Иваненко Марина Анатольевна
Иваненко Марина Анатольевна,
доцент кафедры экономической теории,
к.э.н.
Поплеева Диана Сергеевна,
старший преподаватель кафедры
экономической теории
©Иваненко Марина Анатольевна, Поплеева Диана Сергеевна
© Новосибирский государственный университет экономики и упpaвлeния
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2.МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.3. КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ
1.4. ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА
1.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.6. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.8. МИРОВОЙ РЫНОК И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.9. МИРОВОЙ ЦИКЛ И КРИЗИСЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.10. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.11. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ЧАСТЬ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
2.4. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.5. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.6. МЕЖДУНАРОДНАРОДНЫЙ ОБМЕН ЗНАНИЯМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ
2.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ
2.8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ
2.10. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.11. МИРОВАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
2.12. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2. 13. МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРАКТИКУМА
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА». ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Мировая экономика и международные экономические отношения» разработано преподавателями кафедры экономической теории Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Структура пособия включает все дидактические единицы, предусмотренные государственным образовательным стандартом РФ по дисциплинам «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения». Учебное пособие предназначено как для студентов дневного отделения – для подготовки и проведения практических занятий и подготовке к сдаче зачета или экзамена по соответствующим дисциплинам, так и для студентов заочной и дистанционной формы обучения – в качестве основы самостоятельной работы над учебным материалом, а также для преподавателей данных курсов.
Пособие разработано на основе большого количества учебников и учебных пособий как российских, так и зарубежных авторов, учитывает многолетний учебно-методический опыт преподавателей кафедры.
Первая часть пособия «Мировая экономика» включает двенадцать тем, вторая часть «Международные экономические отношения» – четырнадцать. Наряду с традиционными темами данных курсов, широко освещаемыми в учебно-методической литературе, в данном пособии подробно рассматриваются наиболее актуальные и проблемные аспекты функционирования международной экономики: теория и практика современной торговли; современные процессы транснационализации производства и капитала; экономическая глобализация и глобальные проблемы современности; международная конкуренция и проблемы российской экономики и т.д.
Рассмотрение каждой темы курса включает методическую и учебную часть, что позволяет студентам освоить учебный материал и закрепить его в процессе выполнения практических заданий. Предлагаемые практические задания имеют различный уровень сложности и включают, наряду с условными задачами аналитические задания, опирающиеся на данные о современном состоянии мирового хозяйства и международных экономических связей, анализ статистической информации и фактологического материала.
Структура изложения учебного материала каждой темы включает:
· краткое содержание темы;
· учебные цели;
· основные термины и понятия;
· вопросы для самоконтроля;
· рекомендуемая литература по данной теме;
· тесты;
· упражнения;
· аналитические ситуации.
Темы, на изучение которых в учебных планах отводится большее количество часов, или охватывающие большее количество проблем, рассматриваются в методическом пособии более подробно.
Статистические, фактические и методические материалы, необходимые для решения задач, упражнений и анализа ситуаций, а также полезные для более глубокого освоения теоретического материала, приведены в приложении.
В приложении приведено описание и необходимые методические материалы к проведению деловой игры на тему «Функционирование валютного рынка», в ходе которой студенты могут на практике освоить ряд важных вопросов соответствующей темы.
Кроме того, в конце учебного пособия приведен список принятых в экономической науке и международной практике сокращений, глоссарий основных понятий и терминов, список основной учебной литературы и web – ресурсов. Данные перечни полезной при изучении курсов Мировой экономии и Международных экономических отношений информации составлены с учетом наиболее актуальных на момент издания пособия сведений. Очевидно, что с течением времени они будут пополняться и совершенствоваться.
Предлагаемое методическое пособие является частью методического обеспечения курсов «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения», разрабатываемого преподавателями кафедры экономической теории НГУЭУ, и должно использоваться в комплексе с текстами лекций, планами семинарских занятий и учебными программами данных курсов.
