Лекция 1. Введение в экономическую теорию. Рыночная экономика. Спрос, предложение, цена.
Предисловие
Данные лекции предназначены для создания у студентов целостного представления о предмете экономической науки, ее законах, методах экономического анализа. В процессе изучения экономической теории у студентов должны сформироваться основы экономического мышления, навыки в области системного подхода к решению общеэкономических задач микроуровневого и макромасштабного характера.
Цель дисциплины – изучение закономерностей развития экономических систем, механизма функционирования рыночной экономики, актуальных социально-экономических проблем современной России.
Главная задача изучения предмета – выработка у студентов экономического мышления, способности к самостоятельной предпринимательской деятельности. Необходимость экономической подготовки специалистов и потребность в экономических знаниях на всех уровнях национального хозяйства – веление времени.
Студент должен знать экономические законы и категории, понимать причинно-следственные связи экономических процессов, усвоить принципы эффективного хозяйствования.
Без фундаментальной науки экономические проблемы могут решаться только методом "проб и ошибок". Именно экономическая теория – фундамент всех и частных экономических дисциплин. Экономическая теория, являясь интеллектуальным инструментом познания экономической действительности, не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной практике.
Овладев основами экономической теории, студенты смогут использовать приобретенные знания в своей последующей деятельности, разбираться в объективных тенденциях экономического развития, закономерностях функционирования экономических систем, взаимосвязи экономических процессов и их социального содержания.
Лекция 1. Введение в экономическую теорию. Рыночная экономика. Спрос, предложение, цена.
Цель лекции – понять сущность, задачи и назначение основных законов и категорий экономической теории,изучить важнейшие закономерности и категории рынка.
После изучения данного материала студенты смогут использовать экономические категории, понятия и термины для изучения микроэкономических и макроэкономических процессов и явлений,понять сущность и механизм действия основных законов рыночных отношений.
Раздел 1. Введение в экономическую теорию. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы.
· 1.1. Предмет экономики.
· 1.2. Метод экономической теории.
· 1.3. Из истории развития экономической теории.
· 1.4. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы.
Рис. 1.3
Труд- это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определённую квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы. В данном случае термин «труд» используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле, труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)
Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
& nbsp; Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей ещё называютредкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведённые продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведённой продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости, (рисунок 1.4.)
Рис. 1.4
Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг - это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории. Исходя из этого можно сформулировать ещё одно наиболее конкретное определение предмета экономической теории.
Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Таким образом, мы сформулировали предмет экономики, при этом ввели несколько важнейших экономических понятий, таких как экономическая система, потребности, факторы производства, редкость ресурсов.
Метод экономической теории.
Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.
Рассматривая выше предмет экономической теории, мы выяснили, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления, благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Больше того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты. Какой же метод используется в экономической теории? С помощью, каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?
Вопрос о методе экономики - это сложный и специальный вопрос, интересный главным образом для экономистов, и в меньшей степени для студентов неэкономических специальностей. Тем не менее, необходимо иметь об этом хотя бы общее представление.
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
· Изучая, экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы:
o всё развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении.
o внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.
Кроме этого, опираясь на диалектический метод, экономисты изучают экономические явления и процессы с помощью частных методов. Это методы исследования, применяемые главным образом в какой-то отдельной науке. В целом группу частных методов исследования в экономической теории можно охарактеризовать как аналитический метод. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.
Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.
Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое - синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.
Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности, закона спроса и закона предложения.
В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.
Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.
В настоящей главе вы уже познакомились с одним из экономических законов, с законом возрастающих альтернативных издержек. При освоении микроэкономической и макроэкономической теории вы познакомитесь ещё с несколькими экономическими законами.
Необходимо отметить, что экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микроэкономическом уровне, макроэкономическом, на уровне мировой экономики. Можно, например, анализировать, как предприятие принимает решения по поводу того, сколько нанять дополнительных рабочих, или какую цену установить на новую продукцию. Другой уровень анализа в том случае, когда мы изучаем функционирование экономики в целом, в частности, пытаемся понять, сколько денег нужно обществу, чтобы экономика развивалась нормально. А на уровне мировой экономики мы хотим знать, как будут изменяться на мировом рынке цены на нефть, которую экспортирует Россия.
Соответственно в рамках экономической теории выделяются следующие части: введение в экономическую теорию (основополагающие концепции и понятия), микроэкономическая теория, макроэкономическая теория, теория мировой экономики, теория переходной экономики (рисунок 1.8.).
Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.
Микроэкономика изучает, например, как формируется цена товара вообще, от чего зависит стоимость двухкомнатной квартиры на юго-западе Москвы, в частности. Или: от чего зависит заработная плата профессора и оператора станка с программным управлением, почему, производство российских автомобилей сократилось, почему, несмотря на падение реальной заработной платы в России, в 90-е годы число личных автомобилей возросло, выгодно или нет тратить время и средства на получение высшего образования.
Макроэкономика исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.
