервью проводится чаще всего с типичными представителями какой-то узкой и к тому же весьма специфической группы людей (детей, заключенных, душевнобольных и т.д.). При исследовании политических процессов применяются в основном первые два вида интервью.
Контент-анализ
Применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.
Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.
Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы: определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент-анализе.
Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания). Поскольку чаще всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.
Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.
Например, подсчитывается число упоминаний тех или иных смысловых единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники.
Контент-анализ политических текстов способствует более глубокому пониманию не только непосредственного содержания этих текстов, но и того, что сказано «между строк». Кроме того, становится яснее политическая, идеологическая и иная позиция авторов данных текстов.
Метод контент-анализа политических документов и иных текстов все чаще применяется в исследовании политических явлений и процессов.