ЧАСТЬ I
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебные цели
1. Выяснить взаимосвязь основных понятий и категорий, определяющих сущность мировой экономики.
2. Изучить предпосылки и основные тенденции развития мировой экономики.
3. Дать характеристику и определить особенности современного этапа развития мировой экономики.
4. Изучить основные теории мировой экономики.
Основные термины и понятия
Мировая экономика, мировое хозяйство, мировой рынок, международные экономические отношения. Этапы развития мировой экономики. Субъекты мировой экономики.
Список литературы
1. Алтухов В. Многомерный мир третьего тысячелетия// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 7.
2. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы: Из доклада МВФ «Обзор мировой экономики»// Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 1.
3. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. М., 2003.
4. Мировая экономика. Учебник под ред. Булатова А.С.. М.,БЕК, 1999г.
5. Нухович Э.С., Смитиенко М.А., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., Финансовая академия при правительстве РФ, 1996.
6. Основные тенденции развития мировой экономики и зарубежных финансовых рынков в 2000 году // Вестник Банка России. – 2001. – № 23.
7. Соколов В.В. Контуры будущего мира: нации, регионы, транснациональные общности// Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 3.
8. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М.:2001.
9. Ходов Л. Перспективы мировой экономики в 1999-2000 гг.// Внешнеэкономический бюллетень. – 1999. – № 9.
10. Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика. М., 2000.
11. Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. М., Наука, 1987 г.
12. Эльянов А. Мирохозяйственная составляющая экономического прогресса// Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 7.
13. Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. Отв. ред. Рамзес В.Б.М., 2002.
Тестовые задания
1. Развитие мировой экономики в эпоху империализма имело характер:
а) плавный, поступательный
б) скачкообразный
в) медленный, но прогрессивный
г) быстрый и равновесный
2. После второй мировой войны вплоть до 70-х гг. мировая экономика в целом находилась в состоянии:
а) устойчивости г) крайней неустойчивости
б) кризиса д) подъема
в) равновесия е) краха национальных экономических систем
3. В чем выразились ключевые изменения традиционной схемы равновесия мировой экономики «Север-Юг» и «Запад-Восток» после 70-х гг. (установить соответствия):
1.«Север-Юг»
2.«Запад-Восток»
а) крах административно-командной системы бывших соцстран
б) появление НИС
в) распад колониальной системы
г) распад СЭВ
д) расширение НАТО на Восток
е) образование новых рынков сбыта товаров
4. Современная мировая экономика стала:
а) моноцентричной в) симметричной
б) многополярной г) однополюсной
5.Неравномерность и противоречивость развития стран в современном мире:
а) уменьшилась в) исчезла
б) усилилась
6.В современной мировой экономике:
а) страны-лидеры остались прежними
б) страны-лидеры сменились
в) возникают новые региональные группировки
6. Факты экономической истории развития мира свидетельствуют о том, что равномерное развитие стран
а) возможно
б) невозможно
7. Современное состояние мировой экономики и мирохозяйственных связей характеризуется:
а) преобладанием рыночных отношений
б) ограниченным распространением рыночных отношений
в) преобладанием отношений, основанных на идеологических соображениях
г) преобладанием отношений, основанных на политических соглашениях
8. Установить соответствия, характерные для современного состояния мирового хозяйства:
1. Капитал
2. Национальный хозяйственный комплекс
3. Связь между национальными комплексами
а) специфичен и уникален
б) интернационален
в) однороден, имеет товарно-денежную форму
9. Отметить основные рыночные закономерности, которым подчиняется мировая экономика:
а) это система, определяемая спросом
б) развитие происходит на основе НТП
в) развивается, переходя от равновесного состояния к неравновесному
г) это система, определяемая предложением
д) способом существования являются кризисы и динамичный рост («экономическое чудо»)
е) развитие происходит на основании экономических и политических решений правительств стран
10. Практика экономического регулирования развития национальных хозяйств должна быть направлена на:
а) пресечение отклонений экономики от состояния равновесия
б) сохранение состояния равновесия
в) возвращение к состоянию равновесия
г) недопущение сильных отклонений от равновесного состояния