В макроэкономике анализируется, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 90-е годы, от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI века. Этот перечень можно продолжать очень долго. Если в микроэкономике изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике - уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции. При сравнении микроэкономики и макроэкономики часто проводят аналогию между деревом и лесом. На микро уровне исследуется строение дерева, от чего зависит его плодородие и срок жизни. На макро уровне исследователей интересует, как возник лес, каким образом уживаются между собой разные породы деревьев, почему при осушении ближайшего болота лес стал исчезать, какую роль играют в развитии леса, протекающие по нему ручьи.
Международная экономика - это часть экономической теории, где анализируется развитие мирового хозяйства в целом, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений.
еоретические проблемы международной экономики связаны, прежде всего, с международной торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы. Как и почему изменяется обменный курс рубля? Как повлияла девальвация российского рубля на наш экспорт? Имеет ли значение для мировой торговли снижение торговых пошлин в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)? В изучении международной экономики особое значение приобретают такие факторы, как отсутствие в мире единой денежной единицы, национальные барьеры на пути движения товаров, услуг и факторов производства, международная политика.
Все разделы экономической теории тесно связаны друг с другом, между ними нет строгого водораздела. Уровень инфляции зависит и от изменений цен на отдельные товары, например, повышение цен на нефть приведёт к росту уровня цен в экономике. Снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей может привести к банкротству российских автомобильных заводов и к росту безработицы. Увеличение российского внешнего долга увеличивает дефицит государственного бюджета и влияет на курс рубля.
Теория переходной экономики (переходная экономика) изучает развитие экономической системы в странах, где осуществляется преобразование административно-командной экономики в рыночную экономику.
В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. Переход от административно-командной экономики к рыночной ставит множество теоретических проблем, неизвестных ранее экономической науке. В мире было известно, как возникает капитализм на основе феодализма, но возникновение капитализма на основе государственного социализма - новый исторический процесс. Как преобразовывать государственные предприятия в частные, в какой степени сохранить государственный сектор; как изменять структуру экономики, чтобы сделать её эффективной; как сделать так, чтобы люди, живущие в такую переломную эпоху, смогли работать и получать зарплату, достаточную для достойной жизни; какую рыночную экономику мы хотим построить, может быть социально-ориентированную рыночную экономику? И сотни других проблем, решение которых требует соответствующей теории переходной экономики.
В дальнейших главах будут последовательно обсуждаться важнейшие проблемы микроэкономики, макроэкономики, международной экономики и переходной экономики.
Спрос и его факторы
Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Существуют понятия «потребность» и «спрос».
Потребность - это желание людей иметь товары и услуги, которые удовлетворяют их желание. Потребности человека безграничны и постоянно растут, что выражается в «законе возвышения потребностей».
Спрос - это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается символом D.
Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q. На это указывают точки А, В, С на кривой спроса D (рис. 7.1).
Кривая спроса D направлена вниз и вправо. Это означает, что зависимость между ценой и количеством покупаемого товара отрицательная и обратно пропорциональная.
Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Р
Q
Рис. 7.1
Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.
Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.
На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).
Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода - это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товар и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается.
Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми взаимозаменяемыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полезно, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).
Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызывают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение дохода цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево (рис. 7.2).
Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, неблагоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприятный - вверх (D1).
Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос D и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.
Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). И, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).
Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D1). И напротив, падает спрос на автобусы (D2).
Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожидание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).
P
Q
Рис. 7.2
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
- Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
- эффектом дохода;
- эффектом замещения;
- действием принципа убывающей предельной полезности.
1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объёма приобретаемых других товаров.
2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
3. Закон убывающей предельной полезности (рассматривается в теме 4) заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.
Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса.
P - цена единицы конкретного товара,
Q - количество единиц товара(величина спроса),
DD - кривая спроса.
Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответствует готовность потребителя приобрести определённое количество продукта?
В данном случае мы предполагали наличие только одного потребителя. На рынке же действуют, как правило, много покупателей. Таким образом, мы должны различать индивидуальный и рыночный спрос. Кривую рыночного спроса можно представить как сумму кривых индивидуального спроса (рис.3.2).
Вернёмся к нашему определению закона спроса. Мы вывели обратную зависимость между изменением цены и изменением величины спроса (подразумевая все прочие условия неизменными). Что же произойдет, если эти условия (факторы) будут меняться? И какие это факторы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо различать два понятия: изменение величины спроса и изменение спроса (изменение в спросе).
Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз.
А изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево.
- К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:
- изменение вкусов и предпочтений потребителей;
- количество потребителей на рынке (размер рынка);
- изменение денежных доходов потребителя;
- цены на сопряженные товары (товары-субституты);
- потребительские ожидания изменений на рынке.
Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.
Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.
Доход. Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.
А. Товары высшей категории (нормальные товары).
Большинство товаров относится к этой категории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачественные продукты питания и т.д.). Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.
В. Товары низшей категории.
К этой категории можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.
Цены на сопряжённые товары. Товары-субституты или сопряжённые товары могут быть двух видов: взаимозаменяемые товары, такие, как сахар и ксилит, масло и маргарин, поездка на поезде и полет на самолёте; взаимодополняющие товары, такие, как вобла и пиво, лыжи и лыжные крепления, автомобиль и бензин.
- Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой продукт находятся в прямой зависимости. Так, если выросли цены на воздушные перевозки, то это вызывает увеличение спроса на поездки железнодорожным транспортом.
- Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой. Можно предположить, что рост цен на пиво сократит спрос на воблу и, наоборот, снижение цены пива вызовет рост спроса на воблу.
Ожидания потребителей. Так ожидание введения отчетности (деклараций) по крупным покупкам может привести к росту спроса на квартиры, дорогие машины, драгоценности и др. со стороны лиц, не уверенных в юридической чистоте своих доходов. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.
Эластичность спроса
Эластичность - это изменение спроса и предложения в зависимости от цены и дохода или степень реакции спроса и предложения на изменение дохода и цены. Изменение объема спроса и предложения при изменении цены на 1% есть коэффициент эластичности (Е):
изменение объема спроса (предложения), %
Е == ——————————————————————————— .
изменение цены, %
Эластичность спроса - это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены и дохода. Следовательно, различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по ценам (ценовая эластичность).
Эластичность спроса по доходу определяется изменением спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя. С ростом дохода товаров приобретается больше. Например, если снижение цены стирального порошка на 5% говорит об увеличении покупательной способности дохода на 10%, то показатель эластичности по доходу будет 2 :
Q 10
Ед=-----=------=2
Р 5
Если для нормальных (обычных) товаров увеличение дохода вызывает повышенный спрос, то эластичность будет положительной, а для товаров низшего качества увеличение дохода означает уменьшение спроса, эластичность отрицательная. Для товаров первой необходимости эластичность будет нулевой.
Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) показывает, насколько изменяется объем спроса на товар (%) при изменении его цены (%):
Q
Ер=--------
Р
При этом объем спроса изменяется на больший процент. Например, если цена товара снизилась с 5 до 3 р., то спрос возрастает от 3 до 6 ед. При цене 5 р. продали 3 единицы (5ХЗ-15 р.), при цене 3 р., продано 6 единиц (Зх 6 = 18 р.).
Бывают следующие виды ценовой эластичности:
Эластичный спрос. При этом коэффициент эластичности по цене больше единицы (Ер > 1). Это значит, что со снижением цены растет спрос. Чем больше товар имеет товаров-заменителей, тем выше его эластичность, так как покупатель Может заменить более дорогие товары на более дешевые.
Коэффициенты эластичности спроса следующие: у автомобиля - 2,1, электричества -1,3, мебели -1,2 и т. д.;
Неэластичный спрос: Ер < 1. Изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены, т. е. изменение цены меньше влияет на изменение спроса. При этом товары не имеют товаров-заменителей, следовательно, они неэластичны. Например, коэффициенты эластичности: у картофеля - 0,3, сахара - 0,3, сигарет - 0,5, топлива - 0,6, одежды - 0,6.
Единичная эластичность: Ер = 1. Процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены товара, т.е. снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса. Это означает, что при снижении цены увеличивается объем реализации за определенный срок, или при повышении цены уменьшается реализация. Доход в том и в другом случае будет одинаковым. Так, коэффициенты эластичности у говядины - 1, пива -1;
Совершенно (абсолютно) неэластичный спрос: Ер=0. Объем спроса не изменяется при любом изменении цены. Товары не имеют заменителей. Это спрос, например, Еp=0 на инсулин, героин;, елку, без которых нельзя обойтись;
Совершенно (абсолютно) эластичный спрос: Ер=∞. Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены или приводит к неограниченному потреблению, либо к полному отказу, например, спрос на помидоры летом на городском рынке для соления, салатов томатов, соков и т. д.
Перекрестная эластичность спроса - это зависимость изменения спроса одного товара (автомобиля) от изменения цены другого товара (бензина). Она возникает при использовании взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров.
Например, растет цена на бензин и резко падает спрос на автомобили с большим расходом горючего. Зависимость спроса на автомобиль от цены на бензин определяется перекрестной эластичностью спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса - это отношение процентного изменения спроса на автомобиль к процентному изменению цены на бензин:
изменение спроса на автомобиль
Еп=------------------------------------------------------------------
изменение цены на бензин
Перекрестная эластичность бывает: положительная, отрицательная и нулевая.
Положительную перекрестную эластичность имеют взаимозаменяющие товары. Так, повышение цены на кофе вызывает рост спроса на чай или подорожание сливочного масла увеличивает спрос на маргарин.
Отрицательной перекрестной эластичностью обладают взаимодополняющие товары. С ростом цены одного товара потребление другого падает. Например, бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка.
Товары, являющиеся нейтральными по отношению друг к другу, имеют нулевую перекрестную эластичность. Например, сапоги и хлеб, капуста и машина и т.д. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики.
Эластичность предложения - это чувствительность, реакция предложения на изменение цены товара. Коэффициент эластичности предложения - это отношение процентного измене ния количества предложенного товара Q к процентному изменению цены Р товара;
Q
Es=——.
Р
Виды эластичности предложения:
совершенно неэластичное предложение. Изменение цены не приводит к изменению предложения. Оно имеет вид вертикальной линии (рис. 7.11);
абсолютно эластичное предложение. Малейшее изменение цены вызывает сокращение предложения до 0 (рис. 7Д2). Оно <