Человек в системе экономических отношений.

Рациональное поведение – прежде всего продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

Потребители – те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Цель – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя:

- осознание необходимости покупки

- поиск информации о товаре или услуге

- оценка возможных вариантов покупки

- принятие решения о покупке

Источники дохода потребителя :

- заработная плата

- социальные выплаты гос-ва ( пособия, стипендии, пенсии)

- доход от предпринимательской деятельности

- доход от собственности (дивиденды по ценным бумагам, процент на денежный капитал.)

Доход:

  1. На покупку товаров и услуг, необходимых для жизни.

А) обязательные

Б) произвольные

  1. Сбережения.

А) сберегательный счёт в банке

Б) приобретение ценных бумаг

В) приобретение недвижимости

Г) страхование жизни, здоровья, имущества

Производители – это люди, фирмы, предприятия, т.е. те, кто изготавливает и продаёт товары и услуги.

Цель- получить как можно большую прибыль.

Прибыль – разница между доходом и издержкам.

В рыночной экономике производитель должен решить вопросы:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Свобода в деятельности человека.

Свобода – состояние человека, способного действовать во всех делах на основе выбора.

Абсолютной, безграничной свободы человека быть не может. Основным ограничителем является признание и уважение прав других людей.

Свободное поведение человека имеет внутренние и внешние регуляторы.

Внешние:

- нормы морали и права

- традиции и общественное мнение

Под их влиянием складывается модель « должного поведения.» Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т.е наказание – ответственность.

Внутренние:

- чувство ответственности

- чувство долга

- совесть

Свободное общество - общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным.

Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными номами морали.

Общественное сознание.

Факторы формирования общественного сознания:

  1. Интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение потребности в новых идеях, знаниях, нравственном совершенствовании…
  2. Распространение и влияние на общество знаний, идей, теорий, норм морали….


Черты общественного сознания:

  1. Относительный характер
  2. Преемственность всего лучшего , полезного, что было в духовной жизни старого общества.
  3. Активно воздействует на всю жизнь общества.

Структура общественного сознания ( элементы ):

  1. Философия ( мировоззренческая , познавательная функция )
  2. Политическое сознание ( база правовых интересов, юридических норм, законов, тактик…)
  3. Правовое сознание
  4. Мораль.
  5. Искусство (формирует эстетическое сознание)
  6. Наука
  7. Религия

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций характерных для данного общества в целом и для каждой из больших соц. групп.

Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также к цели соц. деятельности.

Обыденное сознание – нет теоретических обобщений.

Массовое сознание – указывает на степень его распространения в обществе.

Существует также индивидуальное и общественное сознание. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием и входят в общественное сознание.

Общественное мнение – точка зрения многих, возможно большинства, но не обязательно всех.

Политическое сознание.

Политическое сознание – не только образ политической действительности, но и отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям, своим функциям и ролям в политической жизни.

Уровни:

  1. Обыденно – практический ( формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности; отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво… )
  2. Идеолого – теоретический ( результат профессиональной деятельности учёных, идеологов; выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает внутренние закономерные связи в системе понятий, выводов, идей, складывается в науку - политологию)

Идеология – система идей и взглядов, выражающая интересы, мировоззрение, идеалы, какого – либо субъекта политики.

Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, на власть, на её использование в интересах это группы. Это теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.

Наши рекомендации