11. Экономический прогресс и социальные условия жизни людей в эпоху техногенного развития цивилизации являются результатом (отметить нужное):
а) МРТ
б) социально-политического уровня развития общества
в) технического развития
г) наличия природно-ресурсного потенциала
д) высокой технической вооруженности труда
е) высокого уровня развития человеческого фактора
12. В техногенной модели мирового развития «периферия» заняла:
а) равное положение с «центром»
б) зависимое и подчиненное положение
в) опережает «центр» по темпам развития экономики
г) главенствующее положение
12. «Периферия» сейчас специализируется на поставках на мировой рынок:
а) наукоемкой продукции г) аграрной продукции
б) рабочей силы д) энергоносителей
в) минерального сырья ж) услуг
13. Перспективы изменить подчиненное, зависимое положение периферии в иерархической структуре мировой экономики связаны с:
а) захватническими войнами
б) социально-экономическими реформами
в) военно-политическими переворотами
г) подключением к индустриальному типу развития
д) товарно-денежными отношениями
14. Когда мы говорим о неравномерности экономического развития, мы имеем в виду:
а) разницу в уровне жизни населения
б) разные стадии социально-политического развития страны
в) неодинаковые уровни индустриального развития и технической вооруженности труда
г) различную степень открытости национальной экономики
15. Отметьте перспективы развития техногенной цивилизации:
а) постиндустриальная
б) империалистическая
в) технотронная
г) рыночная
д) постсоциалистическая
16. Отметьте основные направления, по которым оценивается неравномерность экономического развития стран и регионов в мире:
а) открытость культурной среды
б) уровень развития НТП
в) производительность труда
г) природно-климатические условия
д) уровень жизни населения
е) конкурентоспособность национальной экономики
ж) образовательный уровень населения, знание иностранных языков
з) роль в мировой торговле
и) отношение к иностранным инвесторам
к) уровень развития отраслей
м) инвестиционный климат
н) главные макроэкономические показатели национальной экономики
о) компьютерная грамотность населения
17. Время начала формирования мирового хозяйства, как правило, датируется:
а) концом XIX – началом XX вв.
б) началом XVIII в.
в) XV-XVI вв.
г) серединой XX в. (после второй мировой войны)
18. Отметьте основные черты, присущие современному (пятому) этапу развития мирового хозяйства:
а) переход к постиндустриальной модели развития
б) смена моноцентризма США на полицентризм
в) энерго- и ресурсосберегающее производство интенсивного типа с широким использованием достижений НТП
г) усиление взаимозависимости стран
д) социально ориентированный рыночный механизм
е) обострение соперничества во всех сферах МЭО
ж) прекращение противостояния сверхдержав
з) развал СССР и мировой социалистической системы
и) рыночная система приобрела всеобщий универсальный характер
к) углубление МРТ
л) переплетение хозяйственных, финансовых, научных, технических отношений не только на межгосударственном уровне, но и на уровне частных корпораций
19. Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики:
а) промышленно развитых стран
б) развивающихся стран
в) стран с экономикой переходного типа
г) стран с командно-административной системой управления
д) новых индустриальных стран
е) стран IV мира
ж) стран-поставщиков сырья
20. Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия (отметить правильные характеристики):
а) глобально по своим масштабам
б) не является однородным
в) основывается на принципах рыночной экономики
г) основывается на принципах интернационализации производства
д) основывается на объективных закономерностях МРТ
е) основывается на политических соображениях экономической элиты мира
21. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений – это:
а) мировой рынок
б) мировое хозяйство
в) мировая экономика
22. В рамках мировой экономики страной считаются:
а) территориальные единицы, являющиеся государством
б) все территориальные объединения
в) территориальные единицы, не являющиеся государством
Для них характерны следующие черты:
г) проводят самостоятельную и независимую политику
д) ведут отдельный статистический учет своего экономического развития
е) имеют систему национальных счетов
ж) имеют национальный герб, флаг и гимн
з) имеют государственный центральный банк
и) имеют национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира
23. В отличие от мирового рынка мировое хозяйство охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства.
