Человек в системе экономических отношений.
Рациональное поведение – прежде всего продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Потребители – те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Цель – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя:
- осознание необходимости покупки
- поиск информации о товаре или услуге
- оценка возможных вариантов покупки
- принятие решения о покупке
Источники дохода потребителя :
- заработная плата
- социальные выплаты гос-ва ( пособия, стипендии, пенсии)
- доход от предпринимательской деятельности
- доход от собственности (дивиденды по ценным бумагам, процент на денежный капитал.)
Доход:
- На покупку товаров и услуг, необходимых для жизни.
А) обязательные
Б) произвольные
- Сбережения.
А) сберегательный счёт в банке
Б) приобретение ценных бумаг
В) приобретение недвижимости
Г) страхование жизни, здоровья, имущества
Производители – это люди, фирмы, предприятия, т.е. те, кто изготавливает и продаёт товары и услуги.
Цель- получить как можно большую прибыль.
Прибыль – разница между доходом и издержкам.
В рыночной экономике производитель должен решить вопросы:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Свобода в деятельности человека.
Свобода – состояние человека, способного действовать во всех делах на основе выбора.
Абсолютной, безграничной свободы человека быть не может. Основным ограничителем является признание и уважение прав других людей.
Свободное поведение человека имеет внутренние и внешние регуляторы.
Внешние:
- нормы морали и права
- традиции и общественное мнение
Под их влиянием складывается модель « должного поведения.» Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т.е наказание – ответственность.
Внутренние:
- чувство ответственности
- чувство долга
- совесть
Свободное общество - общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным.
Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными номами морали.
Общественное сознание.
Факторы формирования общественного сознания:
- Интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение потребности в новых идеях, знаниях, нравственном совершенствовании…
- Распространение и влияние на общество знаний, идей, теорий, норм морали….
Черты общественного сознания:
- Относительный характер
- Преемственность всего лучшего , полезного, что было в духовной жизни старого общества.
- Активно воздействует на всю жизнь общества.
Структура общественного сознания ( элементы ):
- Философия ( мировоззренческая , познавательная функция )
- Политическое сознание ( база правовых интересов, юридических норм, законов, тактик…)
- Правовое сознание
- Мораль.
- Искусство (формирует эстетическое сознание)
- Наука
- Религия
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций характерных для данного общества в целом и для каждой из больших соц. групп.
Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также к цели соц. деятельности.
Обыденное сознание – нет теоретических обобщений.
Массовое сознание – указывает на степень его распространения в обществе.
Существует также индивидуальное и общественное сознание. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием и входят в общественное сознание.
Общественное мнение – точка зрения многих, возможно большинства, но не обязательно всех.
Политическое сознание.
Политическое сознание – не только образ политической действительности, но и отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям, своим функциям и ролям в политической жизни.
Уровни:
- Обыденно – практический ( формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности; отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво… )
- Идеолого – теоретический ( результат профессиональной деятельности учёных, идеологов; выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает внутренние закономерные связи в системе понятий, выводов, идей, складывается в науку - политологию)
Идеология – система идей и взглядов, выражающая интересы, мировоззрение, идеалы, какого – либо субъекта политики.
Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, на власть, на её использование в интересах это группы. Это теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
Это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.