Инфляция, безработица, экономические циклы

ПЛАН:

Инфляция: причины, виды, измерение, последствия. Антимонопольная политика государства

Безработица: причины, формы, измерение. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости. Кривая Филлипса.

Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен.

Дефляция – тенденция к снижению общего уровня цен. Инфляция наблюдается на протяжении нескольких столетии, она постоянно присутствует в рыночной системе, то прогрессируя, то угасая. Стремительное повышение цен на нефтересурсы в последнее время вполне может спровоцировать новую инфляционную волну во всей мировой экономике.

На самом деле инфляция – гораздо более сложное социально-экономическое явление.

Инфляция проявляется в разнообразных формах, классифицируемых по различным критериям.

1. В зависимости от интенсивности инфляционных процессов различают:

− «ползучая» (умеренная) инфляция ;

− «галопирующая» инфляция;

− гиперинфляция;

− супергиперинфляция.

2. В зависимости от механизма нарастания инфляционных процессов выделяют:

− открытую инфляцию;

− подавленную инфляцию;

3. С точки зрения управляемости процессами рассматривают:

− сбалансированную инфляцию;

− несбалансированную инфляцию.

4. В зависимости от возможности прогнозировать изменения различают:

− ожидаемую инфляцию;

− неожиданная инфляция.

Инфляция сложное явление, ее социально-экономические последствия проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности в коротком и в длительном периодах.

1. В сфере производства .

2. В сфере движения доходов.

В целом происходит перераспределение национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами, растет бедность социально незащищенных слоев, и это требует дополнительных трансфертов.

3. В сфере финансов.

4. В сфере денежного обращения.

5. В сфере бюджетных отношений.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленного на снижение инфляции. Содержание и методы такой политики зависят от характера и форм инфляции.

Безработица: причины, формы, измерение. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости. Кривая Филлипса.

Безработица, т.е. неиспользование обществом части своего трудового ресурса, является проявлением неравновесия на рынке труда, при котором предложение труда превышает спрос. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности. Отсутствие работы означает потерю источника доходов, невозможность обеспечивать существование свое и своей семьи, отсутствие условий для саморазвития.

Формы безработицы разнообразны.

1. Фрикционная безработица.

2. Структурная безработица.

3. Технологическая безработица.

4. Институциональная безработица.

5. Сезонная безработица. О

6. Циклическая безработица.

Безработица иногда принимает скрытые формы.

Экономически активное население часто определяется как рабочая сила.

Уровень безработицы – это доля безработных в общей численности рабочей силы:

инфляция, безработица, экономические циклы - student2.ru .

Последствия безработицы сказываются по многим направлениям.

Безработица порождает и многочисленные социальные проблемы: потеря квалификации и социального статуса, депрессия, бездеятельность, моральная деградация, а также увеличение разводов, суицидности, преступности, беспризорности детей.

Тема 10. Государственные расходы и налоги.

Бюджетно-налоговая политика

ПЛАН:

10.1. Государственный бюджет

10.2. Бюджетный дефицит и государственный долг

10.3. Налоги и налогообложение

10.4. Бюджетно-налоговая политика

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания госаппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Доходы госбюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов (фонд социального страхования, строительство дорог, охрана окружающей среды, переподготовка рабочей силы и многое другое).

10.2. Бюджетный дефицит и государственный долг

Дефицит бюджета подразделяется на 2 компонента: структурный дефицит и циклический дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (учет уровня налогообложения и текущих затрат) и постоянно заданном уровне безработицы. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы повышается выше базового (6%), реально наблюдающийся дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит частично из-за роста выплат пособий по безработице и другим социальным программам, частично из-за падения доходов от федеральных налогов по мере общего падения доходов населения. Разность между реально наблюдаемым (фактическим) дефицитом бюджета и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1. Всемерное стимулирование притока доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности.

2. Сокращение государственных расходов, особенно расходов на управление государством.

3. Изменение системы налогообложения.

4. Конверсия военного производства.

5. Переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

6. Эмиссия денег.

7. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего.

Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.

Государственный долг.

Внутренний государственный долг.

10.3. Налоги и налогообложение

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств называется налогообложением.

По механизму формирования налоги делятся на три основных группы: прямые, целевые и косвенные.

1. Прямые налоги. Реальные налоги.

Широкое распространение получили личные налоги. Самый основной налог – подоходный налог.

2. В последнее время повышается значение особого вида налогов – целевых.

3. Косвенные налоги.

В системе налогообложения большую роль играют налоговые ставки и налоговые льготы.

Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств в зависимости от их профиля, характера производимой продукции и выполняемых работ, используемой рабочей силы, зоны расположения.

В любом государстве и производители товаров, и потребители пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости их взимания. Дать оценку справедливости в определенной степени можно, используя понятие прогрессивности налогообложения – это отношение суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к величине этого дохода. При этом различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Разницу между суммами налогов и социальных выплат называют чистые налоги.

Кривая Лаффера – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от 0% до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума.