а) верно
б) неверно
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные этапы развития мировой экономики. Что лежит в основе данной периодизации?
2. Каковы основные предпосылки формирования мировой экономики и их роль на различных этапах этого процесса.
3. Каковы характеристики современного этапа формирования мировой экономики? В чем его специфика?
3. Какие процессы в мировой экономике определяют его эволюцию?
4. Как менялось значение форм международных экономических связей в процессе развития мировой экономики?
5. В чем заключается неравномерность и противоречивость развития мировой экономики?
1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Международное разделение труда является высшей стадией развития общественного территориального разделения труда и представляет собой способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на производстве определенных товаров и услуг с последующим обменом ими между странами. Международное разделение труда (МРТ) является материальной основой становления и функционирования мирового хозяйства. МРТ углубляется и развивается под воздействием множества факторов, в том числе НТП, интернационализации мирового хозяйства, интеграционных процессов и др.
Учебные цели
1. Выявить сущность и формы международного разделения труда.
2. Выяснить факторы, определяющие эволюцию международного разделения труда.
3. Рассмотреть основные показатели участия страны в системе МРТ.
4. Определить взаимосвязь производственной специализации и кооперации стран в мировом хозяйстве.
Основные термины и понятия
Общественное разделение труда; производственное разделение труда; территориальное разделение труда; международное разделение труда; производственная специализация, производственная кооперация; межотраслевое разделение труда; внутриотраслевое разделение труда; подетальное разделение труда, предметная, подетальная и технологическая специализация.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2000.
2. Мировая экономика. Под ред. В.К.Ломакина. М.,Анкил,1995г.
3. Мировая экономика. Учебник под ред. Булатова А.С.. М.,БЕК, 1999г.
4. Семенов К.А. Принципы развития международного разделения труда. М., 1996.
5. Тенденции развития международного разделения труда// БИКИ, 2000, № 1.
Тестовые задания
1. Сущность МРТ проявляется в:
а) диверсификации источников сырья и рабочей силы
б) разделении процесса производства
в) объединении процесса производства
г) специализации различных видов трудовой деятельности
2. Международная специализация различных видов трудовой деятельности осуществляется:
а) по отдельным стадиям производства
б) на определенной территории
в) в отдельных странах
3. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:
а) технологическое
б) отраслевое
б) подетальное
в) сырьевое
г) единичное
д) общее
е) частное
4. Основным побудительным мотивом участия стран в МРТ является:
а) получение доступа к новым технологиям и знаниям
б) передел сфер влияния между странами
в) получение экономических выгод
г) доступ к источникам сырья и энергии
5. Экономические выгоды от участия страны в МРТ заключаются в:
а) получении новейшей информации о конкурентах
б) экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта
в) получении земельной ренты
г) получении разницы (выгоды) между интернациональной и
национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров и услуг
6. Отметьте основные причины развития разделения труда между странами:
а) различия в природно-климатических условиях
б) трудовые факторы
в) геополитические особенности положения страны
г) факторы научно-технического развития
д) использование информационных преимуществ
е) уровень заработной платы
ж) проведение политики импортозамещения
7. Укажите основные формы МРТ:
а) общее г) единичное
б) частное д) кооперация
в) специализация е) поузловое
8. Форма разделения труда между странами, когда отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей называется:
а) международным разделением труда
б) международной кооперацией
в) общим разделением труда
г) отраслевым разделением труда
д) международной специализацией производства
е) единичным разделением труда
9. Интеллектуализация современного международного обмена выражается в:
а) увеличении показателя экспортной квоты
