Каковы роль и назначение государства в экономической жизни общества?

Каковы роль и назначение государства в экономической жизни общества?

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организа­ции. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите су­ществующего строя и порядка посредством политичес­кой воли, авторитета власти, принуждения и других ме­тодов.

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны.

В своей деятельности государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы. Однако государство может усилить свою роль в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег. Может произойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы. В мировой практике сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни.

2. Как соотносятся понятия «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики»?

Неотъемлемой составляющей государственного управления является государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика и все ее подсистемы – регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении по отношению к экономике используются два термина: государственное управление экономикой и государственное регулирование экономики, однако в научной литературе все чаще поднимается вопрос о их различии.

С точки зрения теории управления категория «управление» носит более общий характер. Здесь регулирование можно рассматривать как функцию управления и, соответственно, как частный случай управления, которое может дополняться и другими собственно управленческими функциями.

Регулирование обеспечивает заданную направленность в развитии экономических и социальных процессов и деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с заданными целями и условиями развития национальной экономики, предотвращая потенциальное действие рыночных механизмов и опираясь в большей мере на экономические методы и инструменты.

С точки зрения масштабов применения, государственное регулирование, которое не является прямым воздействием со стороны государства на экономические объекты, имеет более широкие границы. Оно охватывает и регулирует в заданном направлении деятельность всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.

Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики7

Целостная система государственного регулирования включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.

Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

• сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;

• использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

• высокий уровень социальных расходов;

• отсутствие конкуренции;

• государственное финансирование и т.д.

Выделите классификационные принципы и дайте классификацию методов государственного регулирования экономики. 37. Что лежит в основе командно-распорядительных и экономических методов регулирования экономики?

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.). Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Качество

Качество определяется не только отсутствием дефектов.

Качество — это совокупность характеристик и свойств товара или услуги, благодаря которым товар или услуга способы удовлетворять нужды потребителя.

Качество начинается с выявления нужд потребителя и заканчивается их удовлетворением. Одной из задачей маркетинга является внедрение программ управления качеством, с целью достижения полного удовлетворения потребителя.

Удовлетворенность потребителя является одной из целей существования организации. Как известно, она зависит от соотношения ценности продукции и ее стоимости. Сегодня выделяют четыре стратегии удовлетворенности потребителей:

§ «устаревшее производство» — стратегия, базирующаяся на низкой ценности (качестве) и низкой стоимости продукции;

§ «плохой бизнес» — стратегия, основанная на низкой ценности и высокой стоимости продукции;

§ «ниша» — стратегия, основанная на высокой ценности и высокой стоимости продукции;

§ «вызов конкурентам» — стратегия, базирующаяся на высокой ценности и низкой стоимости продукции.

Характер изменения соотношения ценности-стоимости продукции возможен не только при условии изменения новейших технологий и совершенных материалов, но и оптимальной системы обеспечения требуемого потребителем качества продукции, одновременно гарантирующей высокую ценность изделия и относительно низкую его стоимость.

Ценность продукции определяется: степенью ее необходимости для потребителя; уровнем качества (наличием требуемых характеристик качества и их значений, соответствующих ожиданиям потребителей); приверженностью потребителя торговой марке предпочитаемой продукции; доверием к информации о продукции, получаемой от личных и безличных контактов, и т.д.

Потребитель, учитывая ценность продукции, принимает решение о ее приобретении с учетом того, насколько реальная стоимость этого изделия соответствует предполагаемым им затратам на его приобретение и последующую эксплуатацию. Точки зрения производителя и потребителя на стоимость ценного изделия отличаются и зависят:

§ от затрат производителя на обеспечение требуемого потребителем качества, т. е. от реальной стоимости продукции для производителя;

§ от затрат потребителя, т. е. от реальной стоимости продукции для потребителя в отличие от ожидаемых им затрат на приобретение изделия.

В любом случае для потребителя ожидаемая стоимость — это стоимость ценной (правильно сделанной с точки зрения потребителя), бездефектной (хорошо сделанной) продукции, выполненной производителем с первого раза (сделанной без переделок и исправлений).

Идентификация производителем данных параметров и их соотношения в предлагаемой продукции создает благоприятные условия для завоевания рынка, дальнейшего улучшения изделия и опережения конкурентов.

Каковы роль и назначение государства в экономической жизни общества?

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организа­ции. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите су­ществующего строя и порядка посредством политичес­кой воли, авторитета власти, принуждения и других ме­тодов.

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны.

В своей деятельности государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы. Однако государство может усилить свою роль в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег. Может произойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы. В мировой практике сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни.

2. Как соотносятся понятия «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики»?

Неотъемлемой составляющей государственного управления является государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика и все ее подсистемы – регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении по отношению к экономике используются два термина: государственное управление экономикой и государственное регулирование экономики, однако в научной литературе все чаще поднимается вопрос о их различии.

С точки зрения теории управления категория «управление» носит более общий характер. Здесь регулирование можно рассматривать как функцию управления и, соответственно, как частный случай управления, которое может дополняться и другими собственно управленческими функциями.

Регулирование обеспечивает заданную направленность в развитии экономических и социальных процессов и деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с заданными целями и условиями развития национальной экономики, предотвращая потенциальное действие рыночных механизмов и опираясь в большей мере на экономические методы и инструменты.

С точки зрения масштабов применения, государственное регулирование, которое не является прямым воздействием со стороны государства на экономические объекты, имеет более широкие границы. Оно охватывает и регулирует в заданном направлении деятельность всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.

Наши рекомендации