Формирование универсальных учебных действий у обучающегося на уроках различного типа
Тип урока | Формируемые УУД | |
Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Урок постановки учебной задачи | Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок решения учебной задачи | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок моделирования и преобразования модели | Познавательные: знаково-символические. Коммуникативные | Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок решения частных задач с применением открытого способа действия | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок контроля и оценки | Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. | Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. |
На базовом уровнем изучение экономики в свете требования ФГОС основного общего образования – требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
«Экономика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
3) владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Рассмотрев понятия и сущность УУД, следует сказать, что существуют различные точки зрения на определение данного понятия. Анализ показал, что универсальные учебные действия трактуются в педагогике, как умение учиться, а также рассматриваются, как совокупность способов, действий обучающихся.