б) форме прямого сотрудничества в обмене и торговле патентами, лицензиями и ноу-хау
в) появлении новых форм международных хозяйственных связей
г) форме научно-технической кооперации
д) форме технологической кооперации
е) усилении роли ТНК
10. Отметить основные направления международной специализации:
а) производственное г) территориальное
б) научное д) межотраслевое
в) технологическое е) внутриотраслевое
11. Отметить основные виды международной специализации и установить соответствия:
1.Предметная
2.Единичная
3.Подетальная
4.Технологическая
5.Частная
а) осуществление отдельных операций и технологических процессов
б) производство готовых продуктов
в) производство частей и компонентов
12. Конкретная специализация страны на производстве отдельных товаров и услуг зависит от (отметить нужное):
а) использования передовых методов организации производства
б) социально-экономических особенностей страны
в) использования международных нормативно-правовых норм и правил
г) природно-географических условий
д) факторов международного характера
е) научно-технического взаимодействия стран
ж) производственной кооперации
з) финансового и информационного сотрудничества стран
13 Форма взаимодействия между странами, при которой разделение труда предстает как форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг, называется:
а) международной специализацией
б) международной кооперацией
в) международным разделением труда
г) производственным сотрудничеством
д) импортозамещением
е) экспортоориентацией производства
14. Для успешного осуществления международной кооперации необходимо:
а) увеличение выпуска производимых материальных благ
б) наличие четко определенного объекта сотрудничества (области деятельности)
в) повышение производительности труда
г) использование соответствующих методов организации деятельности
д) выработка и использование международных нормативно-правовых норм и правил, с помощью которых участниками кооперации достигается выполнение совместно поставленных целей
15. Отметьте главные функции международной кооперации:
а) повышение производительности труда
б) укрепление дружбы между странами
в) увеличение выпуска производимых материальных благ
г) получение безвозмездно патентов и ноу-хау
д) углубление МРТ
16. Наиболее динамично развивающимся направлением МРТ на пороге XXI в. становится сфера:
а) производства г) транспорта
б) обмена технологиями, патентами д) туризма
в) информационных услуг е) инвестиций
17. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке, – это:
а) международная интеграция '
б) международное кооперирование
в) международное разделение труда
г) международная концентрация производства
18. Отметьте основные общепринятые типы международного разделения труда:
а) отдельное д) частное
б) общее е) единичное
в) отраслевое ж) подетальное
г) страновое з) технологическое
19. Специализация стран на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг – это:
а) общее МРТ в) единичное МРТ
б) частное МРТ г) подетальное МРТ
20. Наиболее сложная и перспективная система МРТ, которая определяет взаимодействие национальных экономик в целом, а также отдельных корпораций и фирм, – это:
а) общее МРТ в) единичное МРТ
б) частное МРТ г) отраслевое МРТ
21. Показатель экспортной квоты свидетельствует о:
а) уровне кооперации производства
б) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки
в) характере внешнеэкономических связей страны
г) уровне отраслевой международной специализации
22. Увеличение экспортной квоты отражает:
а) процесс интенсификации международных экономических связей
б) повышение уровня конкурентоспособности международно-специализированной продукции
в) повышение производительности труда
г) повышение уровня заработной платы рабочей силы
д) благоприятную конъюнктуру мировых товарных рынков
Ситуации
1. Занятость в производственном секторе двадцати крупнейших индустриальных экономик мира с 1995-го по 2002 год сократилась на 11%, свидетельствует исследование Alliance Capital Management. Из производства ушло 22 млн. человек. Тенденция характерна и для ведущих развивающихся стран, и даже для Китая.
Задание.
1. Объясните, с какими новыми явлениями в международном разделении труда связан описанный в ситуации процесс?
2. Чем вызваны эти явления?
