Тема 10. Интеграция Украины в современную мирохозяйственную систему.

Предпосылки, особенности и пути интеграции Украины в современную систему мирохозяйственных связей. Интеграционные приоритеты. Внутриэкономические факторы интеграции. Трансформация структуры внешнеэкономических связей. Формирование системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методические указания

При изучении темы следует понять необходимость, предпосылки, особенности и пути интеграции Украины в мировое хозяйство, разобраться в её интеграционных приоритетах, факторах, в трансформации структуры её внешнеэкономических связей и формировании системы их регулирования.

Объективная необходимость интеграции обусловлены:

- преимуществами МРТ;

- потребностью преодолеть индивидуальную обособленность государства.

Объективные возможности интеграции:

- экономический потенциал;

- создание механизма ВЭС на макро и микроуровнях.

Особенности Украины:

- отсутствие опыта государственности;

- необходимость достижения настоящего суверенитета;

- отсутствие политико-правовых регуляторов и инструментов;

- неразвитость рыночных отношений;

- инерция ухудшения экономического состояния;

- снижение запаса социальной выдержки населения.

Факторы, влияющие на интеграционную мотивацию и политику:

- совмещение периодов дезинтеграции и интеграции;

- размещение в районе высокого интеграционного уровня;

- конкурентность аналогичных интересов стран Восточной Европы;

- негативный опыт интеграции в рамках СССР И СЭВ.

Пути интеграции:

- через активную и либеральную внешнеэкономическую политику; за счет формирования условий, благоприятных для иностранного предпринимательства, инвестирования и транснационализации предприятий;

- через заключение двусторонних межгосударственных экономических соглашений и участие в многосторонних правительственных переговорах; за счет интенсификации восточно-европейских интеграционных процессов и формирования предпосылок интеграции в западно-европейские интеграционные структуры.

Для эффективной интеграции необходимы политико-правовые, экономические, социально- культурные и инфраструктурные предварительные условия.

Внутриэкономические факторы интеграции:

- переход к рыночной экономике;

- структурная перестройка национальной экономики.

Приоритеты структурной перестройки:

- научно-техническое и технологическое обновление;

- повышение уровня внутренней сбалансированности национальной экономики;

- формирование условий для социально ориентированного развития национальной экономики.

Этапы новой экономической политики:

- достижение финансовой макростабилизации;

- активизация экономического развития;

- создание условий для становления и саморазвития эффективной национальной экономики, внутрисбалансированной и глубоко интегрированной в структуру мирового хозяйства.

Внешнеэкономические факторы интеграции:

- трансформация структуры внешней торговли;

- активизация иностранной инвестиционной деятельности;

- формирование системы регулирования ВЭД.

Интеграционные приоритеты Украины: на микроуровне необходимо определить производственно-отраслевые приоритеты, а путь «снизу вверх»; на макроуровне – региональные приоритеты, а путь «сверху вниз».

Среднесрочные интеграционные приоритеты находятся в поле двух разнонаправленных векторов. С одной стороны, осторожное отношение к участию в интеграционных группировках стран с высоким уровнем наднационального регулирования. С другой – невозможность длительного позаинтеграционного развития в регионе.

В перспективе на ближайшие 10-15 лет ключевое значение будут иметь экономические отношения со странами СНГ.

Специфическое место среди интеграционных группировок может занять Черноморское экономическое сотрудничество.

В долгосрочном контексте очевидна ориентация Украины в европейские интеграционные структуры: создание условий для развития сотрудничества и интеграции (4-5 лет), ускоренная адаптация и начало вхождения (6-10 лет), комплексная интеграция.

Принципиальное значение имеет интенсификация двусторонних и многосторонних связей, интенсивное участие в деятельности международных экономических организаций.

Негативные структурные тенденции ВЭД Украины:

- преимущественно сырьевая направленность экспорта, превалирование в нем материалоемкого оборудования;

- нерациональность товарной структуры импорта;

- деформация географической структуры экспорта и импорта, вплоть до монопольной зависимости от отдельных стран;

- крайне неравномерные размещение экспортного потенциала Украины.

Трансформация внешней торговли:

- среди традиционных отраслей весомое место принадлежит черной металлургии. Необходимо решить ее основные проблемы;

- новым возможным сектором экспорта могут стать наукоемкие изделия и высокие технологии;

- создание условий для экспорта в сфере услуг.

Переориентация товарной структуры внешней торговли:

- замещение экспорта топлива, энергии и сырья экспортом энерго и материалоемкой готовой продукцией;

- переход от поставок черных металлов к поставкам проката;

- переспециализация и техническое переоборудование машиностроения;

- выход на рынки военной техники и вооружения;

- интенсификация экспорта в научно-технической сфере;

- развитие международных транзитных перевозок с транспортно-экспедиторским обеспечением;

- формирование инфраструктурных и организационно-экономических условий развития международного туризма;

- переход от импорта готовых средств производства и материалов к покупке машин и оборудования для них;

- значительное увеличение закупок лицензий;

- ввоз материалов и комплектующих изделий для расширения выпуска экспортной продукции;

- структурная переориентация экономики на достижение более равномерного и сбалансированного экспорта отельных регионов.

Формирование современной системы регулирования ВЭД. Её основы заложены законом Украины «О ВЭД», а основными звеньями являются:

- ВРУ и КМУ;

- Министерство ВЭС и торговли;

- Экспортно-импортный банк;

- Государственный таможенный комитет;

- Государственный валютный фонд;

- формируются валютные фонды местных органов самоуправления.

Особенностью механизма регулирования является принцип ответственности государственных органов за моральный и материальный ущерб, причиненный их решениями субъектам ВЭД.

Создана нормативно-правовая база регулирования ВЭД:

- закон «О внешнеэкономической деятельности»;

- закон «ОБ иностранных инвестициях»;

- закон «О специальных экономических зонах»;

- закон «О валютном регулировании» и т.д.

Сущность стратегии регулирования составляет либерализация ВЭД. На первом ее этапе осуществляется либерализация внешней торговли, на втором – либерализация миграции капиталов и рабочей силы.

Наши рекомендации