10.4. Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами госбюджета для достижения поставленных целей (удвоение ВВП, рост производства, занятости, снижение темпов инфляции и др.).

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Мультипликатор государственных расходов рассчитывается так:

MULT = ΔY/ΔG = 1/1 – MPC

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора MT/ MT = ΔY/ΔT. Потребительские расходы уменьшаются на величину ΔT*MPC и соответственно уменьшают равновесный объем производства на ΔY.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения госрасходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (пособия по безработице), система участия в прибылях. Это так называемые встроенные стабилизаторы.

Выводы по теме: Бюджетно-налоговая политика является одной из основных в системе государственного управления. Рынок берет на себя исполнение далеко не всех функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, поэтому часть доходов необходимо перераспределять через налоговую систему и бюджеты разных уровней.

Тема 11. Деньги и денежный рынок.

Банковская система.

Денежно-кредитная политика

ПЛАН:

11.1. Деньги и их функции. Денежный рынок

11.2. Банковская система

11.3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Деньги – это то, что общество признает деньгами. Таково наиболее общее и полное их определение.

Деньгам традиционно приписывается три функции:

1. Средство обращения (платежа).

2. Мера стоимости.

3. Средство накопления (сбережения).

Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, ценных бумаг и т. д. Однако деньги больше подходят для выполнения этой функции, поскольку им присуща ликвидность.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, обслуживающих кругооборот товаров и услуг.

Закон денежного обращения определяет количество денег, необходимых для обращения:

Д = Р – К + П – ВП ,
С0

Скорость обращения денег (V) – среднее количество раз в год, которое каждый доллар (рубль) из общей массы денег, находящихся в обращении, используется на покупку готовых товаров:

V = Номинальный ВВП ,
Масса денег в обращении

Денежный рынок – рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки – «цену» денег. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Денежный рынок находится в состоянии равновесия, когда спрос на реальные денежные остатки (реальную кассу) равен предлагаемому их количеству, r – равновесная ставка процента.

Классическая количественная теория денег и цен иллюстрируется уравнением обмена, или уравнением И. Фишера, которое записывается так: MV = PQ,

Денежный мультипликатор – прирост предложения денег, вызванный увеличением денежной базы на 1 доллар (рубль). Он определяется как отношение денежной массы к денежной базе (деньги Центрального банка).

11.2. Банковская система

Ведущим инструментом денежного рынка являются банки. Банки – это учреждения, организующие кредитные операции. Их специфическая роль – посредничество между собственниками свободных денег и предпринимателями, испытывающими потребность в финансовых ресурсах.

Основой деятельности банковской сферы является кредит. Кредит – это предоставление денег или товара в долг на гарантированных условиях возвратности, срочности и платности. Отсюда видны основные условия кредита: 1) срочность – кредит предоставляется на заранее определенный срок; 2) возвратность – взятая в долг сумма обязательно должна быть возвращена; 3) платность – за пользование деньгами нужно платить процент; 4) обеспеченность кредита – кредитор проверяет, насколько платежеспособен заемщик; 5) целевой характер кредита – заемщик указывает кредитору, на какие расходы он берет кредит.

Кредит выступает в многообразных формах:

1. Коммерческий кредит.

2. Банковский кредит.

3. Потребительский кредит.

4. Государственный кредит.

5. Международный кредит.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень образует центральный банк страны, который выполняет ряд функций:

- осуществляет эмиссию денег в стране;

- проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны;

- управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные расчетные и кредитные операции.

Второй уровень – это система коммерческих банков, которые выполняют две основные функции (являются, если так можно выразиться, «рабочими лошадками» финансового рынка): 1) привлечение временно свободных денежных средств от населения и организаций и 2) выгодное размещение этих средств с целью получения дохода. Также комбанки занимаются обслуживанием счетов своих клиентов.

11.3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

- изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

- процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

- управление наличной денежной массой, в том числе эмиссия денежных знаков;

- валютное регулирование.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке.

Процентная политика есть не что иное как политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово-устойчивым коммерческим банкам.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центробанком.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

Выводы по теме: Рыночная система основана на денежно-кредитных отношениях. Ведущим инструментом денежного рынка являются банки. В рыночной экономике принята двухуровневая банковская система: Центральный банк и сеть коммерческих банков. Каждый из них выполняет свои функции.

Тема 12. Экономический рост и развитие

ПЛАН:

12.1. Экономический рост: сущность, источники, типы

12.2. Неоклассические и кейнсианские модели

экономического роста. «Золотое правило накопления»

12.3. Государственное регулирование экономического роста

Выделим основные черты нового качества экономического роста:

1. Рост становится исключительно интенсивным, сопровождается повышением эффективности производства на основе достижений НТП, применения ресурсосберегающих технологий.

2. Прирост производства представлен в основном продукцией отраслей, определяющих технологический прогресс, и тех отраслей, которые обслуживают потребности человека.

3. Расчет, значимость и динамика непроизводственной сферы: она становится исходной посылкой формирования эффективности общественного производства.