2.Работать выгодней в Азии
Консалтинговая компания А. Т. Кеагпеу опубликовала новый рейтинг офшорной привлекательности стран. Исследовалось, насколько выгодно иностранцам переносить в эти страны производства и бизнес–процессы. Анализ проводился по 39 показателям в трех основных категориях стоимость (это и оплата рабочей силы, и расходы на инфраструктуру, и налоговые отчисления), наличие рабочей силы и квалификация персонала; бизнес-климат в стране.
В первую десятку вошли, прежде всего, представители Азии - сразу пять стран из этого региона Безусловным лидером рейтинга стала Индия, она со значительным отрывом опережает идущие следом Китай и Малайзию. Индия выделяется на фоне конкурентов благодаря огромному числу высококвалифицированных англоговорящих специалистов в вопросах аут-сорсинга (прежде всего в IT - сфере). Немаловажную роль сыграл и такой фактор, как численность рабочих.
Малайзии помогли занять третье место развитая инфраструктура, высокая степень интеграции в мировую экономику и наиболее благоприятный бизнес-климат среди развивающихся стран. Сравняться с Индией и Китаем по численности работников и по масштабам экономики Малайзии, где населения всего 22 млн. человек, конечно же, не удастся. Однако правительство этой страны проводит эффективные программы в области IT и в секторе услуг, а потому, считают в А. Т. Кеагпеу, в ближайшие пять лет именно Малайзия станет основным конкурентом Индии в аутсорсинге IT – бизнеса.
Такие страны, как Сингапур (5-е место), Канада (8-е) и Новая Зеландия (12-е), демонстрируют, что и развитые экономики могут быть прибыльными офшорными зонами, прежде всего благодаря хорошему образованию населения.
Задание.
1. Сформулируйте факторы привлекательности страны, как оффшорной зоны.
2. Оцените степень развитости этих факторов в России.
3. Объясните, как вы понимаете термин «аутсорсинг»?.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему МРТ называют материальной основой развития мирового хозяйства?
2. Каковы предпосылки и условия формирования МРТ?
3. Каковы основные этапы эволюции международного разделения труда и их характерные черты?
4. Каковы особенности современного этапа МРТ?
5. Какое влияние на развитие МРТ оказывает научно-технический прогресс?
6. Что побуждает страны к участию в МРТ?
7. Каковы показатели развития МРТ?
8. Что такое международная специализация производства?
9. В чем суть международного кооперирования производства?
10. Какова роль России в системе международного разделения труда?
Учебные цели
1. Выявить сущность понятий «открытая» и «закрытая» экономика (автаркия).
2. Выделить основные характеристики и показатели открытости экономики.
3. Определить связь открытости экономики с участием страны в системе МРТ, процессах экономической интеграции, интернационализации мирового производства и глобализации хозяйственной жизни.
Основные термины и понятия
Автаркия; открытая национальная экономика; критерии открытости экономики; показатели открытости; экспортная квота; импортная квота; внешнеторговая квота; факторы открытости экономики; социально-экономические выгоды и издержки открытости экономики; экономическая безопасность
Список литературы
1. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М., 2002.
2. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И.П. Фаминского. 2-е изд., - М., 1994.
3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: 2000.
4. Мировая экономика. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
5. Родрик Д. Издержки глобализации: открытость экономики лишает страну, вступающую в ВТО, собственной стратегии развития// Независимая газета. – 2001. – № 61.
Тестовые задания
1.Равнозначны ли понятия «свобода торговли» и «открытая экономика»?
