Тема 10. Интеграция Украины в современную мирохозяйственную систему.
Предпосылки, особенности и пути интеграции Украины в современную систему мирохозяйственных связей. Интеграционные приоритеты. Внутриэкономические факторы интеграции. Трансформация структуры внешнеэкономических связей. Формирование системы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Методические указания
При изучении темы следует понять необходимость, предпосылки, особенности и пути интеграции Украины в мировое хозяйство, разобраться в её интеграционных приоритетах, факторах, в трансформации структуры её внешнеэкономических связей и формировании системы их регулирования.
Объективная необходимость интеграции обусловлены:
- преимуществами МРТ;
- потребностью преодолеть индивидуальную обособленность государства.
Объективные возможности интеграции:
- экономический потенциал;
- создание механизма ВЭС на макро и микроуровнях.
Особенности Украины:
- отсутствие опыта государственности;
- необходимость достижения настоящего суверенитета;
- отсутствие политико-правовых регуляторов и инструментов;
- неразвитость рыночных отношений;
- инерция ухудшения экономического состояния;
- снижение запаса социальной выдержки населения.
Факторы, влияющие на интеграционную мотивацию и политику:
- совмещение периодов дезинтеграции и интеграции;
- размещение в районе высокого интеграционного уровня;
- конкурентность аналогичных интересов стран Восточной Европы;
- негативный опыт интеграции в рамках СССР И СЭВ.
Пути интеграции:
- через активную и либеральную внешнеэкономическую политику; за счет формирования условий, благоприятных для иностранного предпринимательства, инвестирования и транснационализации предприятий;
- через заключение двусторонних межгосударственных экономических соглашений и участие в многосторонних правительственных переговорах; за счет интенсификации восточно-европейских интеграционных процессов и формирования предпосылок интеграции в западно-европейские интеграционные структуры.
Для эффективной интеграции необходимы политико-правовые, экономические, социально- культурные и инфраструктурные предварительные условия.
Внутриэкономические факторы интеграции:
- переход к рыночной экономике;
- структурная перестройка национальной экономики.
Приоритеты структурной перестройки:
- научно-техническое и технологическое обновление;
- повышение уровня внутренней сбалансированности национальной экономики;
- формирование условий для социально ориентированного развития национальной экономики.
Этапы новой экономической политики:
- достижение финансовой макростабилизации;
- активизация экономического развития;
- создание условий для становления и саморазвития эффективной национальной экономики, внутрисбалансированной и глубоко интегрированной в структуру мирового хозяйства.
Внешнеэкономические факторы интеграции:
- трансформация структуры внешней торговли;
- активизация иностранной инвестиционной деятельности;
- формирование системы регулирования ВЭД.
Интеграционные приоритеты Украины: на микроуровне необходимо определить производственно-отраслевые приоритеты, а путь «снизу вверх»; на макроуровне – региональные приоритеты, а путь «сверху вниз».
Среднесрочные интеграционные приоритеты находятся в поле двух разнонаправленных векторов. С одной стороны, осторожное отношение к участию в интеграционных группировках стран с высоким уровнем наднационального регулирования. С другой – невозможность длительного позаинтеграционного развития в регионе.
В перспективе на ближайшие 10-15 лет ключевое значение будут иметь экономические отношения со странами СНГ.
Специфическое место среди интеграционных группировок может занять Черноморское экономическое сотрудничество.
В долгосрочном контексте очевидна ориентация Украины в европейские интеграционные структуры: создание условий для развития сотрудничества и интеграции (4-5 лет), ускоренная адаптация и начало вхождения (6-10 лет), комплексная интеграция.
Принципиальное значение имеет интенсификация двусторонних и многосторонних связей, интенсивное участие в деятельности международных экономических организаций.
Негативные структурные тенденции ВЭД Украины:
- преимущественно сырьевая направленность экспорта, превалирование в нем материалоемкого оборудования;
- нерациональность товарной структуры импорта;
- деформация географической структуры экспорта и импорта, вплоть до монопольной зависимости от отдельных стран;
- крайне неравномерные размещение экспортного потенциала Украины.
Трансформация внешней торговли:
- среди традиционных отраслей весомое место принадлежит черной металлургии. Необходимо решить ее основные проблемы;
- новым возможным сектором экспорта могут стать наукоемкие изделия и высокие технологии;
- создание условий для экспорта в сфере услуг.
Переориентация товарной структуры внешней торговли:
- замещение экспорта топлива, энергии и сырья экспортом энерго и материалоемкой готовой продукцией;
- переход от поставок черных металлов к поставкам проката;
- переспециализация и техническое переоборудование машиностроения;
- выход на рынки военной техники и вооружения;
- интенсификация экспорта в научно-технической сфере;
- развитие международных транзитных перевозок с транспортно-экспедиторским обеспечением;
- формирование инфраструктурных и организационно-экономических условий развития международного туризма;
- переход от импорта готовых средств производства и материалов к покупке машин и оборудования для них;
- значительное увеличение закупок лицензий;
- ввоз материалов и комплектующих изделий для расширения выпуска экспортной продукции;
- структурная переориентация экономики на достижение более равномерного и сбалансированного экспорта отельных регионов.
Формирование современной системы регулирования ВЭД. Её основы заложены законом Украины «О ВЭД», а основными звеньями являются:
- ВРУ и КМУ;
- Министерство ВЭС и торговли;
- Экспортно-импортный банк;
- Государственный таможенный комитет;
- Государственный валютный фонд;
- формируются валютные фонды местных органов самоуправления.
Особенностью механизма регулирования является принцип ответственности государственных органов за моральный и материальный ущерб, причиненный их решениями субъектам ВЭД.
Создана нормативно-правовая база регулирования ВЭД:
- закон «О внешнеэкономической деятельности»;
- закон «ОБ иностранных инвестициях»;
- закон «О специальных экономических зонах»;
- закон «О валютном регулировании» и т.д.
Сущность стратегии регулирования составляет либерализация ВЭД. На первом ее этапе осуществляется либерализация внешней торговли, на втором – либерализация миграции капиталов и рабочей силы.