4. Устанавливаются границы, за пределами которых экономическое развитие признается социально опасным. Необходимо сохранить среду обитания человека и невоспроизводимые ресурсы.

Экономический рост определяется и измеряется двумя способами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени (1) или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП или ЧНП на душу населения (2).

Исходя из любого определения, можно измерить экономический рост. Его измеряют годовыми темпами роста в процентах:

Темпы экономического роста = Величина реального ВНП текущего года Величина реального ВНП прошлого года     *100.
Величина реального ВНП прошлого года

Источники экономического роста можно рассматривать на двух уровнях. Во-первых, это та часть ВНП, которая идет на расширение производственной сферы и выступает в виде доли, используемой на накопление. Во-вторых, в практической деятельности источником являются инвестиции. В свою очередь, инвестиции имеют два основных источника – амортизационные отчисления и сбережения. Доля амортизационных отчислений постоянно увеличивается, но они служат в основном для поддержания и обновления действующих фондов и лишь частично – для расширения масштабов производства.

Главным источником инвестиций все же являются сбережения (накопления), которые, во-первых, осуществляются населением как личные сбережения. Последние аккумулируются финансовой системой и потом передаются фирмам для производительного использования.

12.2. Неоклассические и кейнсианские модели

экономического роста. «Золотое правило накопления»

Производственной макроэкономической функции можно дать два определения: это функция равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала К, труда L, земли N, НТП); это соотношение между национальным продуктом и взаимосвязанными факторами богатства общества, используемыми в экономике для его получения.

Коэффициенты эластичности рассчитываются эмпирически.

Исходя из этого, они предложили эмпирическую производственную функцию именуемую Функцией Кобба-Дугласа:

Y = AKα * Lβ ,

В совокупности эти степенные коэффициенты отражают общую реакцию производства на изменение указанных затрат.

Конкретный вид функции Кобба-Дугласа был таким:

Y = 1,01 * L0.75 * K0.25,

Модель Кобба-Дугласа применима для экстенсивного экономического роста.

Золотое правило накопления

Экономика растет в равновесном темпе, максимизирующем среднюю норму потребления, если норма сбережений равна эластичности объема производства по капиталу. Сформированное в такой форме условие оптимального роста называется Золотым правилом накопления. При оптимальной норме сбережений вся прибыль (П) должна быть инвестирована:

П = I .
Y L

Кейнсианские модели, как и учение в целом основаны на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный экономический рост. Главная часть спроса – капитальные вложения, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль. Вместе с тем капиталовложения определяются увеличением прибылей. Отметим, что кейнсианцы разделяют неоклассическую позицию эффективности производственных факторов и их взаимозаменяемость.

Модель Харрода-Домара предназначена для определения постоянного сбалансированного темпа роста экономики, при котором все основные компоненты экономической системы изменяются во времени с одинаковой скоростью, при полной занятости населения в трудоспособном возрасте.

Концепция мультипликатора-акселератора может быть представлена так:

1. Мультипликатор – коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста национального дохода к приросту инвестиций. Мультипликатор инвестиций можно представить так:

  Ма   = ∆Y .
∆ I

2. Вторичные, индуцированные, инвестиции на основе сбережений дополняют первоначальные (автономные) инвестиции, усиливают их действие, порождая эффект акселерации, который состоит в том, что чем большая доля национального дохода выделяется на капиталовложения, тем быстрее растет сам национальный доход, тем большую долю его можно выделить на новые капиталовложения.

Акселератор – коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту дохода предыдущего года:

  V   = ∆IT ,
YT – YT-1

следовательно, ∆IT = v (YT – YT–1),

3. Модель взаимодействия акселератора и мультипликатора может быть представлена следующей формулой (формула Хикса):

Yn = (1 – S) YT + v (YT – YT-1) + A,

12.3. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост не может быть беспредельным. Есть границы, за которыми экономическое развитие признается социально опасным. Для того, чтобы этого избежать, государство осуществляет регулирование экономического роста по нескольким основным направлениям.

1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые в принципе недоступны рыночной системе. (Например, охрана окружающей среды, развитие фундаментальной науки).

2. Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации (через проведение денежной и налоговой политики).

3. Структурное регулирование (через бюджетную и кредитную политику). (Например, государство стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики, а также проводит региональную структурную политику).

4. Регулирование макроэкономического равновесия инвестиций и сбережений (государству надо позаботиться о ликвидации дефицита бюджета, антиинфляционном регулировании и продуманной социальной политике).

5. Проведение налоговой политики, которая с 80-х годов стала главным инструментом государственного стимулирования экономического роста.

6. Политика ускоренной амортизации, которая ведет к высоким темпам обновления основного капитала.

Выводы по теме: Основной целью любой национальной экономики является рост благосостояния населения, которое достигается при экономическом росте. Источниками экономического роста являются накопления (сбережения), инвестиции и амортизационные отчисления.

Наши рекомендации