а) да б) нет
2. Открытая экономика предполагает:
а) целостность экономики
б) организацию зон совместного предпринимательства
в) благоприятный инвестиционный климат
г) разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных капиталов
д) национальное хозяйство как единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство
е) активное использование современных форм совместного предпринимательства
ж) стирание национальных границ
з) организацию единого экономического пространства с зарубежными странами
3. К количественным показателям открытости экономики страны относят:
а) экспортную квоту
б) квотирование экспорта
в) импортную квоту
г) квотирование импорта
ж) внешнеторговую квоту
з) квотирование внешней торговли
и) объем реэкспорта
4. Отметить основные факторы, влияющие на степень открытости национальной экономики:
а) роль страны в международном производстве
б) объем внутреннего рынка
в) уровень экономического развития страны
г) удельный вес базовых отраслей промышленности в структуре экономики
д) уровень экспортных и импортных таможенных пошлин
5. Открытость национальной экономики выражается показателем:
а) объема иностранных инвестиций в национальную экономику
б) импортной квоты
в) процентного отношения объема экспорта или импорта к ВВП
г) числа занятых в экспортном производстве
д) производительности труда на экспортоориентированных предприятиях
е) экспортной квоты
ж) количества предприятий с иностранными инвестициями в принимающей стране
6. В условиях растущей открытости национальных экономик объем экспортируемых и импортируемых товаров и услуг:
а) падает б) растет
Он составляет (установить соответствие):
1. 1979 г. в) 25% мирового ВВП
2. 1990 г. г) 45% мирового ВВП
д) 65% мирового ВВП
7.Доля экспорта в ВВП – основной показатель открытости экономики.
А) верно Б) неверно
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение открытой и закрытой экономик.
2. Назовите критерии открытости экономики.
3. Перечислите показатели открытости экономики.
4. Назовите основные факторы, влияющие на степень открытости экономики.
5. Какие преимущества дает открытость экономики стране?
6. Назовите страны с наиболее открытой и наиболее закрытой экономикой.
7. Объясните, как связаны задачи усиления открытости экономики и обеспечения экономической безопасности.
ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА
Типология стран мира, представляющая собой классификацию стран мировой экономики, используется в различных целях. Наиболее распространенной формой типологии стран является - проведение межстрановых экономических сравнений и выделение групп стран по уровню экономического развития. Международные экономические сопоставления должны проводиться на основе определенных принципов для обеспечения достоверности полученных результатов, в том числе: приведение сравниваемых показателей к одному году или периоду, к единой валюте по паритету покупательной способности валют, единая методология расчета показателей, использование не абсолютных, а относительных экономических показателей и т.д. Существуют классификации стран мира построенные по различным критериям. Критерием классификации может выступать уровень экономического развития, уровень и качество жизни, индекс общественного развития и т.д.
В мировой экономике наиболее часто выделяют следующие группы стран развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Кроме того, ряд специалистов выделяет из группы развивающихся стран группу новых индустриальных стран. Все названные группы стран имеют общие черты и показатели развития.
Учебные цели
1. Ознакомиться с основными подходами к классификации стран мира и основными видами классификации.
2. Выявить основные показатели, характеризующие место страны в мировой экономике.
3. Изучить основные принципы межстрановых сравнений.
4. Выяснить характеристики и состав группы развитых стран, развивающихся стран, стран с переходной экономикой и новых индустриальных стран.
Основные термины и понятия
Развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Уровень экономического развития. Экономический потенциал. Национальное богатство. Уровень участия страны в мировом хозяйстве.
Список литературы
1. Аваков Р. Колонизация и деколонизация: эволюция развивающегося мира// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 9.
2. Быков П. Тонущие острова. Япония оказалась перед лицом полномасштабного экономического кризиса// Эксперт. – 2001. – № 11.
3. Вайн С. О недоверии к будущему американской экономики// Рынок ценных бумаг. – 2001. – № 1.
4. Дейкин А. Экономика США после «эпохи бюджетных дефицитов»// США: экономика, политика, культура. – 2000. – № 1-2.
5. Жуков С., Резников О. Развивающиеся страны и Россия: взаимодействие в глобальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 12.
6. Занегин Б. Китайская революция на геополитических весах// США: экономика, политика, культура. – 2000. – № 1.
7. Зинн Х.В. Германия нуждается в реформах// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 1.
8. Кошечкин Е. Состояние мировой экономики и стран переходного типа// Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 1.
9. Лебедева Э. Тропическая Африка на пороге XXI века// Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 9.